BUSINESS Дмитрий Гордиенко Дамир Отеген 11 сентября, 2013 09:51

Yan Ray: "В Казахстане спрос на fashion есть только в Алматы"

Yan Ray: "В Казахстане спрос на fashion есть только в Алматы"
Кому и зачем нужны нестандартные лица в модельном бизнесе? Тяжело ли быть фотографом, который предлагает альтернативный подход к творчеству в Казахстане? О своем творческом формировании и бизнес-проектах рассказывает алматинский fashion-фотограф Yan Ray.

Fashion-фотограф Аян Мейрамгазин, известный как Yan Ray, наверное, единственный в Казахстане фотограф и владелец модельного агентства в одном лице. Его агентство EAT Models отличается тем, что представляет на рынке моды необычные лица Казахстана – модели Аяна далеки от образа типичных красоток, воспринимаемых как секс-символы. Но Yan Ray с самого начала решил не вписываться в общепринятые стандарты казахстанского рынка моды, даже если это не будет воспринято с воодушевлением. Так и произошло – на заре своей карьеры фотографа Аян целый год не мог найти ни одного клиента. Сегодня же Yan Ray зарабатывает до $40 тыс. в месяц, а обороты EAT Models немногим более чем за год выросли с 500 тысяч до 4–5 миллионов тенге в месяц. А начиналось все так: после окончания университета Аян поступил на работу ассистентом менеджера по закупу, не имея никакого отношения ни к фотографии, ни к модельному бизнесу…

О поиске себя

Я даже не предполагал, что стану фотографом. А тем более – владельцем модельного агентства. После окончания КИМЭПа в течение года работал по специальности в сфере бизнес-администрирования. Компания, в которой я трудился, оказывала морские услуги, направленные на развитие нефтяного бизнеса. Я работал там помощником менеджера по закупу в отделе снабжения за зарплату около 150 000 тенге. С такой зарплатой мне пришлось бы копить деньги на покупку квартиры или машины не один год! Я понял, что не могу представить себя офисным клерком на всю оставшуюся жизнь. И в 22 года решил все бросить и рискнуть заняться тем, что мне действительно по душе. Тогда я еще не знал, что это будет фотография. Я просто взял и уехал в Шанхай в поисках себя.

В Шанхае я прожил год, занимался изучением китайского языка и посещал подготовительные курсы в области дизайна одежды. Думал поступить в университет на дизайнера одежды, потому что с детства увлекался всем, что связано с модой. Через год занятий на курсах я как раз должен был поступить, но решил не продолжать двигаться в этом направлении. Именно в Шанхае я увлекся фотографией. Там были популярны ЛОМО-фотоаппараты, и однажды я просто решил приобрести себе такой пленочный фотоаппарат. Постепенно я начал понимать, что такое фотография, насколько это увлекательный и завораживающий мир… Я бродил часами по городу и снимал все подряд. Шанхай – город, построенный на контрастах. Мне хотелось эту контрастность запечатлеть навсегда.

Об образовании и искусстве фотографии

Вернувшись в Алматы, я решил ехать получать образование фотографа. Выбирал между Америкой и Лондоном. Наверное, я был единственным человеком в Казахстане, который вообще хотел учиться на фотографа за рубежом. А для них я, может быть, стал первым студентом из Казахстана. Портфолио у меня отсутствовало, что говорило не в мою пользу на собеседовании. Но во время интервью мне сказали, что им нравится мой акцент и стиль одежды. Я сказал, что у меня нет портфолио, но они ответили, что это неважно, потому что я ведь только собираюсь учиться на фотографа и у меня в принципе не может быть портфолио. В этом плане Лондон отличается в образовании от других стран – здесь уделяют очень много времени не только профессиональным навыкам, но и человеческому фактору. Тогда как Америка делает акцент на бизнес, воспитывает гигантов индустрии, которые обязаны уметь продавать.

