BUSINESS Саян Байгалиев Дамир Отеген 12 июля, 2013 13:19

Мне бы в небо

Мне бы в небо
Москвичка Екатерина Буторина впервые оказалась в Алматы в январе этого года, тогда она даже не предполагала, что через полгода будет соучредителем летной школы Discovery flight school. О том, как создать бизнес на полетах нам рассказали Екатерина Буторина и Алексей Фадеев.

О себе и любви с первого взгляда

Я не пилот, но самолеты пилотирую, у меня 20 часов налета. Сама я москвичка, приехала в Казахстан впервые в своей жизни в январе совсем по другому бизнесу, образовательному. Мы оказываем представительские услуги для международных бизнес-школ и крупных международных компаний. То, что развиваем в Москве, решили развивать и в Казахстане.

Когда я впервые оказалась здесь, я просто влюбилась в Казахстан. Для меня это было какое-то откровение. Казахстан недооцененная страна, о ней не рассказывают в России. Поехала на Шымбулак и просто не могла остановиться.

О своем появлении в летной школе

Кроме Шымбулака приезжала на аэродром в Боралдай, пилотировать. Это всегда было мое хобби, потому что мой дед был летчиком. В полете ты практически на час остаешься с человеком один на один в небольшом, узком пространстве. Естественно, вы общаетесь, говорите о жизни. Я стала рассказывать, что моя мечта - заниматься авиационными проектами вместо образовательных. Мы с Алексеем Фадеевым сдружились, и он сказал мне: «Катя, если тебе интересно, приезжай, будем вместе это реализовывать». Я была в шоке, потому что в России тебя так никто не позовет.

Школа была основана в 2012 году. Я являюсь ее совладельцем, но Алексей – основатель, он начал это дело. Я пришла в бизнес с определенным стартовым капиталом.

Мне бы в небо

О своем присутствии

Я привнесла сюда свою компетенцию. Взяла на себя все, что касается продаж, работы с клиентами, в том числе, к примеру, строительство кофе-рума. Он еще не до конца готов, но если вы посетите аэродромы в России, в СНГ, и в Казахстане, вы нигде не найдете того, чтобы вас банально встретили с хорошим кофе, в приятном месте. Наверное, потому что авиацией занимаются летчики, а не экономисты или маркетологи.

Наша цель - стать лучшей летной школой в СНГ. Я знаю, как это выглядит в России и что нам нужно сделать и что изменить.

О российских летных школах

В целом, вокруг Москвы находится не меньше 10 летных школ. Может быть и больше. По той причине, что это очень большой город и там сильно развита культура авиации, в том числе малой. Для того, чтобы летные школы жили, люди должны иметь потребность летать. Это очень важно. После распада СССР в России медленнее умирала эта культура, просто она чуть-чуть больше поддерживалась, чем в других странах СНГ.

Но там надо ехать 100 километров от Москвы, потому что на более близком расстоянии к Москве летать нельзя. В Алматы же очень удобно, полчаса от центра города и ты уже на месте. В российских школах тебе негде разместиться, с тобой никто не разговаривает, ты просто платишь деньги, летаешь и уезжаешь. Нет ощущения клуба, которое мы здесь создаем. У нас на выходных бывает 10-12 человек, которые сидят на улице, тусуются, не хотят уходить. Люди приезжают в большинстве своем именно для того, чтобы интересно провести время. Они летают всего 20-30 минут, все остальное время общаются друг с другом. Очень важно с кем-то делиться своей любовью к авиации, рассказать о том, что ты делаешь в полете.

О затратах

Нижняя цена нового воздушного судна, купленного в Европе - 100 тысяч долларов. Из-за ввозных пошлин, которые у нас установлены, нужно прибавить еще 36-40% к стоимости самолета. Кроме того, транспортировка стоит не менее 10 тысяч долларов. Таким образом, новый самолет обходится минимум в 150 тысяч. Большинство летных школ не работают на новых воздушных судах. В принципе, это нормально. Летают на самолетах 70-90-х годов. У нас обучение проходит на самолетах 2007 года выпуска. Это не то же самое, что в автомобильной отрасли, где машина может устареть через 5-7 лет, у самолета достаточно большой ресурс. Ресурс самолета, на котором мы летаем - 3,5 тысячи часов, в данный момент он у нас отлетал 400 часов и у него еще очень большой запас.

Другие затраты - это аренда площадей, ангар и его строительство. Все зависит от того, какие у вас возможности и цели. Условно говоря, оборудование одного только кофе-рума обошлось нам примерно в 10 тысяч долларов. Хотя это не «must have», но это уже другой уровень сервиса. Ангар мы фактически построили своими руками.

