BUSINESS Дмитрий Гордиенко Maxim Шатров 27 ноября, 2013 13:39

«Зеленое» такси

«Зеленое» такси
Сколько стоит поездка в самом экологичном такси Алматы и какие преимущества получит заказчик перед бомбилами? Почему большинство алматинских такси работают нелегально? О том, как развить успешный и прозрачный бизнес в условиях давления теневого рынка, рассказал владелец такси «Командир» и «ЭКО TAXI» Максим Сарсенов.

О появлении экотакси в Алматы уже писали – брендированные автомобили Ssang Yong мелькают на улицах города с сентября и уже запомнились многим. Оказалось, что проект реализован Максимом Сарсеновым, 26-летним владельцем известного такси «Командир». Как «Командир», так и «ЭКО TAXI», работают только на природном газе и представлены автомобилями Ssang Yong Kyron, большую часть которых молодой предприниматель закупил у акимата города в результате победы на тендере.

Сейчас на линии находятся порядка 150 таких авто, стоимость проезда в которых для физических лиц составляет 110 тенге за километр, а средний чек – около 600 тенге. При этом ни одно другое такси пока не может похвастаться столь же технологически продвинутым сервисом, включающим возможность заказа услуг с помощью мобильных приложений или оплату любыми платежными картами.

Но преимущество «Командира» и «ЭКО TAXI» не только в продвинутом сервисе. Как рассказал Максим Сарсенов, в Алматы на текущий момент лишь 7–8 перевозчиков такси работают легально! И среди них нет популярных в народе такси «Лидер» или «Эконом».

Телефоны, сноуборды, Bubble Tea

Еще в школе я впервые попробовал себя в бизнесе. В 8–9-м классе я продавал сотовые телефоны и сноуборды. Лет в 16 я при поддержке брата устроился работать в нефтегазовую компанию. Там занимался продажами, поиском клиентов и мониторингом цен на нефтепродукты. Начал с помощника, и через год у меня был небольшой рост до старшего менеджера. Но это было не для меня – я мечтал открыть свое дело. Тогда же я впервые поехал в Америку к сестре, где увидел коктейль на основе черного или зеленого чая – Bubble Tea. Этот китайский напиток известен всему миру. Берутся сухие смеси растительного происхождения, их смешивают с водой, заливают лед и потом добавляют крахмальные шарики. Поразмыслив, я решил заняться торговлей этим напитком.

Уличная торговля всегда остается в тени, ее не очень любят власти, потому что это стихийный бизнес. Но тогда это было в тренде. Повально открывались киоски, везде продавали гамбургеры. Да и сейчас это не вышло из моды. В итоге я поехал в Тайвань, заключил договор об эксклюзивном представительстве и стал первым и единственным на тот момент продавцом Bubble Tea в РК. Мне было 19 с половиной лет, когда я открыл первую розничную точку в ТРК «Галерея». Буквально через месяц мы открыли еще один ларек на Арбате. Тогда же я впервые ощутил, что значит зарабатывать деньги. А за 2 года мне удалось поднять сеть до 15 точек. Выручка с топовой точки в летнее время у нас была около 1200 долларов, из которых у меня оставалось около 700 долларов. Неприятным минусом оказалась сезонность такого бизнеса: если с мая по сентябрь у нас продажи шли очень активно, то потом бизнес начинал угасать. Хотя мы успевали заработать достаточное количество денег, чтобы спокойно пережить такую сезонность. Но возможностей расти дальше я перед собой не видел. В итоге я продал этот бизнес за $150 тыс. ребятам из Шымкента. Но передо мной открылись новые перспективы. Всегда нужно помнить: успех бизнесмена не зависит от его образования. Это скорее умение правильно ориентироваться в ситуации и вовремя принимать решения. Решение отказаться от уличной торговли было как раз таким правильно и вовремя принятым решением.

