BUSINESS Виктор Магдеев Марина Султанова 11 декабря, 2013 13:47

Большая магия малых форм

Большая магия малых форм
Недавно в Алматы открылась единственная в Казахстане галерея художественной керамики – Clay House Gallery, в которой можно не только увидеть и приобрести творения, но и создать собственный шедевр. О галерейном бизнесе размышляют София Москаленко и Елена Григорян.

Процесс творения

София Москаленко, директор галереи:

Сам процесс схож с процессом творения. Глина – это вещество, в котором присутствуют все стихии: земля, воздух, вода, огонь. Особенно завораживает в этом процессе то, что ты не всегда знаешь, что в конечном итоге у тебя получится. Художник может задумать одно, в итоге получается что-то совсем другое. Иногда ты получаешь такой эффект, который ум не в состоянии спрогнозировать. Почему, например, в данном обжиге выделилась медь из глазури, а не какой-то другой элемент? Процесс непредсказуемый, релаксирующий и красивый. Мне кажется, что любовь к искусству должна начинаться с керамики.

У нас при галерее есть студия. Часто к нам приходят люди, которые думают, что у них нет никаких талантов, навыков к творчеству. И приятно наблюдать их радость и удивление, когда они видят результаты своих усилий. Забирают свои творения домой, дарят близким, родным, друзьям. Для кого-то это становится хобби. А кто-то принимает решение серьезно заняться искусством малых форм. И мы поддерживаем это желание. Лучшие работы выставляются в галерее. Многие из них уже проданы.

Рождение идеи

Идея открыть первую в Казахстане галерею художественной керамики в голове крутилась давно. Первый раз я прикоснулась к этому волшебному мастерству около четырех лет назад. В художественной галерее Arvest я брала уроки живописи у Елены Григорян. Но больше всего мне нравились ее мастер-классы по керамике. Берешь в руки глину и начинаешь творить. Непередаваемые ощущения. В то время я работала в страховой компании. Позже была создана Ассоциация страховщиков, и мне предложили ее возглавить. Рабочие дни были до предела насыщенны. И творчество помогало мне сохранять равновесие, восстанавливаться душевно, энергетически. Уже тогда я подумывала о том, как можно бизнес соединить с творчеством. Или совсем уйти в творчество. Ведь это такая волшебная страна.

Судьба решила за меня. Я родила ребенка. В период моего начального материнства остро встал вопрос, что делать дальше. Думала о том, чем заняться, где себя реализовать. Пришлось вспомнить все свои таланты, с первых лет жизни. Самым сильным навыком оказалась визуализация. Я хорошо могу представить все в деталях. Сильнейшее желание – создавать. Восхищаться красотой природной и рукотворной – это вообще, мне кажется, мое призвание. С выбором дела сразу же определилась. Искусство. Ответ на вопрос, в каком направлении работать, пришел быстро – своя галерея художественной керамики. Так соединился бизнес с творчеством. И никакой конкуренции. Специализированных галерей авторской керамики в Казахстане на тот момент не было. Появилась мотивация. Исчез страх провала, отсутствия финансовых ресурсов. И с первого шага все обстоятельства стали волшебным образом содействовать воплощению этой идеи в жизнь.

Большая магия малых форм

Нюансы галерейного бизнеса

Начался долгий процесс поиска помещения. Это было достаточно сложно. Существует ряд серьезных критериев для отбора места именно для этого бизнеса. Центр города, проходимое место, культурный и исторический центр, Место нашлось перспективное. Но помещение было совсем непригодно для такого бизнеса. Дальше начался ремонт, дизайн пространства. И в конце концов мы открылись. Началась работа.

