BUSINESS Саян Байгалиев Канат Бейсекеев 29 мая, 2013 09:00

Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»

Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»
Немногие предприятия, построенные в советское время, сумели выжить в условиях открытого рынка. О том, как удалось спасти Алматинский завод мостовых конструкций на заре независимости, нам рассказал председатель совета директоров АО «АЗМК» Ахметжан Шардинов.
О приходе на завод
Я из Жаркента, в 1963 году приехал в Алматы и поступил в политехнический техникум. После техникума ушел в армию. Когда вернулся, работал на заводе железобетонных изделий. Потом работал на разных заводах в системе Министерства автодорог СССР. Там от рабочего дорос до директора завода по обработке камня в Алматы. В 90-х годах стали модны выборы директоров на предприятиях. На АЗМК на замещение должности было 5 альтернативных кандидатур, в том числе и моя. И 85% голосов сотрудники завода отдали за меня. Так, с 1990 года на протяжении 23 лет я являюсь директором Алматинского завода мостовых конструкций.
 
О бартере
Как раз на это время пришелся развал Советского Союза, были потеряны все экономические связи. Не стало Министерства автодорог, Госплана, не было национальной валюты, с рублевой зоны нас вытолкнули. Везде был пресловутый бартер. Тогда нам стоило невероятных усилий сохранить завод и людей, которые работали на нем. Мы с завода дорожные плиты направляли в Сибирь, там в болотистой местности требовались дорожные плиты. За счет этих плит я получал сырую нефть, ее мы перерабатывали на ПНХЗ и получали ГСМ. ГСМ мы отдавали сельхозпроизводителям, а они давали нам продукты. В этот сложный период нам пришлось так выживать.
 
В то время было не до строительства мостов, но главное – нам удалось сохранить и людей, и предприятие.
Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»

О продаже заводов

Многие тогда пошли по легкому пути и распродали свои активы, заводы и т.д. Но 500 человек тогда работали, а сейчас уже 600 человек на заводе. Да, можно было все распродать и на этом покончить с заводом, но люди верили. Здесь есть те, кто работает на заводе 47 лет, практически со дня основания, у них другой работы нет, они не привыкли к другому. За каждым из них стоят их семьи, которые они должны кормить. Но это не моя личная заслуга, это заслуга всей нашей команды. Да, приходилось не выплачивать заработную плату по несколько месяцев, но благодаря коллективу мы выстояли. Эти же люди сейчас здесь работают.

О втором дыхании

Сейчас завод получил второе дыхание. Во многом благодаря транспортной стратегии государства. В этой стратегии наша продукция была востребована. Географически Казахстан расположен очень выгодно, нам это помогает.

Мостовая конструкция – специфическая продукция, с ней не пойдешь на базар. Она востребована только при строительстве мостов, дорог, путепроводов и прочего. Завод развивается только с развитием инфраструктуры. Мы сейчас, например, участвуем в строительстве коридора Западная Европа – Западный Китай.

О самоуспокоении

Такого, что можно спокойно вздохнуть, не бывает. У нас рыночная экономика, а это открытая конкуренция. Уже сейчас появился ряд фирм в мостостроении, которые производят такую же продукцию. Мы всегда в напряжении, нам надо постоянно совершенствоваться, искать хороших партнеров. Поэтому нельзя сказать, что все просто и нет никаких проблем, сейчас может выжить только та компания, которая соответствует требованиям рынка.

Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»

О плюсах частного бизнеса

Государственного участия в заводе нет. Завод, земля, здания, сооружения – все это выкуплено. Это субъект частной собственности. Когда все было общее, никто конкретно ни за что не отвечал. Человек придет, 8 часов отработает, неважно, какой результат, он требует заработную плату. А ее нужно заработать. Поэтому приватизация была проведена верно, предприятия перешли в частные руки, владельцы борются за то, чтобы они работали. Мы, например, создали дочерние компании. Есть строительная компания «АЗМК сервис», сервисная компания, которая занимается строительством туристического и гостиничного комплекса недалеко от Жаркента. Мы развиваемся и в других направлениях.

О государственной поддержке

Это важный вопрос. Когда нам было очень тяжело, не хватало оборотных средств, мы защитили ряд проектов в Министерстве индустрии по производительности труда. Закупили суперсовременное оборудование, смогли пополнить оборотные средства, получили льготный кредит, где 7% платило государство, а 5% – мы. За два-три года мы получили государственную поддержку на сумму порядка 400 миллионов тенге. Это нормально, хорошо. Поэтому в первую очередь мы стараемся, чтобы у нас не было задолженностей по налогам.