«Зеленое» такси

Это был не Forex

В итоге я занялся трейдингом – торговлей ценными бумагами. Мы открыли класс по обучению и привлечению клиентов. Это был не Forex, мы работали с компанией БКС – «Брокер Кредит Сервис». Условно говоря, к нам приходит человек, открывает аккаунт в БКС, кладет туда деньги и отдает нам этот аккаунт в управление. Прибыль мы делим в зависимости от стратегии – агрессивная это или низкорисковая стратегия. Я большую ставку делал на трейдинг. Мир финансов, ценных бумаг, Уолл-стрит, фондовых бирж уровня New York Stock Exchange – это огромные деньги. Но нужно было еще научиться правильно анализировать логику работы финансовых инструментов. У нас вышла такая ситуация, когда мы вроде бы продумали всю стратегию, привлекли инвестора и деньги в районе миллиона долларов. Но вдруг произошла просадка счета – мы оказались в минусе на 200 тысяч долларов.

Это же рынок ценных бумаг, его постоянно лихорадит. И к нам пришли люди с дикими глазами: что вы себе позволяете? В общем, кое-как мы восстановили счет, но я решил, что лучше буду держаться подальше от такого риска. Несмотря на то, что мы просчитались, я понял общую ситуацию – что от чего зависит, набрался много опыта и считаю, что этот опыт стоил тех нервов. Если ты не получаешь никакого опыта, работаешь просто на карман – ты тратишь время впустую. Карманные проекты, которые только генерируют кэш, в итоге тебя загубят. Ты должен всегда развиваться и инвестировать в свой собственный капитал – интеллект, знания и способности.

Борьба за растаможку

После трейдинга родилась идея открыть прокат лимузинов. Я собрал стартовый капитал – чуть более 250 тысяч долларов. У моего партнера Талгата было еще примерно столько же. Мы думали приобрести Mercedes, Rolls-Royce, BMW, Maybach, растаможить их на льготных условиях и сдавать в аренду. Я отправился в Америку, в Нью-Йорк, с целью понять, какие машины, где и по какой цене выгоднее купить. Из Нью-Йорка шел очень большой поток машин, что приводило к заторам на таможенных пунктах. А льготная растаможка длилась до 1 июля, и я решил, что могу просто не уложиться в сроки. В конечном итоге все пути привели меня в Лос-Анджелес, откуда возить было удобнее – поставки шли не через Европу, а через Китай, то есть быстрее.

Выбор остановили на марке Toyota Camry 40. Приобрели 30 авто за сумму порядка 16 тысяч долларов и отправили их из Лос-Анджелеса в Алматы. 1 июля заканчивается льготная растаможка. Машины пришли на границу Китая – в «Достык» 25 июня. У меня оставалось ровно 5 дней. Или же я «попал», причем капитально: льготная растаможка стоила 1,5 тысячи долларов, а обычная – 12 тысяч! 480 тысяч долларов я уже потратил, а за растаможку надо было заплатить еще либо 45, либо... 300. В этом случае никакие машины были бы мне уже не нужны… На границе все-таки образовался большой затор. И нам всем было понятно, что если и удастся эти машины растаможить, то только на самом «Достыке». И я выезжаю на «Достык», 800 км по убитой дороге. Приехал туда – там таких, как я, еще человек 150. Среди них были те, кто заложил квартиру и на последние деньги купил эти машины… Таможенники вообще ничего не знали – первый раз сталкивались с таможенной декларацией автомобиля. Если здесь у нас, в Алматы, таможенный пост «Мерей» вытаскивал где-то порядка 250 машин в день, то там, на «Достыке», иной раз всего по 2–4 машины в день оформляли. Первые 4 машины я растаможил 27-го числа. То есть ровно двое суток я стоял там возле окошка и спал! Точнее, посплю полчаса – встаю, посплю еще полчаса – снова встаю. Так все и было: кто-то на голом полу лежал, кто-то подстилал одежду… Как беженцы самые настоящие. Но выбора не было. Все друг другу улыбались, хотя на самом деле просто мечтали поскорее пройти эту очередь. В конечном итоге я все эти машины растаможил 29-го числа. Сами понимаете, без трат не обошлось. Но моя ставка – 300 тыс. долларов… Надо уметь выживать – волка ноги кормят, и по-другому никак.

