BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 7 августа, 2013 09:20

Развивая мышление

Развивая мышление
Может ли призвание победить уверенность в завтрашнем дне? Артур Жусупов – основатель Mathematical Skills Development Center – рассказал VOX BUSINESS, как покинул высокую должность в крупном корпоративном бизнесе, чтобы заняться собственной преподавательской деятельностью.

О новых высотах

К этой идее я пришел не сразу. По образованию я учитель физики. Так получилось, что преподавательскую деятельность я не рассматривал как основную. Я работал в разных компаниях – международных, крупных казахстанских и национальных. Но преподавать умел, еще в школе помогал товарищам разбираться в каких-то вопросах. Студентом подрабатывал частным репетитором. После получения диплома стал работать не по специальности, но появлялось все больше тех людей, которые с благодарностью говорили: спасибо, вы нам в определенный момент времени помогли – подготовили сына или дочь для поступления в престижное учебное заведение.

Со временем приходит понимание, что нужно создавать что-то, достигать каких-то новых высот. Я сравнил доходы от основной деятельности и от побочной преподавательской, и в какой-то момент они сравнялись. Что-то должно было перевесить.

Об уходе из корпоративного бизнеса

Моим последним местом работы была крупная транснациональная телекоммуникационная компания, в которой я занимал достаточно высокую должность. У меня был широкий круг обязанностей, интересная работа, командировки, постоянные встречи, звонки, очень влиятельные клиенты. Но поддержка внутри семьи помогла мне преодолеть страх перед уходом из компании.

В определенный момент времени я понял, что должен развиваться дальше, идти в каком-то направлении, и в этом мне помогла супруга. Она является вторым основателем нашего учебного заведения и выполняет административную, юридическую и бухгалтерскую работу, позволяя мне сконцентрироваться на учебном процессе.

О создании центра

Сама идея «Центра развития математического мышления» родилась в 2008 году. Изначально я не воспринимал ее достаточно серьезно, не думал, что это будет основной работой для меня. Буквально через год я кардинально поменял свое мышление, у меня проснулась любовь к преподаванию, я понял, что это мое. Но профессия учителя, скажем так, не в моде и больших финансовых доходов не приносит. С другой стороны, большая востребованность на рынке определенных курсов и занятий, которых никто не мог предложить, подтолкнула к идее создания образовательного центра.

Начали мы с подготовки к поступлению в зарубежные университеты и к сдаче международных экзаменов SAT, GMAT и GRE. Со временем эта деятельность не то чтобы отошла на второй план, но перестала быть нашей основной. Мы открыли такое направление, как MSDC kids – это занятия, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Другие направления: математика с 1-го по 5-й класс, с 5-го по 8-й класс и старшие классы, подготовка к ЕНТ, к поступлению в российские и зарубежные вузы. Нашей визитной карточкой сейчас является подготовка к поступлению в Nazarbayev University. Буквально на днях мы получили благодарственные письма от тех, кто поступил туда в этом году.

Развивая мышление

О первых занятиях и вложениях

У нас был маленький офис, который нам предоставили практически в безвозмездное пользование наши же клиенты. Там был один учебный класс, в который я приходил в свободное от работы время и преподавал.

Вложения были минимальными. Это были накопленные средства. Основная статья расходов – это аренда, ну и купили немного мебели. Например, столы мы приобрели в закрывающемся детском садике, купили доску, маркеры, поставили свой личный ноутбук. Основной наш актив – это собственный труд, и именно благодаря ему центр живет и дышит.

О технологиях обучения

Я учитель физики, окончил КазНУ, проходил практику в РСФМШИ – это очень серьезная школа. Работая в крупных компаниях, где очень развита культура профессионального роста и профессионального образования, в течение всей карьеры я черпал инновационные методы обучения. С тех пор, например, я предпочитаю хранить все свои книги на электронных носителях, мой планшетный компьютер заменяет мне целую библиотеку. Но самый бесценный опыт преподавания и внедрения современных методов обучения я приобрел уже после открытия центра.

О клиентах

У нас сейчас где-то 70 активных учеников. Из них 20 – это дети, которым меньше семи лет, 20 – дети, которые обучаются в средних классах школ, и оставшаяся часть – это либо ученики международных школ в Казахстане, либо за рубежом, занятия с которыми проводятся индивидуально. Доход распределен равным образом от всех.

Об учителях

Официально у нас в штате работают я и моя помощница, а также есть четыре приходящих учителя, которые преподают в зависимости от нагрузки. Со всеми учителями у нас хорошие отношения, они принимают нашу стратегию, идеологию, ведут занятия по нашей методике. Дух и идею занятий труднее контролировать, когда становится больше людей. У нас работало немало педагогов. Мы с каждым годом повышаем требования к преподавательскому составу, и, к сожалению, не все проходят. С кем-то мы расстаемся, кто-то от нас сам уходит, не выдерживает... Но тот костяк, кто с нами работает, это те люди, которые здесь практически с момента основания. Мы в них уверены и можем гарантировать, что они смогут преподавать на самом высоком уровне.

