BUSINESS Дмитрий Гордиенко Maxim Шатров 27 августа, 2013 10:50

Продающий дизайн

Продающий дизайн
Архитектор Иван Борисочкин уверен: дизайн интерьеров способен не только продавать, но и является одним из главных факторов на пути к прибыли для новых заведений. О том, какова же формула создания «продающего» интерьера и что может предложить клиентам студия архитектуры и дизайна «Облака», Иван рассказал в интервью VOX BUSINESS.

Проект алматинского архитектора Ивана Борисочкина – студия архитектуры и дизайна «Облака» – еще одно доказательство того, как можно создать бизнес без серьезных вложений, имея в арсенале здоровые творческие амбиции и желание реализовывать свои идеи независимо и свободно.

Студия расположена в собственной квартире Ивана, а работает он почти всегда в одиночку. Основные услуги студии – это дизайн интерьеров помещений и создание архитектурных концепций зданий. В задачи Ивана входят разработка дизайн-проекта, а также авторский надзор в процессе строительства объекта. Молодой архитектор при этом вполне может похвастаться завидной плодовитостью: за три года он успел поработать над 45–50 проектами, из которых около 35 уже реализовано в Алматы, Астане и Кызылорде. В основном это частные объекты, но есть и общественные – например, многим жителям южной столицы знакомы ночной клуб Nebar (совместный проект Ивана с архитектором Бекзатом Аманжолом), студия модельного агентства EAT Models фотографа Yan Ray или ресторан «Хитроу».

В скором времени Иван планирует расширяться, собрать в свою команду коллектив «соавторов» и взять в аренду просторный офис. А еще – реализовать идею открытия бутика авторских дверей Woods и своего собственного бара, что называется, для души.

Об искусстве ценить прекрасное

Мне хочется верить в то, случайности не случайны. Так, я был профессиональным спортсменом, занимался плаванием около 10 лет, стал мастером спорта и неоднократным призером чемпионатов РК. Я был далек от архитектуры и искусства в целом до того момента, пока случайно не встретил своего первого наставника Романа Александровича, именно он сыграл решающую роль в моем становлении и решении стать архитектором, именно он открыл для меня мир живописи, архитектуры и музыки.

Просто взял и с головой меня туда окунул. Я погрузился в этот океан информации, и мне становилось все интереснее. Таких наставников называют преподавателями от Бога. Бывают учителя, которые просто дают какую-то информацию, а бывают люди, которые дают направление, и ты начинаешь в этом направлении развиваться. И вот он как раз был таким. Спустя некоторое время, осенним вечером, он сказал мне, что я обязательно должен поступить на архитектора. А через месяц его не стало… И хотя в тот момент я его словам особого значения не придал, но полгода спустя я поступил на факультет архитектуры КазГАСА.

Продающий дизайн

Об образовании и первом опыте работы

Я поступил в КазГАСА на отделение архитектуры жилых и общественных зданий. Получилось так, что мое образование началось с практики, и в этот раз мне опять очень повезло. Я попал в руки своего второго наставника – в студию известного казахстанского архитектора и дизайнера Гули Дияровой. Именно она показала мне профессию изнутри, именно тогда я узнал, что такое хороший дизайн, что такое профессионализм и любовь к своему делу. И я нашел свое дело. Вместе с тем к учебе я всегда относился немного скептически, потому что считаю, что в глобальном смысле никто никого и ничему не может научить насильно. Поясню: есть сегодня такая тенденция, что очень многие люди жалуются на качество образования в казахстанских вузах. Я думаю, что это неправильно и даже негуманно по отношению к преподавателям – тем людям, которые пытаются что-то сделать, делятся своими знаниями. Просто я убежден, что если ты захочешь научиться, то ты этому научишься. Неважно, в каком учебном заведении. Именно в университете я начал работать и приобретать тот опыт, который в конечном итоге оказал основное воздействие на мое дальнейшее развитие. После студии Гули Дияровой я работал еще в двух-трех более или менее крупных компаниях, но меня не устраивал подход к работе. Мне говорили, что есть налаженная схема и не нужно придумывать что-то новое, изобретать велосипед, а нужно просто соблюдать строгую последовательность действий и зарабатывать деньги. Такая система работает как конвейер и нацелена прежде всего на извлечение прибыли. Будучи наемным работником, я впервые задумался о том, что представляют из себя архитектура и дизайн в Казахстане и могу ли я что-либо изменить. Я ушел, когда понял, что вполне способен работать самостоятельно и реализовывать свои идеи в жизнь. С 4-го курса я начал работать на себя, то есть в качестве фрилансера. Первые года два было, конечно, тяжело, необходимо было набраться опыта. Но и Москва, как говорится, не сразу строилась.

