BUSINESS Евгения Ли Виктор Магдеев 26 апреля, 2013 09:00

Инвестиции в просвещение

Почему казахскую классику печатают в России. Когда в книжных магазинах поставят мягкие диваны. Променяют ли казахстанцы «живую» книгу на электронный аналог. Обо всем этом рассказывает исполнительный директор магазина Книжный город Анар Шарипова.

О большой идее

Все проекты, за которые мы беремся, – достаточно амбициозные. А почему нет? Если уж что-то делать, то не стоять в одном ряду со всеми, а быть первыми. В 2007 году, когда мы открывались, идея создания книжного магазина витала в воздухе. Мы с братом почувствовали это во время издательской выставки в Москве. К тому же у нас в республике не было достойного книжного магазина, похожего на те, что мы в огромном количестве видели за границей. Нам хотелось, чтобы казахстанцы имели доступ к любым книгам, которые есть в мире. Тогда мы решили, что рынок созрел и мы готовы к открытию не просто магазина, а мегаполиса книг. В «Книжном городе» 72 тысячи наименований товара. Это больше, чем в «Рамсторе».
 
Правда, управление таким огромным ассортиментом стало для нас главной и неожиданной трудностью. Мы никогда не занимались ретейлом и не имели никакого опыта в этой сфере. К тому же книга – особый товар. У нее уникальные маркетинговые свойства. Читатель потратил деньги, а удовлетворил ли он все свои потребности? Как это понять и просчитать. Поэтому  работа с ассортиментом для нас стоит на первом месте.
 
О казахской литературе и российских издательствах
Порядка 80 процентов наших книг мы закупаем в российских издательствах. Если смотреть по жанрам, лидируют художественная и детская литература, следом идут деловая и специализированная. Большим спросом пользуются казахстанские книги, особенно на казахском языке. К нам часто обращаются покупатели с вопросом и даже, можно сказать, с претензией, что им хотелось бы видеть больше книг на казахском языке. Но мы и так берем все, что есть на рынке. И просим издательства – печатайте больше книг наших современных авторов или переиздавайте классику. Тех же «Кочевников» Ильяса Есенберлина читатели спрашивают постоянно. Спрос есть, он растет, и наши издательства удовлетворить его не могут. Заполняют эту нишу их российские коллеги. «Путь Абая» в переводе Анатолия Кима выпустили в России, издательства «Росмэн», «Азбука-Аттикус» уже выпускают книги для детей на казахском языке. Понятно, что все мы работаем в условиях рынка, и, возможно, казахстанским издателям не всегда выгодно заниматься художественной или детской литературой. Сейчас они освоили выпуск фотоальбомов, презентационных книг, эксклюзивных подарочных изданий. Все это хорошо и необходимо. Но еще больше нам нужна наша казахская классика.
 
Инвестиции в просвещение

О цене, покупателях и скамейках

У нашего бизнеса есть определенная социальная составляющая, поэтому на учебники мы делаем минимальную наценку, только чтобы покрыть транспортные расходы. Но хочу сказать: в книжном магазине цена не всегда является решающим фактором. Ассортимент – главный и решающий козырь книжного магазина. Ведь покупатели приходят в первую очередь за книгой, а не за ценой. Если у читателя высокая потребность в книге и он нашел ее в магазине, то он ее купит. А если с покупателем работали точечно – помогли найти книгу, проконсультировали, прислали рассылку, поздравили с днем рождения, то это уже создает тот уровень эмоциональной лояльности, который приведет покупателя в магазин снова и снова. У нас этой работой занимается целый отдел, мы хотим, чтобы наши покупатели знали, что мы их ценим, любим и ждем. В день к нам приходит около 500–600 человек. И каждому в «Книжном городе» рады. У нас играет спокойная музыка, стоят скамеечки – покупатель может присесть и почитать. Кофе и мягкие диваны – это уже следующий конкурентный шаг, когда книжные магазины выйдут на новый уровень борьбы за покупателей.

Об инвестициях

Большой бизнес требует таких же больших вложений, в этом случае экономишь только на себе, а не на бизнесе. Это не 100 000 долларов, которых может хватить на открытие СТО средней руки, это серьезные инвестиции, которые имеют длительный срок окупаемости, учитывая специфику товара и изменения на рынке. Идея книжного бизнеса для нас во многом заключается в его просветительской, развивающей, благородной части. Поверьте, коммерческой составляющей в этом бизнесе немного, это бизнес патриотов страны – без смеха.

Инвестиции в просвещение

О рынке, который не обманешь

Книжный рынок сейчас находится в сложной ситуации. Есть определенная стагнация. Российские издательства пересмотрели свою политику. Раньше они печатали всех подряд, сейчас более избирательны в выборе авторов. Некоторые игроки уходят, кто-то перестраивает работу, перепрофилируется. Планшеты, ридеры, широкое развитие интернета – все это заставляет рынок меняться. И его не обманешь. Но я считаю, что стопроцентной подмены бумажной книги не произойдет. Там, где мне нужна информация в чистом виде, – планшет и «читалка» удобны, но если мне нужны эмоции – мне нужна традиционная книга.

Понятно, что с изменением рынка конкуренция переходит в интернет. Российский онлайн-магазин Ozon намерен выходить на Казахстан, Flip достаточно быстро развивается. Мы сейчас также работаем над запуском интернет-магазина, в течение месяца мы его презентуем.
Кстати, недавно мы проводили опрос. И в целом, я могу сказать, читать наши люди стали больше, а главное – аудитория читателей стала молодеть. Читать сейчас модно, актуально, престижно, и это радует.

О себе и своих книгах

Для книг я всегда нахожу время. С детства люблю сказки и до сих пор читаю фантастику и фэнтези. Люблю мир Кинга, Азимова, Бредбери, Лукьяненко, Мартина – всех не перечислишь. Можно сказать, что благодаря «Книжному городу» у меня самая большая частная библиотека в стране, и я могу позволить себе роскошь читать так много, как хочу. Книжный бизнес – это большая ответственность, это удовлетворение духовных потребностей людей. В какой-то мере и формирование ценностей, участие в воспитании молодого поколения. И нам приятно, когда мы слышим добрые слова в свой адрес, когда наш труд вознагражден в первую очередь через моральные дивиденды в лице наших благодарных покупателей и роста читающих людей в стране.

P.S. В разделе «Мнения» нам хотелось бы узнать, какой книжный магазин вы считаете лучшим в Алматы.

Поделись
Евгения Ли
Евгения Ли
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000