Сделать искусство доступным

Когда мы открывали галерею, мои личные интересы были в том, чтобы сразу пошли продажи. Бизнес новый. Не у кого поучиться, не у кого спросить. Есть общие рекомендации по раскрутке галерейного бизнеса в целом. Есть школы по искусству, которые хотелось бы пройти. На это нужно время. А его у меня не было. Решение уже было принято, и механизм был запущен. Логично было начать с целевой аудитории от 40 до 50 лет. Это целевая аудитория галеристов во всем мире. Это люди, у которых уже есть накопления, они имеют определенный доход, есть интерес к искусству, к вечным ценностям. Но я подумала, если мы сделаем ставку на этот сегмент, то о продажах нужно будет забыть на несколько лет. Если же вовлечь в этот процесс как можно больше людей, то динамика будет иной. Было принято решение расширить целевую аудиторию. И мы поставили перед собой сверхзадачу – сделать доступным керамическое искусство для всех – от школьников до пенсионеров. Чтобы каждый мог найти в Clay House Gallery красивую авторскую высокохудожественную вещь от знаменитых художников Казахстана в подарок себе или своим близким.

Авторитетное кураторство

Как только была озвучена идея открыть Clay House Gallery, меня поддержали самые известные художники-керамисты нашей страны. И особая благодарность моему первому учителю в этом искусстве Елене Григорян. Сегодня мы работаем вместе. Она является куратором нашей галереи. Без нее вряд ли бы состоялся этот бизнес. Роль куратора очень значима и незаменима. Это и инициирование идей. Концептуальное и креативное решение бизнеса, организация и проведение выставок, презентаций художников. Особая ипостась – организация экспозиции: где разместить ту или иную работу, чтобы она ярко звучала и в то же время не задвигала другие работы. И конечно же, авторитетное экспертное мнение художника-профессионала.

Большая магия малых форм

Мечты сбываются

Елена Григорян, куратор галереи:

Идея о том, чтобы у нас в Казахстане открылась серьезная специализированная площадка, где были бы представлены авторские работы художников-керамистов, давно нас волновала. Несколько лет назад мы организовали группу «Конус Зегера». В нее вошли известные казахстанские художники, работающие в этом направлении. Все они высокие профессионалы, члены творческих союзов, авторы персональных и групповых выставок. Это ведущие керамисты страны Александр Львович, Владимир Григорьян, Решат Кожахметов, Эдуард Казарян, Анна Маргацкая, Сергей Ледяев, Светлана Плотникова и Георгий Макаров. Мы уже несколько лет подряд проводим творческие сезоны, организовываем совместные проекты, выставки, мастер-классы по инновационным технологиям в керамике. Многие из этих проектов имеют международный статус. Географический диапазон их довольно широк. Это Испания, Франция, Италия. Совместные проекты с зарубежными мастерами помогают осуществить взаимообмен в плане керамических технологий, творческих идей. Каждый из авторов, представляющий группу «Конус Зегера», является неповторимой яркой индивидуальностью. Работы всех этих мастеров сегодня представлены в нашей галерее. Формируется и молодое поколение авторов, работающих в керамике. По нашим наблюдениям, растет интерес широкой зрительской аудитории к керамическому искусству, искусству малых форм. Идет интенсивное формирование вкуса. У многих казахстанцев возникает желание научиться этому ремеслу, приобщиться к этому волшебному творчеству. И мы рады тому, что площадка Clay House Gallery открылась. Она живет и динамично развивается.

Коллекционеры и клиенты

Елена Григорян:

К сожалению, пока говорить о серьезной культуре коллекционирования керамики в Казахстане нельзя. Да, у нас есть меценаты, крупные коллекционеры, но сфера их интересов больше сосредоточена на живописи и скульптуре. А керамика пока воспринимается как деталь интерьера. Хотя можно, наверное, говорить о малых коллекциях. Но о них, как правило, не пишут и громко не заявляют. Тут, наверное, надо обратиться к таким странам с большой древней историей в области искусства керамики, как Япония, Корея, Китай. Это признанные центры мировой керамики. Так, к слову, в Южной Корее идет серьезная государственная поддержка художников. Чего, к сожалению, у нас нет. А без этой поддержки выйти на мировой уровень совсем не просто. Хотя, наверное, некорректно сравнивать возможности этих мировых лидеров с Казахстаном. Надо начинать хотя бы с малого.

