BUSINESS Роман Екимов Maxim Шатров 14 мая, 2013 15:53

Кофейный бизнес

Капучино, Тирамису, Цезарь, lounge  –  первые слова, которые ассоциируются с кофейнями в Алматы. Мы постараемся отойти от всех шаблонов и рассказать, как на самом деле устроен «кофейный» бизнес.

В середине 2000-х наша страна начала приобщаться к европейской культуре кофепития. Постепенно, но верно люди начали перебираться из ресторанов и кафе в более уютные кофейни. Кофейни стали уникальным местом, так как представляли собой альтернативную площадку для
бизнес-встреч, а также неформального общения. Кроме того, кофейню можно посетить не только по какому-либо случаю, но и просто для личного времяпрепровождения. Здесь вы можете почитать книгу, послушать музыку или интересную лекцию, возможно, посетить фотовыставку. Выбор ивентов в кофейнях очень обширный, и каждый желающий найдет что-то по душе.

 
Рынок кофеен начал расти совсем недавно и только-только набирает  обороты. Проведя ряд бесед с PR-менеджерами, маркетологами, первыми лицами кофеен, мы поняли, что рынок еще не перенасыщен, и дальнейший рост этого бизнеса видится очень успешным, тем более что все чаще появляются слухи о возможном появлении Starbucks в Казахстане.
 
Наиболее популярные кофейни в Алматы: Gloria Jean’s Coffees, Шоколадница, Marrone Rosso, Coffeedelia, Costa Coffee, Кофемания и Cafeteria.
 
Кофейный бизнес

Фото Балжан Байзаковой

Бренд Gloria Jean’s Coffees – один из самых известных в мире. В Казахстане он представлен компанией BG Partners. Марка американского кофе появилась в нашей стране в 2007-м. Первая кофейня была открыта в ТРЦ MEGA Alma-Ata. В городе имеется 5 точек реализации кофейных напитков под флагом Gloria, а в Астане только одна. Столичная кофейня расположена в ТРЦ «Хан-Шатыр». До 2012 года кофейни были представлены в городах Актау и Атырау, но так как компании – владельцы субфраншизы в данных регионах не справлялись со своей работой, их пришлось закрыть.

Основную долю продаж Gloria Jean’s Coffee составляет так называемый to go-вариант. Большая часть кофеен находится в торговых центрах, в частности, на пути из кинотеатров. «Людям гораздо проще взять кофе навынос и дальше отправиться по своим делам», – утверждает маркетинг-менеджер Балжан Байзакова.

В 2013 году компания идет на расширение своей сети и планирует открытие трех других точек в Алматы. В нынешнем году кофейни Gloria Jean’s Coffee откроются в Уральске, Атырау, а также увеличится количество кофеен в Астане.

Кофейный бизнес

Российская сеть кофеен Шоколадница, которая благополучно работает на рынке Казахстана с 10 декабря 2011 года, ставит перед собой большие задачи. На сегодняшний день «Шоколадница» представлена как индивидуальная кофейня на пересечение улиц Толе би и Кунаева, а также имеет свою площадку на фуд-корте в ТРЦ Esentai Mall. При сравнительном анализе прибыли от двух точек можно сказать, что Esentai еще проигрывает. Кофейня на Толе би имеет большую проходимость и, конечно, хорошую клиентскую базу.

Со слов генерального директора ТОО Al-Sara, владеющего франшизой «Шоколодницы», Айдына Мамедова, 80% аудитории кофейни – молодые девушки в возрасте от 18 до 28 лет. Средний чек на одну персону составляет 2500 тенге.

Что касается кофе, то посетители одной «Шоколадницы» выпивают в месяц от 4000 до 5000 чашек кофе. В среднем на одну чашечку выходит 7–10 граммов кофе. Так как компания работает по франшизе, кофе, который используют в напитках, тоже завозится по франшизе. Julius Meinl – марка австрийского кофе, который представлен в 70 странах мира. Именно данный кофе используется во всех «Шоколадницах» по СНГ, а их уже более 350. На данный момент компания ведет переговоры по расширению сети на территории Алматы. В 2014 году планируется открытие в ТРЦ Dostyk Plaza.

Кофейный бизнес

Marrone Rosso – израильский бренд кофеен, который появился на территории Казахстана в 2009 году. Бренд Marrone принадлежит израильской международной сети кофейных заведений Aroma Espresso Bar.

Сеть Marrone Rosso берет свое начало в г. Константа (Румыния) в 2008-м. Буквально через год кофейня открылась в самом центре Алматы и очень быстро завоевала популярность среди любителей кофейных напитков. За четыре года в Казахстане были открыты три кофейни Marrone Rosso, одна из которых располагается в Астане, а две другие – в Алматы.

Кофейный бизнес

Кофемания и Cafeteria – кофейни, созданные сетью AB Restaurants.
Мы попросили управляющего директора сети AB Restaurants Аскара Байтасова рассказать нам, как работают кофейни под флагом AB Restaurants.

VP: Сколько кофеен в Казахстане работают под флагом AB?

– У нас действует четыре кофейни в Алматы – две «Кофемании», Cafeteria, чайный салон AROMA, а также «Кофемания» в Шымкенте.

Кофейный бизнес

Фото Дамира Отегена

VP: В Алматы «Кофемания» представлена как отдельная кофейня на пр. Абылай хана и в ТЦ «Алмалы». Есть ли разница в доходах между ними?

– Есть разница в системе привлечения гостей. Так как на пр. Абылай хана нам нужно конкурировать с большим количеством других заведений, необходимо выделяться среди них хорошим сервисом и кухней. А в ТЦ «Алмалы» нет конкуренции, но нам нужно привлекать туда людей с помощью различных ивентов. Если говорить о доходах, то «Кофемания» на Абылай хана открылась намного раньше, и поэтому постоянных гостей там намного больше, нежели в ТЦ «Алмалы». Но это вопрос времени.

VP: Расскажите, как устроен бизнес в ваших кофейнях, сколько в среднем мест, каков основной контингент ваших посетителей, средний чек?

– Количество мест варьируется от 70 до 150 в помещении, иногда значительно увеличивается за счет летних площадок. Большие площади, в принципе, под кофейню и не требуются, так как подобные заведения в первую очередь зарабатывает на оборачиваемости столов. В нашей сети оборачиваемость составляет от 2 до 3, зависит от успешности проекта. Средний чек невысокий – от 2000 до 3000 тысяч тенге, это также зависит от концепции. Основную аудиторию составляют молодые горожане от 20 до 35 лет, белые воротнички, представители творческих профессий и студенты.

Кофейни и проводимые ивенты в них – это отдельная тема. Мы поинтересовались мнением о качестве и необходимости проведения ивентов у Жанны Прашкевич, которая вела такие проекты, как Cafeteria и Coffeedelia.

«Все зависит от заведения, его месторасположения, зонирования и других особенностей. Но одно могу сказать точно: сами по себе ивенты не приносят эффекта. Ивенты – это хороший повод зайти в заведение. Но останется ли гость, вернется он ли к вам после ивента, порекомендует ли ваше заведение своим друзьям – зависит от других факторов: выверенности вашего бренда, уровня сервиса, качества кухни, программы лояльности», – считает Жанна.

Мы решили провести сравнительный анализ стоимости средней чашки капучино в кофейнях Алматы. Объем чашек во всех заведениях разный, но ценовую политику заведений в целом определить можно.

Кофейный бизнес

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, какую сеть кофеен вы считаете лучшей и почему.

Поделись
Роман Екимов
Роман Екимов
фотограф, репортер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000