BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 20 сентября, 2013 08:45

Против рынка

Против рынка
Всегда ли теми, кто начинает свое дело, движет желание быстро заработать деньги? Евгений Усатов и Николай Демидов – основатели торговой марки FruitEco – рассказали, как они решились на создание собственной экологически чистой производственной площадки и о других инициативах, не связанных с целью обогатиться.

О старте

Евгений Усатов:

– Мы с Николаем дружим со времен университета. Работаем в финансовой сфере и к сельскому хозяйству раньше отношения не имели. Но мы очень увлечены природой, много путешествуем. Однажды мы из простого любопытства приобрели экотестер, который показывает уровень содержания нитратов в овощах и фруктах. Сделав несколько измерений различной продукции, мы были обескуражены результатом! Уровень нитратов был запредельным не только для детей, но и для взрослых. Тогда мы всерьез задумались о том, чтобы основать хозяйство, которое бы обеспечивало наши семьи, друзей и всех думающих о своем здоровье чистой продукцией. И занялись поиском участка.

Николай Демидов:

– Приведу пример, чтобы вы понимали масштабы загрязнения продуктов нитратами: мы недавно возвращались из нашего хозяйства в Иссыке, было начало августа, посчитали, что, наверное, уже можно попробовать арбузы. Выбрали красивый арбуз, попросили разрешение сделать замеры. Результат был выше нормы почти в шесть раз! То есть, съев всего лишь килограмм арбуза, вы превышаете суточную норму потребления нитратов. Арбуз – такой продукт, что, как правило, одного килограмма бывает мало. А помимо арбуза вы в течение дня потребляете что-то еще.

Так вот, приняв решение основать собственное хозяйство, мы начали поиски участка. Просмотрели не один десяток вариантов, разговаривали с рядом собственников и управленцев. В процессе мы своими глазами видели, как фермеры в огромных количествах вносят селитру в почву в целях увеличения урожайности. Естественно, в условиях низкой доходности производства, высоких рисков и существенной конкуренции в сельском хозяйстве сложно ожидать от сельхозпроизводителей качественной, экологически чистой продукции.

О причинах дороговизны сельхозпродукции

Николай Демидов:

– Одна из проблем, которую мы обнаружили, заключается в том, что вокруг Алматы в наличии имеется достаточно много земли, но она не «работает». В свое время кто-то участки приобрел, сам не обрабатывает, а сидит и ждет, когда цены на землю вырастут. Когда разговариваешь с такими людьми, понимаешь, что они от земли далеко. А есть категория людей, готовых работать на земле, но не имеющих такой возможности. Отчасти по этой причине сельскохозяйственная продукция в Казахстане в целом дорогая. Земли используются очень неэффективно.

О своей земле

Евгений Усатов:

– В результате поисков мы остановились на участке в 60 километрах от Алматы размером 6,3 гектара, где примерно 2,5 гектара занято яблоневым садом, еще 2 гектара – малиной и клубникой, оставшаяся земля используется под переменные культуры. Таким образом, весной 2012 года мы начали производство. Трудностей на начальном этапе хватало. Было очень сложно найти людей, управленцев, с которыми можно нормально работать. Некоторые оказались нечисты на руку. Приходилось расставаться с такими и, несмотря на занятость, вовлекаться больше самим.

Против рынка

Евгений Усатов

О нечестности

Евгений Усатов:

– К сожалению, люди не нацелены на долгую перспективу работы. Если у них появляется возможность где-то кратковременно заработать, они пользуются такой возможностью, мы же ценим долгосрочное партнерство. Был период, когда у нас поменялось несколько управляющих, сейчас мы нашли человека, который нас удовлетворяет. Мы отдали хозяйство в управление, периодически ездим туда, контролируем, принимаем какие-то стратегические решения, но рутинная работа возложена на нанятого специалиста.

О стартовых средствах

Евгений Усатов:

– Наши с Николаем семьи сложили собственные средства и приобрели на них это хозяйство.

Николай Демидов:

– В прошлом году мы начали производить первую продукцию, пытаться каким-то образом ее продавать. Вначале были определенные иллюзии, что как только мы выставим экологически чистую продукцию, сразу же появится очередь из клиентов. На самом деле культуры потребления экопродукции у нас как таковой пока нет. Наша культура потребления, если сравнить с развитыми странами, находится еще в зачаточном виде. Но в перспективе потребление сельхозпродукции в сегменте «эко» будет расти гораздо быстрее, чем потребление традиционной продукции.

О первых каналах сбыта

Николай Демидов:

– Мы договорились с детскими садами и школами, что будем поставлять им наши овощи и фрукты: мы знаем, как они произведены, и не боимся поставлять продукцию туда, где ее будут потреблять наши дети. Отношения с детскими садами и школами у нас сложились хорошие. Если сравнить наши цены с ценами других, то мы продаем либо по тем же ценам, либо даже ниже. Отчасти потому, что у нас не было обширной рекламы и налаженной сети сбыта. Мы не проводили маркетинговую кампанию, потому что у нас пока незначительные объемы. Мы позиционируем себя как достаточно узкопрофильная нишевая компания.