Об идеологии студии

Мысль о создании своей студии крутилась в моей голове с самого начала. Студии, где будет абсолютно комфортно находиться, работать и творить. Где каждый будет заниматься тем, что любит и что ему интересно. Для меня хорошая идея – это первооснова. Если у человека есть нестандартное мышление и чувство вкуса, а в его голове рождаются свежие и актуальные идеи, то и условия труда для него должны быть нестандартны и свободны. Собственную студию я хочу видеть как абсолютно свободную территорию, где каждый присутствующий имеет право на самореализацию. Я осознанно не хочу играть в большого босса, ходить и давать указания, делать замечания в случае отклонений от заданного курса и т. д. Поэтому моя задача здесь – быть соавтором, а не начальником. Я должен понять, что именно я могу для человека сделать как руководитель студии, чтобы он смог полностью реализовать свой творческий потенциал. А могу я лишь задать ему направление и в дальнейшем просто подсказывать. При этом он сам должен разрабатывать и воплощать свои идеи в жизнь. И в конечном итоге результат получится очень хороший.

Продающий дизайн

О заработной плате архитекторов

Финансовое вознаграждение моих сотрудников должно быть достойным. Идеальный вариант оплаты труда я вижу в процентном соотношении проекта и выполненных работ. В этом случае появляется мотивация двигаться дальше, работать лучше и зарабатывать больше. Сегодня, чтобы устроиться архитектором-дизайнером, нужно знать определенное количество программ и иметь какой-то минимальный опыт. И можно спокойно работать за среднерыночную зарплату в размере 800–1000 долларов в месяц. Для меня же в первую очередь важно, чтобы у человека были идеи, чтобы он хотел развиваться и расти, чтобы он был прежде всего личностью. Сейчас я ищу подходящих людей, активно присматриваюсь к тем, кого встречаю на своем жизненном пути, но пока работаю один. Да и офиса отдельного я не открывал – фактически студия сейчас находится у меня дома. Однако в ближайшем будущем все-таки думаю открыть и отдельный офис.

О стоимости услуг

Стоимость моих услуг варьируется в пределах от 50 до 80 долларов за кв. м. Цена за проект зависит от объема работ, затраченного времени, сложности проекта и многих других факторов. Разработка проектной документации выполняется по календарному плану, в среднем это занимает 1,5–2 месяца. Процесс строительства более сложный и долгий, но очень увлекательный, так как возникает множество вопросов, которые необходимо решать. Все эти вопросы решаются за счет авторского надзора. На этом этапе происходит контроль процесса реализации проекта и соответствия работ предоставленным чертежам. Всегда возможно внесение изменений в проект, которые нельзя было запланировать. Авторский надзор оплачивается отдельно и составляет, как правило, 10–15% от общей стоимости проектных работ.

О поиске клиентов

С первым клиентом мы встретились случайно. Я делал для него проект небольшой кофейни в Кызылорде, сейчас это уже сеть кондитерских магазинов и кофеен Braunis. Должен признаться, основной маркетинговый инструмент поиска клиентов в моем случае – это рекомендации. Рекомендации потенциальным клиентам от тех, с кем я уже работал. Над каким-то специальным продвижением своих услуг я фактически не работаю. Может быть, кто-то видит мои работы, ведь они есть в интернете – опубликованы у меня в «ВКонтакте» и Facebook. Я довольно тщательно выбираю своих клиентов. Я работаю с людьми, чьи взгляды во многом пересекаются с моими. Для меня хороший дизайн рождается там, где есть потребность в качестве жизни. Это потребность красиво жить, красиво тусоваться, красиво выглядеть и т. д. Мне интересно работать с людьми, у которых есть потребность, но нет видения. И это видение им даю я. В моей работе важно доверие и мое мнение как профессионала. Если же для человека изначально мое мнение не очень важно и он меня нанимает только в качестве инструмента реализации его собственных идей, я не поставлю свою подпись в контракте.

