BUSINESS Саян Байгалиев Maxim Шатров 26 июля, 2013 09:22

Женская логистика

Женская логистика
Как не опустить руки в погоне за успехом, несмотря на все сложности и преграды? Дана Тенгебекова, основательница транспортно-логистической компании L POST Kazakhstan, рассказала VOX BUSINESS историю своего бизнеса, основанного на ее упорстве и смелости.

О мечте

Я начала работать с 13 лет, еще учась в школе, подрабатывала в киоске. Раньше это было модно. На первые джинсы и косметику заработала сама, никогда не просила денег у родителей.

У меня уже давно была мечта иметь что-то свое. Жизнь, в свою очередь, била меня и не раз ставила подножки. Были дни, когда совсем не было денег, а я мама троих детей, приходилось работать в двух-трех местах одновременно, для того чтобы выживать. Когда в жизни преодолеваешь какие-то барьеры, уже ничего не боишься, становишься, как сталь, закаленной.

После университета нашла работу по специальности – в адвокатской конторе. Дальше было замужество, дети. Тогда я вообще не думала, что буду работать. Считала, что мое предназначение – быть домохозяйкой. Но, когда жизнь повернулась обратной стороной и я поняла, что нужно что-то делать, начала задумываться о том, кем я буду через 10 лет. Я посмотрела на своих родителей и на других взрослых людей, которые всю жизнь вкалывали, а сегодня в свои 50–60 лет ничего не имеют. Тогда я поставила себе цель – строить жизнь под себя, управлять ею. Я хочу быть причиной своей жизни, а не ее следствием.

В поисках счастья

Когда в жизни был тяжелый период, я позвонила подруге и попросила ее о помощи, сказав, что мне нужна работа. Она была главным бухгалтером в транспортной компании. Взяла меня к себе бухгалтером с условием, что я ее не подведу. Буквально на следующий день я вышла на работу, хотя ничего не знала о бухгалтерии и никогда не слышала об «1С». Я понимала, что не могу дергать подругу, так как у нее были более важные дела, чем я. В этой компании никто не хотел меня обучать. Что я сделала? Я взяла тетрадку и ручку, села рядом с одной из коллег и поэтапно записывала, какие кнопки она нажимала. На следующее утро я уже самостоятельно начала выставлять счета, ежедневно читала литературу по бухгалтерии. За год по знаниям я поднялась до уровня заместителя главного бухгалтера. Это была хорошая школа. Но так как я не видела перспектив по повышению позиции и заработной платы, то ушла. Полгода сидела без работы. И тогда я решила пойти в творчество. Я умела стричь с 16 лет обычными ножницами и, зная, что и это для меня тоже может быть полезным, окончила курсы по парикмахерскому искусству. Поработала даже парикмахером в салоне, думала, что и там мое предназначение. Но я хотела чего-то большего.

Где-то в глубине души я всегда думала о том, что есть во мне что-то такое, что сделает меня знаменитой. Я стала снова искать работу. Устроилась в транспортную компанию, но уже заместителем главного бухгалтера. Я отлично себя проявила в этой компании. Меня даже не хотели отпускать, тогда я честно сказала, что ухожу для начала своего бизнеса.

Работая в транспортных компаниях, я часто слышала, как делают перевозки, и мне это очень сильно нравилось. Наверное, где-то в глубине души все-таки мне нравилось продавать. Я стала просить, чтобы мне дали возможность сделать хотя бы одну перевозку, но мне не дали. Мне намекнули, что каждый должен заниматься своим делом. Тогда я и ушла.

Женская логистика

О своем бизнесе

У моих родственников была транспортная компания, которая занималась перевозками по Казахстану. Они пригласили меня работать туда, но так вышло, что родственник моего мужа, которому принадлежала компания, собрался уезжать в Россию. А компания была только открыта, я сама стояла у истоков ее создания и вела уже там бухгалтерию. Так как это было и мое детище, я приняла ответственный шаг и предложила продать мне эту компанию.

Многие говорили, что у меня ничего не получится. Что это бессмысленно, что я женщина, а это мужское дело. Все, что я могла в тот момент сделать, это попросить в долг две тысячи долларов и чтобы мне продали компанию. Деньги нужны были мне на первоначальные расходы, на аренду помещения и чтобы продержаться первый месяц или два. Я заняла деньги, сняла офис в шесть квадратных метров и начала работать.