«Зеленое» такси

«Командир» на старте

Самое простое, что можно было сделать с авто, – продать их. Купив машины за 16 тыс. долларов, мы могли сделать это за 21 тысячу. Ноль опыта, просто чистые деньги, которые рано или поздно закончатся. Если, конечно, не пустить их в оборот. Идея сдавать машины в аренду на поверку не сулила особых перспектив – ниша уже освоена, и конкуренты были довольно серьезные. Тогда возникла мысль запустить собственную службу такси.

Это был 2011 год, автомобилей Toyota Camry среди наших конкурентов не было вообще ни у кого. И вот мы запустили первые 6 машин под брендом «Командир» на линию. Постепенно мы развивались, у нас появились и большие корпоративные клиенты. Корпоративную базу мы как раз сформировали за счет машин бизнес-класса. Постепенно все 30 авто мы вывели на линию. С оборотов при этом ничего не забирали, а реинвестировали всю прибыль. Затем купили еще 20 машин примерно по 17,5 тысячи долларов. Так мы проработали год и 8 месяцев.

Запуск «ЭКО TAXI»

Моя позиция в бизнесе – следовать актуальным трендам. Надо заниматься тем, что развивается, и идти туда, куда идет государство! Если тренд – это экологические проекты, то нужно заниматься экопроектами. Если тренд – строительство дорог, то надо заниматься строительством дорог. Не следует идти против течения. Во всем мире сейчас экологические проблемы ставятся на первый план. Все экологические проекты реализуются в зеленых оттенках. В таком же цвете мы разработали и новый бренд «ЭКО TAXI», старт которого в Алматы состоялся в сентябре текущего года, а в Астане мы начнем работу в декабре.

Ранее, в декабре 2012 года, мы приняли решение о продаже всех наших авто Toyota Camry и приобретении у Allur Auto около 300 полноприводных кроссоверов Ssang Yong Kyron 2013 года выпуска, произведенных в Костанае и работающих на компримированном природном газе. По сравнению с гибридными автомобилями, работающими по принципу электричество/бензин, у автомобилей на природном газе в 4 раза снижается выбросы СО и на 30–40% – выбросы NO. 100 из этих автомобилей мы закупили самостоятельно по цене 24 500 долларов, а что касается остальных – выиграли тендер акимата г. Алматы, в результате получив еще 200 машин за 27 200 тысяч долларов в рассрочку под 7% до 2017 года. На сегодняшний день все действующие авто работают на природном газе, а на рынке мы представлены двумя брендами – «ЭКО TAXI» и «Командир Green Line». Общее количество экомобилей на линии составляет 150 единиц.

«Зеленое» такси

О стоимости проезда и нелегальных такси

Во всех авто у нас установлены таксометры – счетчики для определения стоимости проезда за каждый километр. Она по обоим брендам у нас одна и та же – 110 тенге за километр. Если вы вызываете машину по телефону, то минимальная себестоимость проезда до 6 км составит 750 тг. Как рассчитывается эта сумма? К стоимости первых 6 км в размере 660 тг. добавляется еще цена за вызов – 90 тг. В итоге проехать до 6 км включительно стоит 750 тг., а за каждый последующий километр вы заплатите 110 тг.

Нужно понимать, что минимальная себестоимость – это мировая практика, меры предосторожности от непредвиденных обстоятельств. Очень часто бывает, что клиент не выходит на вызов. А водитель ведь уже приехал. Иногда к клиенту приходится ехать в какое-либо труднодоступное место, а потом везти его всего 2–3 км. Вот от подобных случаев мы себя таким образом страхуем.

Между тем сегодня мы становимся все более доступны для потребителей. Средний чек по городу у нас около 600 тг. Раньше стоимость проезда составляла 150 тг. за километр, недавно мы снизили цены до 110 тг. Наши машины можно поймать на улице, просто голосуя, тогда стоимость проезда не включает минимальную себестоимость, а отсчитывает километраж по 110 тг. К примеру, проехать из мкр. «Самал-2» до первого ТРЦ «MEGA» у нас стоит около 800 тг., если поймать нашу машину на улице. Воспользовавшись услугами нескольких популярных в народе нелегальных служб такси вроде «Лидера» или «Эконом», тот же самый путь вы преодолеете за 600 тг.