Без государственной поддержки, в принципе, тоже можно заниматься этим делом. Есть такие компании, которые делают короткие деньги, то есть купи-продай. А у нас сложное производство железобетона, где есть своя специфика. Мы покупаем материалы, металл, пряди, которые не продаются на рынке. Для того чтобы сделать закуп, нужны большие средства. Поэтому я считаю, что такие крупные предприятия должны нормально кредитоваться, иметь хорошую кредитную историю. Хорошая государственная поддержка бизнесу нужна, и я считаю это нормальным.

Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»

Об участии в тендерах

Мы, как правило, не являемся генеральным подрядчиком и не участвуем в тендерах. Мы свою продукцию продаем тем, кто выиграл тендер. Мы предлагаем им мостовые конструкции, балки. А для этого еще десять лет назад мы начали работать с проектными институтами, чтобы нашу продукцию закладывали в проекты.

Вот мы знаем, что, допустим, будет строиться дорога Алматы – Хоргос. Есть ряд проектных институтов, которые выигрывают тендер для проектирования. Мы отдаем им свои материалы. Они закладывают в проект нашу продукцию, которая соответствует всем параметрам. А потом та компания, которая выигрывает тендер, закупает нашу продукцию. В этом плане нам немного проще.

Поэтому я говорю, что у всех в нашем бизнесе равные условия, и, чтобы выжить, надо смотреть на несколько шагов вперед.

Об общественной работе

То, что сейчас завод начал активно работать, не только моя заслуга. Я, например, был руководителем культурного центра 9 лет, член политсовета партии «Нур Отан», депутат алматинского маслихата, член правления «Атамекен». Это не говорит о том, что у меня есть какие-то личные выгоды от этого. Это общественная работа, она никаких дивидендов не дает абсолютно, потому что бизнес отдельно, а это – отдельно. Там все политические слагаемые, но не административные, то есть там нет министра, который может сказать, что раз ты член партии – получи какую-то льготу или преференцию. Это политическая жизнь, общественная работа. Я от этой работы никаких дивидендов не получал и не получаю.

Ахметжан Шардинов: «Мост на базаре не продашь»

О лидерских качествах и слепых щенках

Я очень благодарен своим родителям, которые втолковывали такие принципы: во-первых, надо получить образование, во-вторых, надо всегда, везде, во всех мероприятиях участвовать, кроме того, нужно постоянно повышать самообразование и иметь желание достигнуть конечного результата. Есть такая народная притча: когда щенки слепые рождаются, берут ведро, переворачивают и на ведро садят щенков, слепых еще. Тех щенков, которые упали, топили, те, кто удержался, выживали. Примерно такой естественный отбор руководителя был в советское время. Через комсомол, партию и прочее, прочее.

Важна семья, командный дух, один человек никогда не может какое-то решение принять, потому что есть масса вариантов, из них выбрать самое оптимальное помогают коллеги, друзья. Но главное – надо брать ответственность на себя. Не бояться этого и отвечать за конечный результат. Если ты ошибся, то рынок тебе ошибок не прощает.

О целях

У нас много проектов по дорожному строительству. Даже в Алматы проблема номер один – это транспорт. Уже и в Астане появились пробки, плюс к этому будут строиться дорога Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, железная дорога Жезказган – Бейнеу, ряд аэродромов, которым нужна наша продукция. Мы должны будем во всех этих конкурсах предлагать свою продукцию компаниям и доказывать, что она самая лучшая.

Второе. Мы должны поставлять нашу продукцию на экспорт, например, в РФ. Мы ведем переговоры с российскими проектными институтами, сравниваем нашу продукцию и их. При этом получается, что продукция, которую мы выпускаем, легче по весу, дешевле по цене, транспортабельнее. Мы хотим, чтобы они тоже нашу продукцию в свои проекты включали, планируем зайти на российский рынок. Раньше около 60% нашей продукции поставлялось на экспорт – в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Россию.

Но при этом, чтобы все яйца в одну корзину не класть, мы приняли стратегическое решение кроме завода-производителя открыть строительную и сервисную компании.

P.S. В разделе "мнения" на интересует ваша позиция по вопросу "должно ли государство поддерживать бизнес?"

Поделись
Саян Байгалиев
Саян Байгалиев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000