Моей первой грузоперевозкой стала поставка сельскохозяйственного оборудования для крестьянского хозяйства из Германии в Казахстан. Я не могу передать словами, какое получила удовольствие, когда привезла своим первым клиентам это оборудование. Меня это еще больше мотивировало для следующих перевозок. Затем я решила выиграть тендер. Я бегала собирала документы. И я добилась своего – мы выиграли тендер! Это была отправка из Алматы в Шымкент продукции для цементного завода. Я сама контролировала погрузку. Я наблюдала, как грузят палеты, чтобы понимать, как все это размещается в автотранспорте. Так пошли мои первые грузоперевозки. Скажу честно, в первое время мне было сложно, потому что я не зарабатывала ничего. Я платила заработную плату сотрудникам, но не платила себе. Каждые 5, 10 тысяч тенге я откладывала как резерв для завтрашнего дня. Я могу гордиться тем, что никогда не забирала клиентов у своих бывших работодателей. Для меня было важно быть честной, иметь доверие к себе и доверять клиенту, всегда оставаясь человеком.

О трудностях

Многие бизнес-леди при стартапе получают поддержку от мужей или родственников. Лично мне ни разу не пришлось просить помощи у своего супруга. Все это время я самостоятельно выходила из любой ситуации. Бывало, что нас обманывали. Мы привозили груз, а нам не выплачивали деньги. Вопрос стоял так: либо ты из своего кармана отдаешь перевозчику деньги, но он будет последующие 10 лет работать с тобой, либо ты не выплачиваешь фрахт (стоимость перевозки грузов) и портишь себе репутацию. И тогда, на начальном этапе, я просто не могла упасть в грязь лицом. Я пошла и сняла деньги с расчетного счета, которые были заработаны нелегким трудом, и рассчиталась с перевозчиком. В тот момент можно было бы уйти с головой в свою проблему и ничего не делать. Но я решила не сдаваться никогда, несмотря ни на что. Я сделала для себя вывод, что, когда тебе становится тяжело идти вперед, значит, ты идешь в гору. Это стало моим кредо.

После этого я поняла, что, когда делаешь какие-то исходящие частицы, к тебе поступает больше входящих. Я сделала свой выбор тогда в трудной ситуации и выплатила деньги своему перевозчику. После этого, вы не поверите, нам поступил контракт из России на поставку облицовки для крупной сети заправок по всему Казахстану. Благодаря этому контракту я смогла с новой силой развить свой бизнес. Я научилась справляться со сложными ситуациями и стала более осторожной, внедрила очень много правил для своих сотрудников, чтобы такие ситуации у нас больше не происходили. Я поняла, что нужно обязательно проверять как клиентов, так и поставщиков.

Женская логистика

О другом проекте

Я хочу оказывать услуги консалтинга именно в нашей сфере деятельности. Мы сотрудничаем со многими экспедиторами. Но они не всегда могут правильно продавать и договариваться с клиентами. Это основа того, будет ли этот клиент работать с ним завтра.

В основном молодые предприниматели – это бывшие менеджеры, которые вышли из других компаний. Они не понимают, что есть очень много нюансов, которые возникают в бизнесе. Это и государство, которому нужно платить налоги, это и обязательства по аренде помещения, по телекоммуникациям, что есть ответственность экспедитора как перед перевозчиком, так и перед заказчиком. Они приходят на рынок совсем зеленые, незащищенные ни с какой стороны. Я хочу в будущем предоставлять консалтинговые услуги именно для таких молодых предпринимателей, а также и для наших перевозчиков, так как и это немаловажный фактор в нашем общем деле.

Очень много людей, которые хотят себя найти, но, к сожалению, не зная инструментов, теряют себя в этом деле. И видя огонь в их глазах, хочется им помочь, чтобы он не погас. Любая работа интересна. Я даже говорю своим сотрудникам: если завтра я пойду работать дворником (конечно, я утрирую), то точно знаю, что буду делать это на высшем уровне, и, взяв сегодня один двор, буду иметь под своим контролем и другие дворы. Неважно, где ты работаешь и кем, важно, как ты относишься к своей работе. Каждый человек создает свою работу сам ежедневно, ежечасно, каждую минуту. Для этого не нужно никаких формул и заклинаний.

О взятках

Я никогда никому не давала взятки и давать не собираюсь. Потому что, когда делаешь все правильно и честно, можно обойтись и без этого. Когда ты знаешь свои права и соблюдаешь законы, по которым работаешь, ты можешь грамотно все обосновать, решить, а значит, сможешь обойтись без взяток.