Стоит отметить, что в настоящее время примерно 7–8 служб такси, включая нашу, имеют разрешение акимата на осуществление деятельности в качестве перевозчика такси. Большинство игроков рынка работают нелегально, игнорируя требования ст. 26 Закона РК «Об автомобильном транспорте». Согласно указанной статье перевозчики обязаны иметь единую цветовую гамму и отличительные обозначения всех машин, обеспечить прохождение предрейсового техосмотра, иметь в наличии таксометр, размещать в салоне такси информацию о стоимости услуги такси и др. Вспомните, все ли машины «Эконома» или «Лидера» были оборудованы едиными отличительными знаками? А в скольких из них был установлен таксометр? К сожалению, Административным кодексом у нас ответственность за подобные правонарушения просто не предусмотрена…

Да, мы немного дороже, но мы работаем легально, и у нас есть ряд других неоспоримых преимуществ, и одно из них – безопасность. Ведь у нас абсолютно новые полноприводные внедорожники Ssang Yong, которые оснащены сверхжесткой рамой, максимально четким рулевым управлением и подушками безопасности. И, что очень важно, они находятся в нашей собственности. У большинства наших конкурентов все автомобили арендованы у частных лиц, они, что называется, ходят по рукам, и многие из них вообще давно находятся в аварийном состоянии. Это ведь и есть нелегальный извоз! Их авто вообще не проходят техосмотр, а у нас проводится ежедневное плановое техобслуживание в автоцентре Allur Auto. Еще у нас установлены скоростные ограничения: город – 70 км/час, пр. Аль-Фараби – 80 км/час. В случае превышения лимита скорости включается автоматический тормоз.

О сотрудничестве с ДВД и миллионах теневых долларов

Мы всецело выступаем за прозрачность бизнеса. Нам предстоит огромный проект с департаментом внутренних дел г. Алматы – Единый центр диспетчеризации. В рамках данного проекта мы создадим приложения, на которых будут храниться все данные о водителе (ФИО, контакты, медкарта и т.п.) В случае если полиция остановит нашего водителя, то узнать о нем все она сможет очень легко, воспользовавшись данными с приложения. Вот такой концепт. Я считаю, что подобные проекты могут помочь в борьбе с нелегальным извозом. На данный момент только в Алматы в тени остаются миллионы долларов! Это объем рынка теневого извоза. Такую громадную сумму денег аккумулируют бомбилы. Весь рынок можно оценить примерно в миллиард долларов. Из них лишь 12% – это легальный извоз!

У нас есть инициатива, которую мы планируем продвигать в правительство, – наказывать за нелегальный извоз нужно вплоть до ареста. Штрафовать надо в первую очередь водителя, если он создает аварийную ситуацию и заторы. Мы часто видим такую картину: люди голосуют – водитель останавливается, договаривается, и создается пробка. Нам нужны специальные инспекторы, которые под видом гражданских лиц будут выявлять и наказывать виновных. Правда в том, что у нас из аэропорта в город иностранцев порой за 80 тысяч тенге привозят! Да и за 120 тысяч возили, есть такой случай! Поскольку Алматы позиционируется как туристический центр, то представьте, каково впечатление этих самых туристов.

«Зеленое» такси

Как набирают водителей

Ежедневно к нам приходят на собеседование около 20 человек, из них мы берем максимум двоих. Проводим тщательную медицинскую проверку, тест на наркотическую зависимость. Перед трудоустройством водителей мы отправляем запросы в правоохранительные органы на наличие каких-либо правонарушений. Я точно знаю, что большинство наших конкурентов этого не делают, им не важна история вождения их сотрудников.

Курящих водителей стараемся не брать, но есть и такие, просто потому что уж очень это распространенная привычка среди водителей. Внутри автомобиля у нас курение, естественно, запрещено. Нарушение грозит водителю штрафом в размере 20 тысяч тенге. Причем даже если закурил не водитель, а клиент. У нас существует служба контроля качества, которая ездит по городу с проверками. Есть и автоматизированная система контроля качества. Звонишь по тел. 222-38-53, говоришь номер автомобиля, система предлагает варианты возможных нарушений, например, неопрятный внешний вид водителя – нажмите «1», опасное вождение – нажмите «2». Если вы увидели, что наш водитель лихачит, то смело звоните! С вами свяжется наш менеджер, который обязательно уведомит вас о принятых мерах. А меры серьезные – вплоть до увольнения. Что касается зарплаты водителей, то у нас есть фиксированный оклад – 55 тысяч тенге в месяц. При выполнении ежедневного плана в размере 12 тыс. тенге, все, что сверх плана, водитель оставляет себе. Хороший таксист умеет зарабатывать, это своего рода бизнесмен, очень умный человек и тонкий психолог. Он должен уметь коммуницировать с пассажиром так, что даже если вы ему и отдадите деньги за проезд, то чтобы он вам хотя бы сдачу не дал. Я искренне уважаю эту профессию.

