BUSINESS Айсулу Тойшибекова Maxim Шатров 17 июля, 2013 11:00

Бизнес по-турецки

Бизнес по-турецки
Бизнес в Казахстане в определенной мере сложился благодаря зарубежному присутствию. Одними из первых, в нашу страну вложили средства турецкие инвесторы. Встретившись с CEO “Galaksigroup” Фатихом Узуноглу, мы узнали, почему они решили открыть здесь свое производство и каким образом сумки Louis Vuitton мешают развитию бизнеса.

О присутствии в Казахстане

В 1993 году мы пришли на казахстанский рынок. Мы были одной из первых компаний, которая инвестировала капитал в независимый Казахстан. Изначально мы были эксклюзивными дистрибьюторами многих известных турецких компаний. Параллельно с этим мы привозили пластиковые и алюминиевые профили, стеклопакеты в Казахстан и Среднюю Азию. Позже мы пришли к выводу, что нужно инвестировать сюда деньги. Полученную прибыль мы направили на открытие бизнеса в Казахстане, инвестировали в производство.

О производстве

Мы решили продолжать заниматься строительными материалами, так как в то время началось строительство новой столицы.

В 1994 году был открыт первый цех, который производил пластиковые профили, стеклопакеты для окон и дверей. В 1998 году ввели в эксплуатацию завод, который выпускал пластиковые трубы большого диаметра, которые было невозможно привозить из Турции. Еще через четыре года мы начали производить алюминиевые профили, затем с 2006 года пластиковые профили, а в прошлом году стеклопакетный материал, дистанционную рамку. На данный момент у нас есть 4 завода, более 600 сотрудников из них 450 человек работают на заводах. Работа на заводах идет круглосуточно в 3 смены. Для своих сотрудников мы создаем условия, на территории предприятия растут фрукты, есть беседка для отдыха.

Наше производство безотходное. Ведется строгий контроль со стороны министерства. Пластик и алюминий – материалы, которые можно переработать. Наши отходы – это мешки и коробки, в которые мы упаковываем наш товар.

Бизнес по-турецки

О продукции

Galaksigroup объединяет 3 бренда: Herkul (канализационные и водопроводные трубы), Alugal (алюминиевые профили), Galwin (пластиковый профиль). Это связано с тем, что мы выпускаем разную продукцию. Каждый из брендов занимается определенным товаром. Профили это одно, трубы это другое.

Мы выпускаем оконно-профильную систему, которая предназначена для казахстанского климата. Летом температура +30-40, зимой – 20-30, разница температур очень высока. В таких условиях китайские профили летом желтеют, а зимой трескаются. Люди выбирают качество, мы готовы его предоставить.

Помимо профилей, мы выпускаем канализационные и водопроводные трубы. Они изготавливаются из полипропилена, а канализационные из ПВХ. Оба материала закупаются в Южной Корее, Тайване.

Мы поставляем продукцию во все регионы Казахстана. Мы не работаем напрямую с потребителями. Наш бизнес – это «B2B», business to business. У вас есть дом, вы делаете ремонт, меняете окна. Мы не делаем окна, мы делаем профильные системы для окон и дверей. Окна изготавливают наши клиенты.

О ведении бизнеса в Казахстане

В 1993 году мы параллельно начали бизнес в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. Создавать производство мы решили здесь, потому что в Казахстане чтут закон, государство регулирует предпринимательство. Здесь более выгодные условия для открытия своего производства, чем в других странах региона.

Очень хороший климат для инвесторов. Разница между Казахстаном и другими странами Средней Азии колоссальна. Мы любим Казахстан. Мы решили инвестировать сюда, мы создаем рабочие места. Большим плюсом стало создание Таможенного Союза.

Бизнес по-турецки

О трудностях

Для казахстанского производства самой большой проблемой является сырье. Нашей первой проблемой стало отсутствие сырья для нашего производства. Мы используем ПВХ – продукт нефтепереработки. Казахстан продает нефть, например, в Южную Корею. Мы покупаем сырье в Южной Корее, вот такой вот круговорот. Это проблема, потому что на дорогу уходит 30-35 дней и, конечно же, это финансовые затраты.

Алюминий покупают в Павлодаре уже 3 года. Сейчас предприятие покупает чушки на Казахстанском электролизном заводе. Из них, с помощью собственной литейной печи на заводе выплавляют слитки, позже они становятся алюминиевыми профилями. Раньше приходилось покупать готовые слитки из-за рубежа.

Вторая проблема – это нехватка квалифицированных кадров, здесь много юристов, экономистов, но мало технологов и инженеров. Мы привлекаем иностранных специалистов. Всего их насчитывается 20 человек, это специалисты из Турции.

Третья проблема – это инфраструктура. Все остальное вполне решаемо.

Преодолеть строительный кризис нам помог хороший менеджмент. Мы не любим долги, мы не любим кредиты. Если мы берем кредит, то на небольшую сумму, стараемся закрыть его как можно раньше.

Бизнес по-турецки

О будущем

Открывать заводы в других городах пока трудно, в первую очередь это опять-таки инфраструктура. К примеру, есть ли прямой рейс из Турции в этот город, насколько этот город развит. Наш завод в Алматы и в случае, если нам нужны запчасти, мы можем доставить их прямым рейсом из офиса в Стамбуле в течение 24 часов. У нас есть проект в Павлодаре, но этот город маленький. К сожалению, мало перспективных городов.

Завод не магазин, открыть его не так легко. Нужны финансы, это не 5 тысяч долларов, на это уходят миллионы.

В будущем мы хотим продолжить инвестировать деньги в Казахстан. Помимо этого, будучи казахстанскими инвесторами, хотим открыть завод в России. Мы местные, я чувствую себя казахстанцем. Наш бизнес это пластик и алюминий. За 20 лет я стал хорошо разбираться в этих материалах. Мы будем инвестировать в то, что проверено, в то, что мы знаем.

Секрет успеха

В бизнесе многое зависит от руководства. Я не покупаю яхты за миллион долларов или Ferrari. Если Вы тратите деньги на роскошь, покупаете туфли за тысячу долларов или сумку от Louis Vuitton, то конечно, Вам будет трудно преодолеть кризис.

Все нужно делать вовремя. Годом позже и у нас уже ничего бы не вышло. Очень важна стратегия. Нужен план, нужно продумать то, чем вы будете заниматься, что вы будете производить. Нужно изучать рынок, нужно работать. Если человек 3-4 месяца в году отдыхает в Дубаи, Анталье и Москве, то у него будет мало перспектив в бизнесе.

Нельзя стоять на месте, будто ты всего добился. Нужно развиваться, учиться чему-то новому.

P.S. Как вы относитесь к иностранным инвесторам в Казахстане? Ответьте нам в разделе "мнения".

Поделись
Айсулу Тойшибекова
Айсулу Тойшибекова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000