Продающий дизайн

О том, как создавать коммерческий дизайн интерьера

Когда я приступаю к новому проекту, мне всегда важно видеть конечный результат. Для этого мне всегда нужно помнить, какого уровня будет заведение, какая у него целевая аудитория, каковы возрастные категории посетителей, какой средний чек и т. п. После того как я получаю соответствующий блок информации от заказчика, я делаю осмотр помещения, и у меня уже складывается какая-то картина в голове. Хороший интерьер получается тогда, когда делаешь его для себя: насколько мне будет комфортно в нем находиться, что я буду видеть в первую очередь, на что я буду обращать внимание и что я при этом буду чувствовать. После этого в голове возникают картинки, и моей основной задачей становится перенести эти картинки из головы на бумагу. И с минимальными потерями реализовать их в жизни.

В моей работе хороший дизайн интерьера складывается из четырех основных компонентов. Первое – это пол, он дает нам тактильные ощущения, через которые мы чувствуем пространство. Именно поэтому напольное покрытие всегда должно быть качественным. Второе – это стены, они зачастую играют роль фона и реже – отдельных акцентов в интерьере. Третье – это освещение, его интенсивность дает нам нужную атмосферу в пространстве. И четвертое – это наполнение, мебель и предметы интерьера, красота которых должна подчеркиваться фоном. Эти принципы мне удалось реализовать в проекте ночного клуба Cairo в Кызылорде. Результат моей работы будет опубликован уже примерно через месяц. И это как раз тот случай, когда мне удалось реализовать свои идеи в проекте на 90%. Это получилось благодаря изначальному взаимному доверию и готовности к компромиссам.

Конечный результат, которого я пытаюсь добиться, – создать атмосферу, в которой каждый человек найдет что-то свое. При этом я стараюсь делать то, что меньше всего человек ожидает увидеть. То есть, отправляясь в определенное место привычного формата, мы изначально ожидаем увидеть его в соответствии с устоявшимися стереотипами. И если мы вдруг получаем то, чего меньше всего ожидаем, то происходит некий диссонанс между картинкой в голове и тем, что есть на самом деле. Проще говоря, мы удивляемся. Секрет в том, что чем сильнее будет это удивление, тем больше вероятности, что человек вернется сюда еще раз. Ну а чем больше вероятность того, что человек вернется, тем быстрее заведение наработает постоянных клиентов, которым будет там интересно. А значит, оно и быстрее окупится. Вот тогда дизайн интерьера будет продавать. Суть в том, чтобы человеку было интересно вернуться, и не раз. Чтобы каждый раз он находил что-то новое, и каждый раз это было впервые. Думаю, это и есть успешный коммерческий дизайн интерьера.

Продающий дизайн

О реализованных проектах и планах на будущее

Собственно, с момента появления идеи создания студии и ее формального открытия прошло уже три года. За этот период времени я работал над 45–50 частными и общественными проектами, из которых реализовано около 35 в Алматы, Астане и Кызылорде. За это время мне удалось поработать с разными людьми над разными проектами. Из общественных: клуб Nebar – совместно с Бекзатом Аманжолом, модельное агентство EAT Models и студия известного казахстанского fashion-фотографа Yan Ray, ресторан «Хитроу». Также я занимался разработкой архитектурных концепций общественных и жилых зданий для компаний «Элитстрой», «Алматыгипрогор», Jambil Cement, Фонда образования Н.А. Назарбаева.

На данный момент у меня два основных направления деятельности: дизайн интерьера и разработка архитектурных концепций. Разработка архитектурных концепций сводится к тщательному изучению истории и контекста места, градостроительному анализу, формообразованию и созданию образа здания. Затем следует эскизный проект этого здания.

В целом же я стараюсь не загонять себя в строгие рамки отдельных услуг и готов рассматривать возможность выполнения самых разнообразных проектов. Помимо этого сейчас я работаю над созданием серии межкомнатных авторских дверей под брендом Woods. А еще в будущем планирую открыть собственный бар.

P.S. Выскажите в разделе «Мнение», посещаете ли вы заведения из-за того, что вам нравится их дизайн?

Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000