В Англии все равно, сколько ты будешь зарабатывать. С самого начала они предупреждают: если вы хотите стать фотографом, вы не станете миллионером. И наоборот – если вы хотите стать миллионером, то фотографом вам быть не нужно. Ты должен сразу отказаться от чрезмерных амбиций. Когда я встречаю людей, которые собираются учиться фотографии за границей, я задаю им вопрос: что вы ожидаете от этого? Мне отвечают, что хотят научиться классно снимать, чтобы зарабатывать этим. Я понимаю, что человек с такой мыслью уже не подготовлен. Он думает, что сейчас он уедет, заплатит энную сумму денег, вернется обратно и будет крутым и дорогостоящим фотографом. Это не так. Искусство фотографии – то, чему никогда не научить. Это прежде всего видение – либо оно у тебя есть, либо его нет. Если у тебя это видение есть, то его всегда можно развить. Для этого необязательно ехать учиться в специальных университетах.

Иногда излишнее следование науке может пойти вам во вред… К примеру, есть множество вещей, о которых фотограф на самом деле не думает во время съемки: как воспринимаются цвета, как применить правило золотого сечения, как избежать завала горизонта… Или еще учат, то добавлять шум неправильно, размытые фотографии тоже неправильно. У нас все это любят повторять разные псевдопреподаватели фотографии... На самом деле не существует таких канонов. Кто их вообще придумал? Чему нас научили в Лондоне, так это как раз таки избавляться от этих стереотипов. Нужно понимать, что теория фотографии, как историческая наука – многие ее аспекты придуманы, чтобы поддерживать патриотизм в стране.

Yan Ray: "В Казахстане спрос на fashion есть только в Алматы"

О бизнесе за рубежом и в Казахстане

В 2010 году я вернулся в Алматы. Хотя мог остаться и попробовать организовать бизнес в Лондоне, в условиях развитого рынка. Но на самом деле там мы никому не нужны. Англия – очень снобистская, бюрократическая, педантичная страна. С нашим менталитетом там сложно ужиться. В пользу возвращения домой говорил тогда и такой факт, что у нас тут все в зачаточном состоянии. Можно открыть любой бизнес, ты будешь первопроходцем, будешь обжигаться, но это будет то испытание, преодолев которое, ты окажешься на коне. Неразвитость той же fashion-индустрии у нас – штука вполне естественная, ведь для того чтобы рынок динамично развивался, должны быть люди, которые продукт будут делать, и люди, которые будут его покупать. А у нас в Казахстане всего-то 16 млн. человек. И то, уберем эти все 16 млн., возьмем Алматы – единственный развитый и платежеспособный рынок, где действительно есть спрос на fashion. Тогда весь рынок моды у нас – это какие-то 2 млн. человек, на которых у нас всего 10 дизайнеров по всей стране! Наверное, так мелко все и будет... Ввиду этого для меня как fashion-фотографа, конечно, было легче остаться в Англии, стране, где по одному щелчку через 5 минут у тебя будут крутой стилист, крутой визажист и крутые модели. В Лондоне отличные локации, ты можешь утром созвониться с нужными людьми и к вечеру уже организовать сногсшибательную съемку. А в Алматы же отыскать хотя бы одну нетипичную модель – уже большая проблема.

О создании фотостудии и модельных агентствах

Создание собственной фотостудии я обдумывал в Лондоне, а модельный бизнес пришел ко мне в голову как раз тогда, когда мне потребовались необычные типажи для моих съемок. Я приехал сюда и увидел самых обычных девушек. Представьте, какая-нибудь смазливая длинноногая девушка Маша с 5-м размером груди и накачанными губами… Классическая красотка, в общем. И это именно то, чего я не ищу.

С самого начала я пошел от обратного. Моя концепция была такова – я не хотел, как остальные фотографы, снимать типичных моделей. Суть в том, что Европа перешагнула эпоху стандартных красоток, девушек с обложек модных журналов. На Западе таких пинаповских девушек давно обжили, заездили, поимели, забыли. Мы, как обычно, отстаем лет на 50. Но мир не стоит на месте. Я считаю, что если мы в РК хотим поднять fashion-индустрию, которой сейчас, в принципе, нет, то мы должны показывать будущее. Потому что мода – это всегда будущее, это никогда не прошлое. А модельные агентства у нас все живут прошлым, поэтому все они на одно лицо… Среди агентств, которых у нас не счесть, выделить могу разве что Andres Евгения Коновалова, модельную школу Асель Сагатовой. В общем, нельзя сказать, что в Казахстане есть мода, когда у нас остались только стандартные модели, стандартный крой одежды, типичные подходы к фотографии и т. д.