Реинвестируя в сервис

Сегодня, пока на линии еще не все закупленные автомобили, ежемесячные обороты составляют около 200 тысяч долларов. В будущем году мы планируем выйти на уровень 500 тысяч долларов в месяц. Чистая прибыль от этих денег – в районе 30%. Но стоит отметить, что мы не вытаскиваем деньги из бизнеса, а вкладываем их в дальнейшее развитие и в основном направляем на совершенствование очень важного конкурентного преимущества – уникального сервиса высокого уровня.

Вы где-нибудь видели, чтобы водитель предлагал вам зонт на случай дождя? У нас это лишь одна из приятных мелочей. Многие пассажиры будут рады увидеть строгий внешний вид водителей, почитать во время поездки (или даже сохранить на память) журналы Forbes, Harper's Bazaar, Esquire или Robb Report, в случае необходимости позвонить с мобильного водителя или получить бутылочку воды в подарок. Наиболее интересны, пожалуй, наши технологические разработки. Сегодня мы предлагаем возможность заказать такси через интернет и первыми среди всех служб такси в РК создали бесплатные мобильные приложения для Android и iOs, с помощью которых также можно сделать заказ. Кроме того, в каждом автомобиле у нас установлены планшеты, с помощью которых можно воспользоваться рядом сервисов, к примеру, изучить карту города. Разрабатываем много новых программных решений по диспетчеризации и управлению приложениями, которые будут интегрированы в такси. К примеру, планируем ввести услугу, в рамках которой система по вашему запросу покажет на экране планшета наиболее интересные именно вам места в городе! Помимо этого у нас действуют POS-терминалы (то есть принимаются любые карты оплаты), и вскоре появится Wi-Fi для доступа в интернет в салоне автомобиля.

О клиентах и мышлении больших компаний

Для корпоративных клиентов у нас расценки выше, чем для физлиц, а оплата почасовая. Сегодня корпоративный сектор – около 50% наших клиентов. Среди них лидеры рынка потребительских товаров Procter&Gamble и Colgate-Palmolive, крупнейшая в мире химическая корпорация BASF, машиностроительный гигант ABB, финансово-экономическое агентство Bloomberg, вся Big Four (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG). Из казахстанских компаний с нами работает «Казцинк», весь авиационный чартерный сектор. В целом у нас обслуживается порядка 200 компаний. Хочу отметить, что большие компании сейчас мыслят по-новому, и это рождает их спрос на услуги такси. Маленькие и вновь созданные компании считают, что выгоднее приобрести автомобили в собственность, нанять штат водителей. Мы же твердо уверены, что перевозки должны отдаваться на аутсорсинг, иначе это только вредит основному бизнесу. Крупные компании через эти болячки давным-давно прошли. Они же не таксопарк, поэтому и не занимаются машинами. Как они могут нормально следить за 15–20 машинами? Это просто невозможно.

Среди физических лиц у нас немало серьезных бизнесменов и высокопоставленных чиновников, а воспользоваться нашими услугами в качестве корпоративного клиента уже может и любое физлицо, внеся на депозит сумму 50 тысяч тенге.

Вместе с тем корпоративные клиенты для нас – это, что называется, сухой паек во время войны. Когда обычных клиентов нет, когда, грубо говоря, все на Новый год пьют, крупные компании продолжают работать. Корпоративный сектор для нас – залог стабильности. Да, мы им делаем скидки. Да, они крайне капризны. Но что поделаешь?! Их капризы нас учат.

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, какой такси-сервис вы считаете лучшим в Алматы?

Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000