О клиентах

Скажу честно, за три года существования компании у нас вообще не было маркетинга. Мы только три месяца назад взяли в компанию маркетолога, который расширяет наши горизонты. На начальном этапе клиентская база создавалась следующим образом: мы делали обычные рассылки по справочнику «Наш город». Как-то выходили на линии и разговаривали с клиентами. Наши партнеры начали сами на нас выходить. Предоставляя очень оперативную и надежную работу, мы видели, что наши клиенты советуют нас своим друзьям, партнерам. При этом говоря, что мы очень надежные ребята.

Для нас очень важно, чтобы наши клиенты продолжали существовать, и мы им в этом помогаем. Потому что пока их бизнес будет существовать, значит, и мы будем процветать. Важно поддерживать друг друга.

О конкурентах

Мы работаем со многими экспедиторскими компаниями, но я никогда не считала их за своих конкурентов. Мы сотрудничаем с ними. И если у нас есть клиент, а у него машина, то мы всегда можем прийти к взаимовыгодному решению. Поэтому я не могу назвать их конкурентами, скорее это мои партнеры, с кем можно еще на рынке продержаться долго. И моя компания специализируется только на автоперевозках, а там, где мы бессильны, я рекомендую своим клиентам надежных партнеров-экспедиторов.

Женская логистика

О будущем

Что касается текущего бизнеса, то у меня есть мечта – вывести логистический бизнес в Казахстане на новый уровень. Я хочу построить такой склад, где будут храниться товары всех моих клиентов. На этой территории были бы построены гостиницы для наших водителей. Пусть они будут недорогими, но со всеми условиями. Чтобы там была автомойка, медпункт, предоставить хорошую, доступную кухню, – и все это на одной территории. Не просто стоянки для грузовиков, а чтобы все это было на европейском уровне по приемлемым ценам. Место я уже присмотрела, и если государство до этого времени не продаст его, то можно эту идею реализовать в будущем... Возможно, построить такие центры и на приграничных территориях с Китаем, на автомагистрали Алматы – Екатеринбург. На наших автомагистралях не предусмотрены условия для людей, для перевозчиков, для тех же туристов. У нас цивилизованное государство, неужели мы не можем создать что-то красивое, чтобы люди к этому тянулись.

О внимании к работникам

У нас в компании очень теплые отношения. Работники в любой момент могут подойти ко мне, спокойно поговорить. Самое главное – это понимание, нужно выслушать человека, возможно, ему нужна какая-то помощь. Человек очень много времени проводит на работе, практически большую половину дня. И я в своей компании выстраиваю отношения так, чтобы сотрудники чувствовали себя как дома, ведь каждый сотрудник – это член нашей большой семьи. И они просто обязаны поддерживать свою группу, доверять ей и не давать ей возможности падать вниз.

Есть одно качество у многих руководителей: когда сотрудник хорошо делает свою работу, руководитель этого может не заметить, но как только он сделает хоть небольшую оплошность, будет столько внимания этому, что человек может просто замкнуться в себе.

Чем больше мы заостряем внимание на ошибках, тем больше мы их получаем. Если я буду говорить своим подопечным, что они делают свою работу хорошо, и буду говорить продолжать им это делать, они будут работать еще лучше.

Любому человеку, даже ребенку, нужно давать подтверждение даже самых маленьких побед. Он должен понимать, что он значим и важен для других и что за это еще и платят деньги.

О пользе тренингов

В прошлом году мы вступили в ассоциацию предпринимателей WISE и применяем административную технологию, от которой получаем результаты. Я и мои сотрудники постоянно ездим на различные тренинги, конференции, мы нашли там много больших и хороших друзей. Реальный бизнес не построишь, пока не будешь иметь инструменты и не получишь советы от успешных людей, бизнес-практиков. Те тренинги, которые есть у нас, слабоваты. Теория – это одно, а то, что ты получаешь от бизнесмена-практика, намного реальнее. Ты видишь свои минусы и плюсы, понимаешь, что можно улучшить, а где надо доработать. Таким образом выстраивается идеальная картина своего бизнеса относительно того, как работать, что делать.

Важно идти к своей намеченной цели! Ведь такой вещи, как неудача, просто не существует. Ее просто нет. Есть мало настойчивости, ее никогда нельзя снижать!

P.S. В разделе "мнения" расскажите нам, что вы считаете основной проблемой для развития транспортно-логистического бизнеса в Казахстане?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000