BUSINESS Саян Байгалиев Maxim Шатров 6 сентября, 2013 09:14

Ферма для каждого

Ферма для каждого
29 августа в алматинском O!Cafe состоялась презентация проекта «Ауылберекесi», который позволит жителям Алматы, не выходя из дома, заказывать экологически чистые фермерские продукты. О том, как появился этот проект, VOX BUSINESS рассказали Владимир Демяненко и Нуржан Мадияров.

О появлении проекта izderevni.ua

Владимир Демяненко (сооснователь проекта «Из деревни!»):

– Изначально мы IT-компания. Занимались созданием и развитием различных интернет-проектов. Когда в моей семье появились дети, передо мной встал вопрос о качественных продуктах питания. Где их покупать? Оказалось, что хорошие продукты есть, но поставщики рассредоточены по всей Украине. Возникла идея создать собственную систему сбора этих товаров и доставки их на дом. Мы сразу ушли от идеи розничного магазина. Занялись созданием интернет-платформы, через которую можно осуществлять продажи фермерских продуктов. Так появился www.izderevni.ua. Стартовав в небольшом периферийном городке, мы за несколько месяцев выросли до масштабов административных центров. Проектом стали интересоваться предприниматели из крупных мегаполисов – Донецка, Харькова, Днепропетровска, Киева. Таким образом мы приняли решение развиваться по франчайзингу.

О привлечении франшизы в Казахстан

Нуржан Мадияров (управляющий проектом «Ауылберекесi»):

– Изначально у нас были земли, поголовье скота, имелись яблоневые и грушевые сады. Затем мы самостоятельно попытались создать площадку для реализации этих продуктов, но столкнулись с огромными трудностями, решить которые было очень сложно. Оценив масштаб, мы поняли, что осуществить это в течение года самостоятельно невозможно. Затем мы встретили проект «Из деревни!», изучили его, связались с основателями. Все произошло в течение трех дней. В среду мы нашли франшизу и уже в выходные провели переговоры в Казахстане, в ходе которых пришли к общему соглашению о сотрудничестве и пожали друг другу руки.

Ферма для каждого

О различиях в старте в Украине и в Казахстане

Владимир Демяненко:

– Организовать бизнес в Украине было легче. Там чуть более проявлено мелкое и среднее фермерство, лучше развита сфера производства упаковки, больше населения и много чего уже было реализовано до нас. Нужно было только собрать и организовать все. В Казахстане в мелких деталях были определенные проблемы.К примеру, невозможно найти стеклотару или другие материалы, здесь дорогая бумага. В Алматы, в принципе, все дороже. Но, с другой стороны, в Казахстане был огромный плюс в том, что 90% ассортимента – это продукты собственного производства наших партнеров. У нас с самого начала не возникло проблем с поиском хороших продуктов. Нужно было только привести все в правильный товарный вид, сделать упаковку, добавить немного маркетинга. Но в целом уже были цеха, фермы и т.п.

О конкурентном рынке

Нуржан Мадияров:

– Этот рынок условно конкурентный. У нас нет ни одного прямого соперника. Если говорить о сети таких магазинов, как arbuz.kz, то они нам скорее союзники, потому что торгуют совершенно другими товарами. То, что такие магазины есть, – это плюс для рынка. У нас нет ни одного товара, который выставлен на полках в супермаркетах Алматы. Мы по-другому подходим к продуктам питания, такие продукты возможно найти, может быть, только на Зеленом базаре. В других же интернет-магазинах продаются те же продукты, которые есть в супермаркете «Рамстор».

О ценах

Нуржан Мадияров:

– Наши цены будут немного выше, чем на рынке. Мы не пытаемся специально подгонять свои цены под цены какого-то из базаров или супермаркета. Мы производим качественный продукт, прибавляем к нему определенную наценку, чтобы вывезти, расфасовать и доставить. Вся наша молочная продукция, например, идет в стеклянной таре, это эксклюзив для Казахстана. Мы максимально используем экоупаковку.

