BUSINESS Айсулу Тойшибекова Maxim Шатров 13 сентября, 2013 09:19

Зарабатывая на полетах

Зарабатывая на полетах
Задумывались ли вы о том, сколько можно заработать на парапланеризме? Мы побывали на соревнованиях школы парапланеризма «Самурык», участие в которых принял и сам основатель школы и клуба Евгений Орешкин. Его правая рука и главный инструктор Юрий Куликов поведал нам о легальных полетах, зимовках в Индии и несчастных случаях.

О клубе

Я летаю уже 16 лет, Евгений – порядка 20. Начинали мы как дельтапланеристы, со временем решили освоить что-то новое для себя, так мы и пришли к парапланеризму. Увлекающихся стало много, и мы решили открыть клуб. В дальнейшем создали школу, которая функционирует с 2003 года.

Когда мы начинали свою деятельность, у нас не было проблем, потому что было много желающих летать, а возможностей реализовать свое желание – мало.

Об услугах

Мы предлагаем полеты в тандеме с инструктором-пилотом и обучение. Полет в тандеме стоит 10 000 тенге, такие полеты – наш основной доход. Разовый ознакомительный полет недолгий, 10–15 минут для новичка достаточно. Было много случаев, когда в первый раз в воздухе укачивало. Сейчас мы – школа. Люди, которые приходят к нам учиться, позже возвращаются, чтобы здесь летать. Обучение – не процесс нескольких недель или месяцев, на это уходят годы. Человек получил необходимую базу знаний, дальше он идет повышать свое мастерство управления парапланом. Работа с новичками – дело ответственное, нужно уметь говорить им: «Нет, ты сегодня не летишь».

В холодное время года идет обучение, теория. У нас есть 4 инструктора. Мы отправляемся летать в Индию, октябрь-ноябрь – это хорошее время для полетов. Также летаем в Непале, благоприятный сезон для нас в Непале – февраль-март. В основном полеты за рубежом для тех, кому невтерпеж. Летаем в Северной Индии.

Два раза в год мы организовываем соревнования: на дальность полета и на точность приземления. Все организовывается на взносы участвующих. Если бы были спонсоры, то масштаб проводимых соревнований был бы другим.

Площадку, на которой мы сейчас находимся, арендуем. Пока из всей имеющейся инфраструктуры – гора и площадки, на которые мы садимся. У нас есть сайт samuryk.kz, но в основном к нам приходят через знакомых. Если человек ищет, он всегда нас найдет.

Зарабатывая на полетах

О затратах

Это очень капиталоемкое занятие. У нас нет спонсоров, следовательно, у нас нет огромных денежных ресурсов. Не каждый пришедший останется у нас обучаться, кто-то полетает раз, и ему, возможно, хватает. Учатся единицы, в год приходят 10–15 человек. Мы сами себя финансируем. У нас есть членский взнос. Мы представляем Казахстан на международном уровне в Международной ассоциации авиационного спорта, куда также вносим членский взнос. Организация полетов в тандеме – дорогостоящая вещь, уходит порядка одного миллиона тенге. Большая часть денег идет на снаряжение. Мы покупаем новое снаряжение. Стоимость комплекта оборудования для полетов в тандеме составляет около двух тысяч евро. Для одного пилота – 1–1,5 тысячи евро. Каждые три-четыре года нужно менять крыло, чтобы все соответствовало стандартам безопасности. Мы не работаем в убыток – когда в ноль, когда в прибыль. Это не особо прибыльный бизнес. По моей оценке, парапланеризм в Казахстане находится на стадии развития, он набирает популярность. У нас есть хорошие летные места, есть люди.

Зарабатывая на полетах

О лицензиях и разрешениях

Мы организовали свою деятельность для того, чтобы узаконить полеты, чтобы летать не по-пиратски. Каждый свой полет мы согласовываем с алматинским аэропортом, с военными, мы им докладываем. Сами понимаете, после развала Советского Союза был период анархии. Частное лицо не может прийти в алматинский аэропорт и сказать: «Я хочу летать!». Лицензию на полеты получить было нетрудно, те же военные, которые выдают нам разрешение, нас понимают, потому что сами любят летать. Летать легализованно очень важно. Это у нас в Казахстане или в России можно полетать раз-два чуть ли не с любой горы. В Европе так не получится. Если у тебя нет лицензии, тебя никто не знает, тебе просто не дадут летать. К нам на обучении в Индии записываются не только алматинцы, к нам обращаются россияне. Это недорого, в месяц питание и проживание стоит тысячу долларов. Правда, есть ограничение – в группу набираем не более 15 человек.

Зарабатывая на полетах

О новичках

В нашем деле глупо отрицать несчастные случаи – люди падают, получают травмы. Это как в мото- или автоспорте. Пока ты ездишь аккуратно и по правилам дорожного движения – все нормально. Летают с 16 лет с разрешения родителей. А вот нашему самому пожилому пилоту-любителю 67 лет. Если человек приходит к нам учиться, то стоит это от тысячи долларов. Это затраты на снаряжение для новичка. Есть много хороших производителей качественного оборудования из России, Украины, купить несложно. Сеть магазинов очень узкая. Вы не купите параплан по объявлению в газете, а если и получится, то купите кота в мешке.

Зарабатывая на полетах

О себе и парапланеризме

В Советском Союзе парапланеризм был прикладным видом спорта, сейчас это просто вид спорта. На государственном уровне он не развивается. Сейчас, правда, парапланеризм становится популярнее – появился спрос. В Талдыкоргане есть небольшой клуб, в Алматы – парочка. И мы. Конкуренции мы не чувствуем. Основатели алматинских клубов, как правило, наши ученики. Полеты на параплане – это такое же хобби, как, например, горные лыжи. Мы относим себя к сфере развлечений. Становление – процесс постоянный, мы все еще растем!

P.S. В разделе "мнения" поделитесь своим опытом в плане экстремального отдыха и расскажите какой из них вы считаете наиболее интересным?

Поделись
Айсулу Тойшибекова
Айсулу Тойшибекова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000