О системе образования в Казахстане

Систему образования я оцениваю положительно. Как бы ее ни критиковали, она позволяет готовить довольно профессиональные и востребованные кадры в сфере промышленности, бизнеса, образования. Соответственно, среди школ немало таких, которые выпускают действительно думающих учеников. Неважно, где они будут учиться в дальнейшем, они могут представлять нашу страну достойно.

Развивая мышление

О рынке образовательных услуг

Конкурентов у нас немало. Мы периодически отслеживаем их деятельность, сравниваем цены. Рынок еще очень большой и неосвоенный. С одной стороны, система образования позволяет готовить достойные кадры, но, с другой стороны, требования, которые сейчас предъявляют к ученикам или студентам, постоянно растут. Работы сейчас хватает на всех участников рынка, а степень загруженности зависит от рекомендаций, которые дают довольные или недовольные клиенты.

О ценах и менталитете

Не все современные родители даже при наличии средств готовы платить за дополнительное образование своих детей. Требуется время, чтобы доказать им, что деньги были потрачены не зря. Очень часто в первом разговоре нам приходится слышать слова возмущения, что цена за урок физики или математики такая же, как и за урок английского языка в языковой школе. Студент, который учится или собирается учиться за рубежом, – самый энергоемкий, и для его обучения требуются специальные знания предмета, а также углубленные знания английского языка. Так что мы делаем двойную работу за те же деньги. Мы можем преподавать на казахском, русском и английском языках. При этом ценовая политика у нас очень демократичная.

О продвижении школы

В данный момент мы разрабатываем сайт. В какой-то степени мы тормозим наш рост искусственно, потому что мы озабочены качеством предоставляемых услуг. Количество не всегда хорошо сказывается на качестве. Мало того что мы разработали предлагаемые курсы, сейчас идет их активная обкатка и усовершенствование. Когда мы будем готовы предоставить идеальные условия для наших клиентов, мы запустим сайт, рекламу, расширим свой офис. Сейчас мы находимся в энергосберегающем режиме, чтобы сосредоточиться на доработке методики обучения.

О зарубежных школах

Изначально мы не ориентировались на какую-то конкретную школу. Мы знали такие имена, как Barrons, McGraw-Hill, Kaplan, которые представлены во многих странах. Чуть позже я для себя открыл школу Kumon. Мы делаем выводы на основании их работы, ориентируемся на те уроки, которые они для себя вынесли из той или иной ситуации. Но как такового примера для подражания у нас не было. Все шло от сердца, интуитивно, со временем реальность вносила свои коррективы, и мы понимали, что в данном случае необходимо сделать так, а в другом случае поступить иначе. Свою стратегию развития мы постоянно корректируем.

О критическом мышлении

После года работы и получения определенного авторитета нам стали поступать предложения о проведении семинаров или мастер-классов для учителей. Для одной из школ Алматы мы проводили семинар по критическому мышлению – это новое направление в системе образования. Благодаря грядущей реформе в образовательной системе будет внедряться критическое мышление. Мы уже подкованы в этом и многим можем поделиться со школами.

Развивая мышление

О дистанционном обучении

Одна из услуг, которую мы уже год предоставляем, – это дистанционные занятия. Мы связываемся с учениками в США, на Мальте, в Великобритании и городах Казахстана. Ведем те же самые уроки по тем же самым программам, только с помощью интернета. Ученик видит то, что происходит на экране, это ничем не отличается от того, что происходит на обычной доске, он может задать все возникающие вопросы, решает примеры, мы все видим, контролируем. Это очень интересное направление, и, я думаю, за ним большое будущее. Единственное неудобство, что такие занятия проходят у нас обычно вечером или ночью из-за разницы во времени.

О дальнейшем развитии

Нам поступали довольно серьезные предложения от инвесторов с предложением организовать подобный центр в Астане и Атырау, но мы еще не готовы принять такое предложение, так как нам необходимо довести до совершенства наши курсы, а удаленная работа по управлению центром требует понимания большого количества деталей. Сейчас мы активно работаем над тем, как этo будет выглядеть удаленно. Это будет происходить либо за счет собственных средств, либо за счет франшизы, но пока мы сосредоточены на Алматы. Планы у нас большие. Прежде всего хотим расширяться, наша цель – предоставлять услуги все большему количеству людей. Я думаю, со временем мы этого добьемся.

P.S. Какую сумму вы готовы ежегодно тратить на свое дополнительное образование? Ответьте нам в разделе «Мнения».

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000