Владимир Демяненко:

– Мы ориентируемся на клиентов сегментов средний плюс и премиум.

Ферма для каждого

О заказах

Нуржан Мадияров:

– Заказывать у нас очень просто. Как через полную версию сайта, так и через Android-приложение. Если клиенту неудобно пользоваться сайтом, он может позвонить нашим менеджерам, и они охотно помогут ему сделать заявку. Если заказ был оформлен до трех часов текущего дня, то он может быть доставлен к вам уже вечером. Сидя на обеде в офисе, можно сделать заказ и к ужину получить его домой. Доставка будет бесплатной, но есть минимальная сумма чека в размере 5000 тенге.

О расположении распределительного центра

Нуржан Мадияров:

– Мы долго думали о том, открывать распределительный центр в Алматы или все-таки в поселке Жандосово. Взвесив все «за» и «против», поняли, что создавать в поселке распределительный центр будет удобнее. Во-первых, это близость к продуктам. Это важно, так как их нужно оборачивать, упаковывать, а поскольку мы следуем принципам натуральности, то у наших продуктов достаточно короткий жизненный цикл. Молоко всегда продается только сегодняшнее, мясо – самое свежее, с максимально короткими сроками продажи и т.д. Ну и цена аренды, и зарплатный фонд в центре Алматы были бы намного выше. Легче покупать топливо для доставки, чем иметь дополнительную аренду в Алматы. Все машины снабжены GPS-трекерами, и логистика полностью автоматизирована. Поэтому мы уверены, что все товары будем доставлять в срок и клиенты не ощутят того, что мы находимся в 30 километрах от города. Кроме того, все машины снабжены холодильными камерами, и сохранность продуктов будет гарантирована. Существуют разные технологии, которые позволяют успеть все доставить. Но если мы все-таки опоздаем, то предоставим клиенту скидку 5% на следующий заказ.

Об офлайн-магазине

Нуржан Мадияров:

– В планах есть открытие магазина в Алматы, но это не будет сетью. Один, может быть, два магазина. Цель этих магазинов – продажа и демонстрация продуктов, чтобы повысить фактор доверия к нам. Чтобы люди могли попробовать, пощупать эти продукты. Это даст клиенту уверенность в том, что мы открытая компания.

Ферма для каждого

О кодексе честной работы

– У нас есть стопроцентная гарантия возврата, даже если человеку просто не понравился вкус продукта. Вдруг кому-то покажется, что в наших пельменях слишком много мяса, – не вопрос, мы вернем 100% суммы за данный товар. У нас внедрен «Кодекс честной работы», в нем все прописано. Каждый клиент вместе с чеком получает специальную бумагу, на которой написан этот кодекс. Люди в нашем магазине не имеют возможности пощупать продукты в отличие от супермаркетов, поэтому мы гарантируем, что полностью вернем оплату и заберем товар, если он не понравился клиенту.

О домашней кухне и хитрых домохозяйках

Владимир Демяненко:

– Домашняя кухня включает в себя пельмени, вареники, блинчики, манты и т.п. Все делается вручную из собственных продуктов, покупается только мука, все без различных добавок, сои, усилителей вкуса. Себестоимость получается высокая, но мы осознанно на это идем, так как уверены в качестве. Жир с мяса срезан, никаких перемолотых костей в пельменях никогда не будет.

У нас несколько клиенток на Украине не говорят своим мужьям, что покупают продукты «Из деревни!». Заказывают пельмени или блинчики, а вечером говорят мужу, что они целый день стояли у плиты, и получают за это от него какие-то бонусы. Мы специально не стараемся делать какой-то ресторанный эксклюзив, а производим хорошие домашние продукты, исходя из местной специфики.

Об автоматизации бизнеса

Владимир Демяненко:

– В основе проекта лежит так называемся ERP-система, разработанная нами. Система управления проектом состоит из нескольких модулей. Мы специальным образом штрихкодируем все товары при входе. Мы точно знаем, когда каждый кусок мяса или десяток яиц были доставлены на склад. За сохранностью и сроком хранения следит наша система. На каждой стадии происходит проверка сроков годности и хранения. Сайт не выпустит на продажу тот продукт, у которого истек срок годности. Вы его просто не сможете заказать. Но даже при этом есть дублирующая проверка на упаковке.

