BUSINESS Саян Байгалиев Maxim Шатров 4 июня, 2013 09:29

От доступности к качеству

Около семи лет тому назад в Казахстане появились первые велосипеды отечественной сборки – Nomad. С чем столкнулось и как планирует развиваться производство велосипедов под брендом Nomad, нам рассказал директор ТОО «MERIDA-KZ» Марат Акынгазиев.

О «Номаде»

В Центральной Азии производства велосипедов как такового нет. В Беларуси, Украине, России есть. Наш проект – первый в регионе и пока единственный. Мало того, Nomad – это первый казахстанский спортивный бренд. Когда мы создавали бренд Nomad, мы сильно не задумывались об этом слове, оно тогда было не так популярно, а сейчас есть и Nomad Insurance, и внедорожник собираются назвать «Номад».

За основу мы брали международные стандарты в этой отрасли. Наше производство изначально представляло собой сборку уже разработанных моделей с незначительными изменениями в комплектующих. Сейчас мы работаем по примеру международных современных стандартов данной отрасли, когда на предприятии производства конечной продукции находятся конструкторский и дизайнерский отделы. Прежде всего мы проектируем раму в чертежах, определяем параметры посадочных мест различных компонентов, углы наклона и варианты сопряжения труб рамы, создаем цветовой дизайн. Далее утвержденная конструкция велосипеда в чертежах направляется предприятию-партнеру, которое осуществляет сварку и покраску рам согласно нашему техническому заданию, размещаются заказы на поставку тех или иных компонентов соответствующих технических параметров. Параметры компонентов и рамы зависят от того, как будет эксплуатироваться велосипед.

К примеру, заказ на производство рам мы размещаем на предприятии в г. Тяньжине в КНР, которое специализируется на экспорте своей продукции для стран Евросоюза. В самом же Китае оно особо неизвестно. Ни для кого не секрет, что многие именитые велобренды в Европе имеют только конструкторские и дизайнерские отделы, а производство вынесено в Юго-Восточную Азию.

От доступности к качеству
Об идее
Идея организации производства принадлежит Заурбеку Мизамбекову. Его поддержали холдинг «Сентрас» и Национальный инновационный фонд. Решение по созданию проекта было принято в 2006 году, средства были выделены через венчурный фонд при участии частного капитала. Если в самом начале деятельности производство ограничивалось выпуском около 500 велосипедов, то на пике, в 2011–2012 годах, почти доходило до 20 тысяч в год. На данный момент мы снизили производство в связи с кардинальным обновлением партнеров-поставщиков. Мы отказались от прежних и напрямую вышли на многих производителей велокомпонентов. Прежде всего это такой мировой лидер индустрии, как японский производитель SHIMANO, тайваньские KENDA, NECO, VP components и RST, голландский бренд WEINMANN и многие другие всемирно известные бренды.
 
Наш сегмент включает в себя детские велосипеды, велосипеды для города, спортивные и специализированные курьерские велосипеды. Там, конечно, все определяется по качеству компонентов, по сборке. С этим возникают большие вопросы. В первую очередь нужно понимать, что для предприятия, которое начинало с нуля, очень важно внедрить именно те стандарты, которые хотели бы видеть казахстанские потребители.
 
От доступности к качеству
О развитии и китайских велосипедах
Первые «Nomad Аттила» продавались почти по себестоимости. Акционеры адекватно подходили к пониманию этого этапа становления. Нужна была раскрутка бренда, чтобы потребитель узнал о нас, имел возможность свободно приобрести велосипед. 
 
Дешевле Китая наши производители все равно не сделают. Те, кто гонится за максимально дешевым велосипедом, в конечном итоге пойдут и купят китайский ширпотреб на барахолке. Разница в том, что покупатель на второй день получит сломанную педаль. Что касается нашей продукции, если обнаруживается какой-то дефект или поломка, то потребитель может прийти к нам и высказать все, что думает. 
 
Сейчас я настоял на том, чтобы мы перешли от идеи доступной по деньгам, бюджетной версии велосипедов к идее дать высокое качество, но по разумной цене.
 
От доступности к качеству
О разумной цене 
Цена будет ниже зарубежных аналогов. Мы поменяли в этом году весь модельный ряд. На все велосипеды мы ставим резину Kenda, голландские алюминиевые обода, комплектуем обвесом Shimano. Более простые детские спортивные велосипеды комплектуются другими известными брендами, которые по качеству не уступают Shimano, но по цене они более доступны. Мы напрямую покупаем их с заводов в Тайване, Японии. 
 
Соотношение «цена – качество» – это самый оптимальный вариант. Благодаря этому мы можем быть по оборудованию на полголовы выше, чем Centurion, но дешевле.   
 