Большая магия малых форм

Конкуренты не спят

София Москаленко:

Конечно, конкуренты есть. Люди больше ориентированы на китайский рынок, закупают штампованные поточные изделия из керамики, причем качество оставляет желать лучшего. В совершенно другом ценовом сегменте. И пока, к сожалению, еще не все понимают и принимают тот факт, что авторская работа дышит. В ней душа и мысли мастера. Авторские работы всегда единственные в своем экземпляре. Неповторимы и уникальны. Создавая творение единственный раз, мастер наделяет его эмоциями, настроением. Это нужно ценить.

Вдохновляющие примеры

Елена Григорян:

Что касается ширпотреба, я согласна с Софией. Что же касается серьезного керамического искусства такой страны, как Китай, то она всегда была одним из мировых центров искусства малых форм. И высокохудожественные авторские работы до 2006 года было очень сложно приобрести коллекционерам из других стран. Это сейчас арт-рынок Китая по объемам открытых продаж является лидером. Например, в 2011 году их доля на мировом рынке составила 40 процентов. И это при том, что еще 20 лет назад в Китае не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариат. То же происходит и в Индии. На международный арт-рынок они начали выходить только в 2005-м. Сейчас этот рынок в основном работает на экспорт, который показывает небывалый рост. Все это очень быстро отразилось на коллекционерах этих стран. Сейчас они с большим энтузиазмом относятся к собиранию керамики. Все эти примеры очень вдохновляют. Они говорят о там, что интерес к искусству в нашем регионе растет. Конечно, нужно время, чтобы и наша страна пришла к этому!

Сложности и ловушки

София Москаленко:

Если ссылаться на мировые примеры, то кого-то это, может быть, и вдохновляет. А меня ставит немного в ступор вопрос о том, когда мы придем к этому. Думаю, лучше идти, оставив все эти вопросы. Так быстрее придем.

Нам бы решить свои законодательные вопросы. В своей стране. Ну, например, у нас пока нет законодательной базы, касающейся галерей как коммерческих структур, а не комиссионных магазинов. Нет законов, поддерживающих или регулирующих деятельность меценатства. Очень серьезный вопрос по-прежнему в Казахстане с авторскими правами на художественные произведения. Нет четких определений, когда нарушено авторское право, а когда – нет. Остаются открытыми вопросы со страхованием работ, их сертификацией и транспортировкой. Был у нас, к примеру, один случай, связанный с транспортировкой.

Большая магия малых форм

История одного звездного кашпо

В начале сентября этого года в галерею зашли иностранцы, как потом выяснилось, из Бельгии. Это была пожилая пара с подругой, которая довольно хорошо говорила по-русски. Обошли галерею, посмотрели керамику, все очень понравилось. Свое внимание они остановили на керамических украшениях. Одна из женщин примерила браслет и, узнав цену, отложила его обратно. Мужчина рассеяно взглянул на кашпо Эдуарда Казаряна, а его супруга сказала, что цвет кашпо точно попадает в цвет пола в их доме в Бельгии. Гости из Европы уже вышли из галереи, но, остановившись на лестнице, повернули обратно и просто купили большое кашпо одного из самых известных скульпторов Казахстана. Потом началась эпопея с доставкой скульптуры в Бельгию. Упаковка превышала вес скульптуры в два раза! Общий вес составил 80 килограммов! Не так-то просто отправить такой вес за границу. Но, слава богу, скульптура благополучно долетела и, по словам нового хозяина, заняла достойное место в их доме.

Влюбиться в керамику и…

Для того чтобы влюбиться в керамику, я думаю, достаточно хотя бы один раз прийти к нам. Мы проводим презентации авторов, сотрудничающих с галереей. Скоро заработает сайт галереи, появится каталог, где будет представлена полная информация. Мастер-классы мы проводим регулярно. Вы можете прийти в удобное для вас время и даже выбрать для своих занятий мастера, который ближе вам, интереснее. Мы работаем над масштабными проектами с выходом на международный уровень. Встречи и презентации с различными целевыми аудиториями проводятся в галерее почти еженедельно. И все это делается для того, чтобы решить еще одну сверхзадачу, которую мы поставили перед собой, – влюбить в керамику каждого жителя нашей страны.

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000