У нас десятилетний опыт работы в IT-структурах, и в основу проекта мы поставили автоматизацию. Эта система постоянно улучшается. Наши поставщики тоже попадают под определенный регламент. Каждый день привозятся новые товары, когда приходит новая партия, предыдущая уходит в переработку. Выстроенную систему процессов мы сделали еще в Украине. Именно этот опыт понадобился нашим партнерам в Казахстане. Я много езжу по странам постсоветского пространства, изучаю конкурентов и могу с уверенностью заявить, что такая информационная пропитанность бизнеса, как в «Ауылберекесi», есть пока только у нас. Все процессы – от контроля выращивания скота до сервиса последующей работы с клиентом – полностью связаны единой структурой. IT-составляющая в проекте очень большая, даже московские проекты, которые можно считать нашими частичными конкурентами, осуществляют доставку только раз-два в неделю: это связано с тем, что у них не решена система автоматизации. Инновационную составляющую мы ставим наравне с хорошими продуктами. Наша задача, чтобы клиенту было удобно, легко и быстро работать с проектом. Мы не должны его грузить собственными проблемами. Мы хотим, чтобы свежий сегодняшний продукт клиент получил сегодня. Мы не немцы, которые на неделю вперед знают, что им нужно, казахи, украинцы, русские люди более импульсивные, нам сегодня хочется манты, а вчера мы об этом не задумывались.

Ферма для каждого

О работе с фермерами

Нуржан Мадияров:

– В первую очередь мы смотрим хозяйство. Иногда приезжаешь к фермеру и понимаешь, что он не совсем хозяин своей фермы, потому что там бардак. С такими хозяйствами мы не работаем, сколько бы они ни рассказывали о сертификатах. Второй этап – это проверка продукции в лабораториях. Также мы обязательно сами пробуем продукты и берем только те, которые хочется ставить на собственный стол.

Кроме того, сам фермер должен быть ориентирован на качество, а не на объем. Мы не работаем с крупными производителями, например с птицефабриками. Потому что задача птицефабрики – это объем, а нас интересуют маленькие птицефермы, небольшие теплицы, которые не заливают овощи и фрукты нитратами. Стадия выбора поставщика многоуровневая, она занимает от двух недель до месяца.

Со следующего года у нас есть договоренность о сотрудничестве с Институтом защиты растений. Когда мы отберем поставщиков, специалисты института будут отслеживать производство на всех этапах. Например, очень важно проверять почву для посадки. В Евросоюзе, чтобы получить зеленый сертификат Organic, специалист организации сертификации 7 раз выезжает на это поле и проверяет землю, удобрения, все остальное, и только тогда выдается этот сертификат. У нас задача такая же. Мы не говорим о сертификации, но мы говорим о тех же самых принципах контроля. В этом году мы это сделать не успели, но в следующем, я думаю, получится.

О поддержке казахстанских товаропроизводителей

Нуржан Мадияров:

– Очень часто продавцы на Зеленом базаре не знают о происхождении своей продукции, потому что там в основном стоят перекупщики. Что им привезли – тем и торгуют. Проследить цепочку поставок практически невозможно. Мы не гонимся за расширением ассортимента, за товарами, которые завезены из Китая. Лучше пусть у нас их не будет, чем мы будем ими торговать и обманывать людей. Мы хотим, чтобы вся продукция была максимально казахстанской. Зачем нам поддерживать узбеков и китайцев, если мы можем поддержать своих фермеров?!

Понятно, что есть какие-то продукты, которые мы просто в Казахстане не выращиваем, тот же кофе, но для ассортимента мы ищем лучших поставщиков, товары хорошего качества. Вода, кофе, чай, сухофрукты, орехи и морская рыба будут импортными. Вся остальная продукция – от отечественных поставщиков.