Другой вопрос, найдет ли казахстанский потребитель в себе силы на то, чтобы уделить внимание отечественному производителю. Начинаем сборку спортивных велосипедов. Мы учли все пожелания, насколько это было возможно, по комплектации, геометрии, где-то даже просто по дизайну. Здесь соотношение цены и качества будет более чем привлекательно. Может быть, на первый взгляд покажется, что у нас цены повысились, но это только потому, что повысилось качество.
 
Наша отпускная цена – от 17 тысяч и выше. Розничная цена на наш детский велосипед у наших партнеров – 25 900 тг. на шестнадцатых колесах, в то время как аналог именитого бренда стоит 32 тысячи, а он проще по комплектации. Любой может сесть на детский велосипед, и он не развалится, это велосипед, на котором может ездить не одно поколение детей. Это титаническая работа, полное переоснащение всего производства, смена всех поставщиков. Не все прошло гладко, но в конечном итоге велосипеды, которые мы собрали, достойны того, чтобы обратить на них внимание и попробовать. 
 
От доступности к качеству
О схеме производства
Это зависит от модели. Мы заказываем комплектующие для определенного модельного ряда. Цены производителя градируются. Производители заинтересованы, чтобы с завода велосипеды выходили с их запчастями. В этом году мы не заказывали специальных цветовых решений, то есть брали комплектующие в том цвете, который был установлен на заводе. Это для того, чтобы потребитель знал, как выглядит оригинал. 
 
О производителях
Наши объемы, конечно, производителей особо не интересуют. Они очень удивляются, когда узнают, что мы в Центральной Азии на самом деле занимаемся производством. Некоторые не верят – мол, приехал сюда непонятно кто за запчастями. Но у нас есть сайт, они туда заходят, смотрят на сайт акционеров.
 
В этом сезоне планируем начать производство трековых велосипедов и шоссейных. Благо японцы назначили хорошие цены. 
 
От доступности к качеству
О шоссейных велосипедах
Что касается шоссейников, я могу вполцены произвести то, что стоит сейчас в магазинах. Мы выиграли тендер на 25 велосипедов для велошколы. Парка велосипедов начального уровня практически нет, 12 региональных велошкол катаются на «Туристах» моего возраста. Ремонтировать их нечем, цена на новые велосипеды сумасшедшая – 160–170 тысяч тг. на самый простой шоссейный велосипед.

Об объеме производства
Новую линейку мы ограничили до 3280 велосипедов. Годовой объем продаж у нас варьируется на уровне 10 тысяч. И на этом маленьком, более чем скромном объеме мы должны отрепетировать весь технологический процесс. На данный момент модельный ряд – 24 модели.  
 
От доступности к качеству
Об экспорте
Мы думаем об этом, стали плотно контактировать с АО «Kaznex» по экспорту. Для начала это страны Содружества. Я хотел бы экспортировать в страны Евросоюза. Посещая выставки в Германии, я вижу, что мы могли бы сделать вполцены велосипед такого же уровня, как те, которые стоят у них на выставках. Раскрученный бренд просит за это дополнительную цену. Плюс транспортировка, все-таки далеко. 
 
Нам к Евросоюзу тоже не близко, но готовую продукцию везти туда при поддержке государства вполне возможно. Даже если я добавлю 25% за счет транспортировки, это предложение все еще будет привлекательным. Надо понимать, что при увеличении объема производства снижается себестоимость. Если сейчас, производя 10 тысяч велосипедов, я планирую конкурировать, то при увеличении объемов производства я смогу оптимизировать и свою цену.
 
От доступности к качеству
О каналах распространения
У нас дилерская сеть. Мы активно стараемся ее развивать с помощью региональных представителей. Кроме того, есть оптово-розничные покупатели. Покупают от 3–5 велосипедов и больше. Бывает, что их штучно отправляют и в Актау, и в Атырау. У нас есть представители в областных центрах.
 
Большие магазины пока не появляются. У них свои наработанные каналы брендовой продукции. Им нужно сбыть свой товар. А у нас рынок – это всего 400–450 тысяч велосипедов, из них 80% – китайские велосипеды сомнительного качества, но очень дешевые. 
 
Я открыто признаю, что лицо бренда не самое лучшее. Это в силу того, что на старте была допущена ошибка – мы старались максимально удешевить продукцию. Но сейчас мы очень большое внимание уделяем производственному циклу. Большую часть времени я провожу на заводе в Капшагае, вожу специалистов, которые обучают наших специалистов и посадке, и сборке, и настройке переключателя, то есть каждый момент сборки мы подгоняем, выстраиваем, используя качественные компоненты.
 
 
P.S. А вы доверяете товарам сделанным или собранным в Казахстане? Ответьте нам в разделе "мнения".
 
Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000