Yan Ray: "В Казахстане спрос на fashion есть только в Алматы"

О лицах разного сорта

После открытия фотостудии я решил создать себе базу девушек и парней, не вписывающихся в общепринятые каноны красоты. Я искал в интернете разные лица и создавал эту базу, она хранилась у меня в компьютере с пометками типа: модели – 1-й сорт, 2-й сорт, 3-й сорт. Почти все лица, которые я видел в интернете, я закидывал в эти папки, а потом подумал: зачем я делаю это в соцсетях, когда я могу собрать всех этих людей, сфотографировать, и потом они все будут у меня в базе! И после этого я могу их даже продавать. То есть сначала мне нужно было это для себя, а потом я принес это в массы. Так родилась идея создания модельного агентства. У меня не было никакого бизнес-плана. Я изначально не был человеком бизнеса, хотя, конечно, всегда хотел зарабатывать деньги. Сейчас, впрочем, я уже ощущаю себя в качестве бизнесмена, потому что, когда появляется какой-то минимальный план в месяц, ты уже думаешь не только о творчестве. Ведь тебе надо сделать так, чтобы окупить затраты на зарплату, аренду студии, новое оборудование или одежду, в которой ты идешь тусоваться в светскую среду. Тусовки ведь тоже часть моей работы как fashion-фотографа. Но когда я решил создать модельное агентство, у меня не было конкретных бизнес-побуждений и алчных мотивов, я просто хотел, чтобы у меня под рукой всегда была стопка лиц, из которых я могу выбирать моделей для своих будущих проектов.

О стереотипах в маркетинге

В результате поисков чуть более года назад начало свою работу модельное агентство EAT Models. До этого времени была только фотостудия под брендом Yan Ray, у которой за весь первый год после ее открытия в 2010 году не было ни одного клиента… Изначально я нес убытки. А вложил я в создание студии довольно много денег – около $20 000 на ремонт и $10 000 на оборудование. Помимо этого я купил себе фотоаппарат Hasselblad за $20 000, который не был мне, в принципе, и нужен-то вовсе. Но, с другой стороны, Казахстан – это страна, в которой встречают по одежке, поэтому некоторые проекты позднее я получил только потому, что у меня был Hasselblad! Это маркетинговый прием – наличие такого элитного фотоаппарата придавало мне статусность… С точки зрения бизнеса и качества продукта я не знаю, чем эти люди мотивируют, но это работает!

О том, как стать эксклюзивным фотографом

Весь первый год после Лондона, пока не было заказов, я трудился арт-директором журнала Vintage, знакомился, тусовался, снимал и творил только для себя, а не за деньги. Я работал на портфолио и искал единомышленников (которых нашел в лице моих друзей Сакена Жаксыбаева, Алексея Чжена, Романа Александрова, Саята Досыбаева, Карашаш Джузеевой). Думаю, быстрому успеху в казахстанских реалиях мешало мое позиционирование себя как fashion-фотографа, работающего с типажами, не вписывающимися в общепринятые стандарты. Для рынка это было чем-то новым. Но я не мелочился. Я поставил себе определенную цену – 1500 долларов за съемку. Хотя средний ценник других фотографов тогда был 300–500 долларов. С помощью этого я собирался поднять свою эксклюзивность, чтобы не быть общедоступным фотографом, не снимать репортажи, свадьбы и все остальное, что мне не нравится. Я выбрал для себя узкий профиль – я занимаюсь модой, я снимаю людей, а не тарелки, стаканы и деревья. Если мне звонили и предлагали отснять мебель, я отвечал: «Нет, ребята, это не ко мне. Или если хотите, я могу это снять за 2 штуки баксов». Они говорили, что это дорого, а я: «Ну тогда мне не звоните».

Я первым начал показывать европейский подход к съемке. Это были андрогины, непонятные графические элементы. При этом я хотел показывать реальных людей, а не отфотошопленных кукол. Я изначально старался ставить больше фактуры, специально добавлял шум, добавлял всякие скретчи. Люди это все не воспринимали. Думаю, дело в том, что люди у нас стереотипны, замкнуты в своей зоне комфорта. Образно говоря, они рассуждают так: если я всю жизнь не прыгал с парашютом, то я и не прыгну, мне и так комфортно жить. А я считаю: возьми и прыгни! Попробуй новое! Ведь каждый раз, когда ты идешь против своих страхов и иллюзий, ты расширяешь свою зону комфорта. И через 5 лет тебе станет абсолютно комфортно во всем!