Евгений Усатов:

– Мы сейчас конкурируем с традиционным рынком, хотя наша продукция не должна конкурировать с ним. Это немного другой сегмент. На Западе биопродукты, которые не содержат нитратов, стоят гораздо дороже. Производить их труднее, урожайность значительно ниже. Мы видим, что наша урожайность проигрывает соседним хозяйствам, которые активно используют селитру и другие химические удобрения. Если бы мы изначально были полностью коммерческим проектом, то нам цены нужно было устанавливать гораздо выше, чтобы как-то выживать. В перспективе важно понимать, что в условиях низкой культуры потребления и конкуренции с традиционным рынком товаропроизводители экологически чистой продукции просто не выживут без государственной поддержки, субсидий, без контроля уровня нитратов на рынках со стороны государства, общества. Но мы понимаем, что за этим будущее и что рано или поздно придем к тому, к чему развитые рынки уже пришли. На данном этапе мы не стремимся поднимать цены, много зарабатывать, потому что все это придет со временем.

Против рынка

Фото из личного архива героев репортажа

О рентабельности

Евгений Усатов:

– Во-первых, мы не вкладывали большие средства. Во-вторых, хозяйство само себя кормит, более того, оно приносит некоторую, пусть и не впечатляющую, но прибыль. Мы можем потихоньку двигаться, вкладывать заработанные деньги в развитие, и к какому-то моменту, когда рынок созреет, мы будем к этому готовы.

О собственном экомагазине в Алматы

Евгений Усатов:

– Для открытия экомагазина должен быть широкий ассортимент. Мы не хотим покупать что-то за рубежом, это не совсем то, что вписывается в нашу концепцию. Для расширения продуктовой линейки мы ищем местных партнеров, которые готовы работать на наших принципах. В перспективе думаем о том, чтобы объединяться с хозяйствами, может быть, даже создать ассоциацию. Когда у нас будет широкий ассортимент, можно будет задумываться о полноценном магазине.

О меде

Николай Демидов:

– Но мы и самостоятельно расширяем ассортимент. Так, к овощам и фруктам недавно добавили мед. С ним практически та же история: покупая мед, в большинстве случаев люди просто покупают растворенный сахар. С медом получилось интересно и неожиданно. Мы проходили туристический маршрут по Джунгарскому Алатау и случайно познакомились с местными пасечниками. Разговорились, предложили стать их партнерами, профинансировали покупку дополнительных ульев и отдали им в управление. Теперь эти люди обслуживают свою пасеку плюс нашу часть, таким образом зарабатывая больше. Кстати, мед из Джунгарии очень высокого качества. Он очень ценился и раньше, в советское и царское время.

Против рынка

Николай Демидов

О продажах

Николай Демидов:

– Наши контакты есть на сайте, на страничке в Facebook. Человек может позвонить, приехать. Есть частный дом, который находится в поселке Акжар, оттуда мы распространяем продукцию по городу. Клиенты связываются с нами, и мы либо сами подвозим, либо они заезжают. Но пока все это работает на уровне сарафанного радио.

Евгений Усатов:

– Также есть друзья, знакомые, которые рекомендуют нас другим. Мы не продаем много, потому что у нас нет таких объемов. Но мы реализовываем все, что производим, ничего не остается. Сейчас задумываемся над расширением, присматриваем какие-то участки в округе и в перспективе планируем наращивать объемы.

О принципах

Николай Демидов:

– В идеале мы бы хотели наладить полную цепочку поставки – от товаропроизводителей до конечных пунктов продажи. Готовы сотрудничать с другими производителями, владельцами складов, распространителями. Нам нравится сама идея, и те, кто ее разделяет, кто не ставит деньги во главу угла, кто готов продвигать культуру здоровой жизни, чистых продуктов питания, могли бы стать нашими партнерами.

Евгений Усатов:

– Мы изначально не ставили цель заработать, закладывали хозяйство больше для собственного потребления на первом этапе. А для производителей, которые живут благодаря этому, нужно в первую очередь зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи. Поэтому, естественно, для них урожайность и цены на первом месте, они всеми возможными способами максимизируют и то и другое. Для нас же это пока больше на уровне идеи, тестирования своих способностей и готовности рынка.

Против рынка

О перспективах

Николай Демидов:

– Наше развитие напрямую зависит от развития экономики и общества в целом. Люди должны осознавать, какой ущерб они наносят природе и самим себе. Со временем должно поменяться отношение к экологии, окружающему миру. Бережное отношение к природе – это часть культуры общества, на нем должно воспитываться каждое очередное поколение. Со временем должно прийти более трепетное отношение к собственному здоровью, к тому, что мы потребляем. Если мы хотя бы через 10 лет будем приближены к текущему уровню потребления экопродукции в развитых странах, то рынок экологических продуктов уже будет очень большим.

Евгений Усатов:

– Многие наши инициативы (FruitEco – это только одна из них) так или иначе связаны с экологией, сохранением природы. Основная идея, которая движет нами в этой нашей деятельности, – оставить что-то интересное и полезное после себя. На каком-то этапе у состоявшегося человека возникает потребность создать нечто нетривиальное. И быстрая отдача от такого дела не так важна. Важна правильная и перспективная идея, способная «заразить» многих вокруг.

О других проектах

Евгений Усатов:

– У нас есть периодическое издание «Ветер странствий», к которому мы с Николаем присоединились не так давно. Это единственный в своем роде краеведческий журнал, который нацелен на освещение тем экотуризма, защиты природы на территории Казахстана и Центральной Азии. Мы считаем, что это тоже очень перспективное и ответственное направление, потому что экотуризм в стране не развит, несмотря на потенциал Казахстана, нужно его популяризировать, прививать культуру бережного отношения к природе. Журнал – это хороший канал, через который людям можно что-то донести о существующих проблемах и путях их решения. В этом мы тоже нашли то, чем нам нравится заниматься, что нам кажется важным.

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000