К сожалению, государством не предусмотрена никакая поддержка школ по пилотированию. Мне кажется это не совсем правильно, но то же самое происходит и в России. Мы платим за навигацию, за аренду, за все услуги, которые предоставляет аэродром, также как если бы мы были эксплуатантами, которые сдают в аренду вертолеты для охоты. Хотя те воздушные суда берут состоятельные люди для развлечения, а мы обучаем людей, которые в дальнейшем состоят в кадровом резерве для страны. В этом есть какая-то социальная функция.

О том, как стать пилотом

Обучение коммерческого пилота это очень долгий процесс. Нужно налетать не менее 150-200 часов. У флагманских авиалиний есть своя программа обучения пилотов. Они проводят отбор и отправляют учиться заграницу. Но для того, чтобы вы прошли отбор, у вас должны быть какие-то конкурентные преимущества. Если вы пройдете обучение у нас на пилота-любителя, у вас будет гораздо больше преимуществ.

Авиация не заканчивается только коммерческими авиалиниями, к которым мы привыкли. Есть очень много других авиационных работ: спасательные, лесопатрульные, химические. Для этого в стране должны быть летчики, но их очень мало. Фактически получив у нас образование, вы сможете выполнять такие работы.

О стоимости

Стоимость обучения сильно зависит от стоимости летного часа. Летный час зависит от модели самолета. Стоимость минимального курса обучения - 9,5 тысяч долларов. В этот курс входят 25 часов налета – это самое главное, но также необходимо пройти теоретическую подготовку. Возможно, это не самое доступное предложение на казахстанском рынке, но мы идем на это сознательно, по той причине, что у нас вы получите теорию в полном объеме. Причем это не будут скучные занятия. У нас своеобразная клубная система, в субботу-воскресенье к нам приходят преподаватели, они меняются в зависимости от курса. До обеда наши курсанты проходят теорию, общаются, мы делаем для них шашлыки. Затем они летают. Они проводят 2 дня на свежем воздухе, приезжают сюда всей семьей.

В стоимость курса входит медицинская комиссия и подготовка документов в комитет гражданской авиации. Дальше, уже в зависимости от налета, есть другие программы, к примеру, пилот – любитель, там налет составляет 40 часов и это стоит порядка 15 тысяч долларов.

Мне бы в небо

Алексей Фадеев - генеральный директор Discovery flight school

О том, как открыть летную школу

Екатерина Буторина: Я думала, что через 5-7 лет смогла бы открыть свой авиаклуб. Но сейчас я понимаю, что это было бы невозможно, потому что это ответственность за жизнь людей. Нужно чтобы авиацией занимался человек, который с ней связан всю свою жизнь и знает все нюансы. Алексей Фадеев именно такой человек.

Алексей Фадеев: Такой бизнес открыть практически нереально, очень сложно. Все начинается с персонала, который должен быть допущен по медицинской, по технической части. Нужно иметь соответствующие сертификаты, допуска. Затем необходимо пройти все процедуры - от регистрации юридического лица до множества дополнительных разрешений. Должна быть программа по техническому обслуживанию, по летной подготовке, руководство по производству полетов и техническому обслуживанию воздушных судов. Это стопка документов высотой больше метра, где прописаны все инструкции и т.п. Благодаря тому, что у меня был определенный опыт за плечами, все это заняло примерно полтора месяца. Учитывая, что я знал, как надо все делать.

О разрешении на полеты

Алексей Фадеев: На каждый вылет подается заявка, маршрут, вид полета. Сейчас все немножко проще, не менее чем за час до вылета необходимо представить заявку, хотя мы, как правило, подаем заявку накануне вечером, она рассылается военным, ПВО и другим. После этого получаем разрешение на выполнение тех или иных видов полета, проходим медкомиссию, подписываешь полетное задание у диспетчера, получаем метеопрогноз, ну то есть все довольно хлопотно.

Мне бы в небо

О клиентах

Есть три типа клиентов, которые к нам приходят.

Первые, это молодые люди, которые оканчивают школу и хотят стать профессиональными летчиками. Сейчас у нас два курсанта, которым по 17 лет. После школы один из них хочет пойти на программу по подготовке пилотов Air Astana, а другой уехать учиться в США. Их мечта - быть линейными летчиками. Для этого им уже сейчас нужно показать свое стремление стать авиаторами и получить примерное понимание, о чем идет речь.

Вторые, это люди, которые всю жизнь мечтали стать летчиками, но по той или иной причине не пошли в авиацию. Сейчас им по 30-35 лет, они являются профессионалами в какой-то другой области, добились успехов в своей карьере. К нам они приходят учиться, чтобы исполнить мечту своего детства.

Третья категория, это люди, у которых никогда не было такой особенной мечты, но для которых это хобби, стиль жизни и им может быть сколько угодно лет от 30 до 60. Все клиенты пока мужчины.