Yan Ray: "В Казахстане спрос на fashion есть только в Алматы"

О клиентах и доходах

Постепенно публика начала свыкаться с моей нестандартностью. Первый заказ как фотограф я получил в 2011 году от дизайнера Салтанат Баймухамедовой. Она открыла мне дорогу – фотосессия ее новой коллекции одежды пошла на ура, и рынок понял, что со мной можно работать. После этого количество заказов быстро росло – я снимал для Wimpex и JTI. Со временем я повысил цену на свои услуги вдвое – до 3 тыс. долларов. Это актуальный на сегодняшний момент ценник. За год с небольшим существования EAT Models обороты выросли примерно с 500 тысяч до 4–5 миллионов тенге. Впрочем, все это не значит, что я беспрерывно «гребу бабло лопатой», бывает так, что в один месяц я могу заработать 30–40 тыс. долларов, а в следующем месяце нет ни одного заказа.

На рынках фотографии и модельных услуг всегда есть устойчивая сезонность. Например, за все это лето у EAT Models было лишь 3–4 съемки… Заказчики активизируются с началом делового сезона – осенью, весной, зимой, когда нужно снимать календари, лукбуки, проводить различные рекламные акции, презентации и т. д. На сегодняшний день среди основных моих клиентов есть такие компании, как группа Inditex, Saks Fifth Avenue, «Казахтелеком», Bekmambetov Cinema, Евразийский банк, Forte Bank, Porsche, все крупные казахстанские дизайнеры. В основном мои клиенты – именно крупные игроки, но они часто меняются, приходят и уходят, ведь под разные заказы им всегда нужны модели различного типажа. Могу сказать, что клиентов искать мне сейчас не приходится – они сами на нас выходят.

О подборе сотрудников и моделей в EAT Models

Раньше я не имел опыта создания модельного агентства, поэтому сначала все было на голом энтузиазме, даже зарплату никто не получал, все трудились на волонтерских началах. Теперь от первоначальной команды не осталось никого… Дело в том, что, когда началось поступление денег, началась и ответственность. Я понял, что с теми людьми далеко не уйдешь, что коллектив нужно полностью менять.

Сейчас у меня в команде координатор/менеджер агентства Ольга Грибановская, фотограф и учитель фотопозирования Ренат Темиров, фотограф Иван Мельник, преподаватель актерского мастерства Чингиз Капин и секретарь агентства Полина Минина. Мои партнеры по бизнесу – это бывшая модель и учитель дефиле в нашей школе моделей Саида Адилова и Сергей Мальцев, который отвечает за финансы и юридические вопросы. Этих людей я искал долго.

Постепенно поменялась и система внутренней работы, система отбора персонала. Если раньше мы на работу брали просто клевых девчонок и парней, то теперь мы берем клевых плюс ответственных. Изменился и подход к отбору моделей: раньше я искал моделей сам, затем у нас были скауты, которые ходили по городу, по школам, по университетам и искали подходящие типажи. Сегодня модели приходят к нам. Могу показать стопку анкет, которая за прошлую неделю пришла от девочек. Там человек 600. Они приходят, записываются на кастинги, и мы отбираем лучших.

Успешно пройти кастинг – это еще не все, нужно пройти еще и через нашу школу моделей, с необученными моделями мы не работаем. Они должны себя проявить, должны знать по крайней мере, как себя вести, что надо брить подмышки, брить усы и т. п. Самых способных мы отбираем методом анонимного внутреннего голосования. В целом могу сказать, что сегодня мы все еще отрабатываем и налаживаем систему работы агентства, еще многое предстоит сделать в этом направлении. На этом я сейчас сконцентрирован. И если все будет нормально, то я надеюсь найти время заняться теми новыми проектами, которые пока еще находятся на стадии идеи. На первом месте среди них организация общеказахстанского конкурса молодых фотографов, который проходил бы раз в год. Этот конкурс я вижу таким же ожидаемым проектом, как Kazakhstan Fashion Week, на него будут съезжаться люди со всех стран ближнего зарубежья. Но предстоит решить главную задачу на пути к реализации этой идеи – найти инвесторов.

P.S. В разделе "мнения" ответьте нам, а какой город в Казахстане вы считаете самым модным?

Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000