Ферма для каждого

О казахском названии aulberekesi.kz в русскоязычном интернете

Нуржан Мадияров:

– Я думаю, что с этим проблем не возникнет. Мы постараемся сделать максимальную SEO-оптимизацию, чтобы человек на любой запрос о качественных натуральных продуктах в первой строке получал ссылку на aulberekesi.kz.

Владимир Демяненко:

– Кроме того, исходя из нашего украинского опыта, эффект русскоязычного использования в интернете является временным. Я думаю, что в ближайшие пять лет казахский язык в Сети будет становиться все более популярным. Украина этот этап проживает примерно с 2000 года, и сейчас у нас очень много сайтов на украинском языке, украинских названий. Я думаю, что это уже происходит в Казахстане, тем более что наш проект долгосрочный, и мы в некотором смысле также поспособствуем «оказашиванию» интернета.

О продвижении

Владимир Демяненко:

– В Украине у нас есть маркетинговый отдел, сейчас формируется такой же в Казахстане. На старте мы используем украинский опыт, SEO, SMM-маркетинг, все необходимые аспекты продвижения в интернете, это все подхватит здесь и местное подразделение. Но мы больше делаем акцент на общую информированность. Мы сторонники PR, а не рекламы. Когда клиенту дадут реальную информацию о проекте, то это намного интереснее, чем билборды, мелькающие баннеры или еще что-то такое.

О методах оплаты

Нуржан Мадияров:

– Мы стремимся, чтобы людям с нами было удобно. Для этого мы ввели три вида оплаты: наличными, пластиковой картой курьеру и путем эквайринга через один из казахстанских банков. Можно будет также заранее внести деньги на счет, например с помощью подарочных сертификатов скретч-карт.

Ферма для каждого

О выходе в других городах

Нуржан Мадияров:

– Мы приобрели мастер-франшизу по Казахстану с правом распространения по всей территории под одной торговой маркой. Это означает, что в других городах может продаваться франшиза внутри Казахстана. Пока мы видим максимум 7 городов вместе с Алматы, в которых данный проект может заработать. В мелких городах, к сожалению, такой экономический эффект достигнуть будет сложно.

О горизонте инвестиций в Казахстане

Нуржан Мадияров:

– Мы предполагаем, что возврат инвестиций произойдет через два года. Выход на рентабельность, по нашим подсчетам, это 3–6 месяцев, но все покажет рынок.

О популярности экологически чистой продукции

Нуржан Мадияров:

– Сейчас идет пропаганда идей здорового питания. Натуральные продукты – это своеобразный тренд. В супермаркетах все больше приставок эко-, био-, органика-, хотя пока это все в основном только слова. Допустим, если на полке стоит просто кефир и биокефир, то люди почему-то чаще выбирают биокефир.

Может быть, рынок не созрел еще на 100 процентов, но те проблемы со здоровьем, которые сейчас возникают у населения, просто толкают к покупке хороших продуктов. Пик продаж продуктов через интернет мы ожидаем в 2015 году. Это не мой прогноз, это сведения, которые я слышал на разных конференциях. Сейчас заканчивается этап развития электроники, на пике этап продаж одежды, а следующий шаг – это продукты питания, в частности экопродукты. Мы хотим уже на стадии старта этого этапа заниматься данным видом деятельности.

О функционале

Владимир Демяненко:

– У нас много мелких фишек на сайте, которые сейчас отключены. Мы сделали это намеренно и не стали вываливать на клиентов aulberekesi.kz весь возможный функционал, но много мелких деталей еще имеется. Начиная, например, от программы «Добрый друг» – это автоматизированный рекомендательный сервис, в котором за приглашение друзей к нам в проект клиенты получают бонусы. Скидка за опоздание автоматизирована, есть товары дня, есть система умных покупок и т.п. Разные вещи, которые помогут клиентам с нами постоянно работать и им будет интересно. Кроме того, мы проводим конкурсы и пр. В Казахстане многое из этого внедрится в течение нескольких месяцев.

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000