К нам очень много приезжают для проведения обзорных полетов, это часть нашего бизнеса. Здесь очень красивые виды, курганы железного века, 8 озер. Тогда к нам приезжают девушки, полетать. Они говорят, что тоже хотели бы обучаться, и я их бережно к этому веду. Я надеюсь, что скоро у нас появится первая девушка – летчик.

О сезонности бизнеса

Во многом бизнес сезонный. По той причине, что для большинства клиентов есть стереотип, что полеты должны проводиться летом. Летать же можно круглый год. Зимой мы очень сильно зависим от погоды, часто бывают осадки, низкая облачность, плохая видимость. Поэтому для бизнеса очень важно налетать как можно больше в течение лета, весны, осени.

В силу своего образования я стараюсь хеджировать эти риски. Поэтому мы делаем клуб. Потому что если это клуб, то тебя тянет туда все время. В нелетное время у нас здесь обязательно будут корпоративы, я делаю большую ставку на Новый год. Даже сейчас у нас проходят небольшие корпоративы по 30-40 человек. Есть планы по запуску дополнительных услуг, например, у нас на выходных всегда проходит день открытых дверей, т.е. все, кто хотят, могут приехать, пообщаться, мы проведем экскурсию по всему аэродрому, где стоят замечательные Ан-2. Детям мы устраиваем мастер-классы по такому, казалось бы, простому занятию как изготовление бумажных самолетиков, вроде бы ничего сложного. Но когда они все вместе здесь собираются, пока родители летают, кто-то посидит в кабине самолета и они после этого не хотят отсюда уезжать.

О продвижении и надвигающейся кончине купонных сервисов

Я представитель поколения "Y" и в первую очередь за социальные сети. Наша группа на Facebook существует буквально пару недель и сейчас в ней уже почти 700 человек. Я думаю, что главный успех, это генерация хорошего контента. Также это Instagram, Вконтакте, но конечно, Вконтакте не так работает, потому что это не наша фокус-группа, нам нужны люди постарше, наша основная аудитория находится в Facebook.

Также мы работаем с сайтами, которые предоставляют купонные сервисы, в принципе это неплохо, но я не очень верю в их будущее. Скоро они уже будет завершать свой жизненный цикл и это уже происходит в России, но, тем не менее, мы продолжаем пока ими пользоваться. Я бы хотела развивать сотрудничество с туристическими и ивент-агентствами, потому что они сами уже начинают на нас выходить.

Я бы не хотела идти в коммерческую рекламу, потому что ее век давно себя изжил, она работает в основном только на масс-маркет, на зубную пасту и шоколадки. К таким услугам как у нас, нужен особый подход, это BTL, какие-то мероприятия по продвижению услуг.

Об открытии

Все развитие бизнеса сейчас упирается в наличие инфраструктуры, потому что когда у меня здесь будет достойный внешний вид, я смогу собрать здесь через партнеров большое мероприятие, мне хочется сделать официальное, большое открытие. Провести бесплатную открытую лекцию, введение в авиацию, я думаю, что людям будет очень интересно, потому что мы будем показывать на примере самолета как он работает, какое у него строение, мы и сейчас это делаем, просто в меньших масштабах. На прошлых выходных было 15 человек, которым мы рассказывали, как устроен самолет, почему у некоторых самолетов крылья сверху, у некоторых посередине, а некоторых снизу. Банальный вопрос, но обычный обыватель не понимает в чем разница. Или почему не стоит бояться турбулентности? Когда ты людям объясняешь такие простые вещи, они сами хотят взять у вас пробный полет.

О новых летных школах

Если вы посмотрите на наш логотип, то вы увидите что он толком ни к чему не привязан. В идеале мне бы хотелось, чтобы Discovery был в Алматы, Астане, возможно, в Тбилиси и где-нибудь в Подмосковье. Это абсолютно личный выбор. Я наверно не такой бизнесмен для которого основная цель это увеличение оборота и показатели прибыльности, для меня предпринимательство это приятная прогулка в течение жизни. Мне хочется, чтобы наши филиалы были там, где мне самой хорошо, где я понимаю людей и где мне приятно находиться.

С Астаны есть большой спрос, я это чувствую, каждый третий запрос в Facebook приходит оттуда. Наше отделение там обязательно будет, но развиваться мы будем такими темпами, которыми мы вдвоем с Алексеем можем это сделать по той причине, что нет задачи срочно захватить рынок. Если вы хотите заработать, не надо открывать летную школу, есть бизнесы гораздо более прибыльные. Если вы хотите вложить деньги, вложите их в какой-нибудь интернет-проект и заработаете гораздо больше. Авиация это стиль жизни, здесь мы проводим большую часть времени. Алексей работает без выходных, у меня один выходной в неделю. Мы живем этим. Только таким образом, когда ты все это пропускаешь через себя, ты можешь на этом зарабатывать.

P.S. В разделе "мнения" поделитесь своим взглядом относительного того, в какой стране Таможенного союза легче реализовывать свой бизнес?

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000