BUSINESS Алишер Еликбаев Дамир Отеген 23 апреля, 2013 09:00

Эдуард Ким: «Наш сервис не уступает сервису в США»

Основатель компании «Технодом» Эдуард Ким рассказал VOX BUSINESS о том, как и почему появилась эта компания, о сотрудниках, своем отношении к делу, о национальных особенностях и друзьях.

За хороших и амбициозных топ-менеджеров нужно держаться двумя руками. Иначе рискуешь воспитать своего главного конкурента. Так произошло с Эдуардом Кимом, одним из бывших руководителей компании Sulpak. Десять лет назад, покинув эту компанию, он основал «Технодом» – сегодняшнего лидера на рынке продаж электроники Казахстана.

О причинах ухода из компании Sulpak

Мы управляли компанией с партнером с долями 49% у меня и 51% у него. Тогда у Sulpak было всего два магазина. В какой-то момент наши взгляды на дальнейшее развитие компании разошлись, и так как я не был основателем компании, а был генеральным директором, то принял решение уйти и создать что-то свое. В сентябре 2002 года я зарегистрировал компанию «Технодом». Специалистов на тот момент в этом сегменте рынка было немного, каждый профессионал был на вес золота. И я рад, что большая часть моего коллектива приняла решение уйти из компании вслед за мной. Большая часть из них остается со мной и по сей день.
 
О конкуренции
Рынок электроники в Казахстане один из самых конкурентных. Здесь чаще всего соперники вставляют шпильки друг другу – в рекламных роликах, билбордах и так далее. Я считаю, это нормально. Конкуренция – самый здоровый инструмент развития рынка. В честной борьбе можно показать, кто является лидером, а кто – нет. Если верить исследованиям таких компаний, как GfK, мы занимаем 35% всего официального рынка электроники. В сегменте смартфонов за нами до 70%.
 
Боремся мы и за самые лучшие локации. Заявлено, что в торгово-развлекательный центр «Достык Плаза», который строит TS Engineering, заходит Sulpak. Но мы ведем переговоры, нам это место интересно. Если бы здесь действовали законы рынка, то там должны были появиться мы, потому что наш магазин стоит в их первом ТРЦ «Спутник». Да и в MEGA Alma-Ata открылся первым Sulpak, но сейчас в них представлен «Технодом». Рано или поздно все встает на свои места.
 
О родственниках в бизнесе
Вам сказали, что я не беру на работу родственников? Это неправда, потому что в компании работают мои сестренки. Это Казахстан, от этого никуда не денешься. Но обещать им, что они в будущем займут ключевые позиции в компании, не имея должных навыков и опыта, я не буду.
 
Родную сестренку к «Технодому» не подпускаю. Это принципиальная позиция. Она занимается джинсовым бизнесом, который я помог ей открыть.
 
Что касается моих подрастающих детей, то я даже не думал о «Технодоме» как о династийном бизнесе. Не хочу его им навязывать. Я считаю, что самое главное – создать условия, чтобы они нашли себя. Мои дети – свободные люди, они не должны заниматься тем, к чему не лежит их душа. В этом отношении я достаточно демократичен.
 
Эдуард Ким: «Наш сервис не уступает сервису в США»

О сотрудниках

При приеме на работу я больше делаю акцент на молодость, чем на опыт. У молодых больше возможностей, есть новые знания, при этом они более гибкие. Не нравятся амбиции, бьющие через край. Как показывает опыт, это очень плохой признак. Люди, подверженные их влиянию, неадекватно ассоциируют себя с действительностью.

У нас были сотрудники в финансовом департаменте, парни приходили и говорили, что они все знают, все могут, все сделают. А по истечении времени ничего не менялось. Любой руководитель оценивает результат, а если его нет, то о чем можно говорить? Это же не богадельня и не детский сад, чтобы воспитывать. Я могу натаскивать молодого человека, если это еще студент и я вижу в нем перспективы. Тогда я готов тратить годы на воспитание и обязательно увижу результат. А когда приходит уже серьезный специалист, то мы отмеряем определенный срок и даем ему свободу действий без ежедневного контроля. Задача ясна, цель поставлена, мне не особо интересны детали, как эта цель будет достигнута, но по головам, конечно, лучше не идти.

О детекторе лжи

Мы постоянно сталкиваемся с кражами со стороны сотрудников. Чаще всего воруют смартфоны – они дорогие, но небольшого размера, их легко спрятать. Мы стараемся постоянно минимизировать процент краж, но понимаем, что совсем их избежать невозможно.

Мы действительно используем детектор лжи. Мы не изобретали велосипед, это международная практика в компаниях, где сотрудники несут материальную ответственность. Человек, отказавшийся пройти исследование на полиграфе, будет уволен. Мы задаем вопросы только по работе, его личная жизнь нас не интересует. Вор дестабилизирует работу коллектива, потому что все вместе несут ответственность за кражи, а почему честный человек должен отвечать за бесчестного?

Об экспатах

Мы привлекаем иностранцев, как же без этого. Наш рынок ретейла молодой, реальные сети только начали формироваться. На Западе они существуют столетиями, там все механизмы уже давно отработаны, и нам необязательно опытным путем повторять их ошибки за эти сто лет, если мы можем их избежать. Поэтому мы их и привлекаем. Сейчас, правда, у нас только один экспат – француз, работает коммерческим директором. Говорят, если человек востребован на родине, он не поедет работать в чужую страну, поэтому к нам приезжают худшие. Я с этим не согласен, все зависит от человека. Кого-то из специалистов привлекает романтика таких путешествий и хорошее вознаграждение. На Западе хорошо умеют систематизировать и стандартизировать бизнес, они умеют корректировать работу, подтягивают все эти «гаечки», а вот для развития рынка нужны местные кадры, которые знают регион и ментальность.

Эдуард Ким: «Наш сервис не уступает сервису в США»

О сервисе

По-моему, у нас неплохой сервис. Мы многие вещи проходим экстерном, и сейчас наше обслуживание можно сравнить с теми же Штатами. Я был недавно в Нью-Йорке на презентации нового смартфона Samsung Galaxy S4. Там был глава Samsung, с которым мы поддерживаем отношения. Он предложил мне посетить вместе магазин Best Buy. Я сказал, что он ничего нового там не увидит, они потеряли интерес к рознице и уходят в интернет-продажи. Они используют свои концепты многолетней давности и никак не развиваются в офлайн-продажах. Он пошел сам, вернулся и сказал, что я был прав – разница между их Best Buy и нашими магазинами огромная. И не в пользу американцев.

О продажах через интернет

В США уже почти 20% продаж электроники идет онлайн. У нас этот процент пока не так высок, мы еще не достигли насыщения офлайн-ретейла, у нас сейчас 48 магазинов по Казахстану, и будут еще. Но мы смотрим в ту сторону, готовим несколько проектов. Подробностей не сообщу, потому что конкуренты каждое мое интервью разбирают на цитаты. Те, кто позади нас, думают, что можно сделать что-то подобное, но любая хорошая копия в сто раз хуже плохого оригинала. Мы стараемся меньше говорить, а больше делать, и считаем, что сила бренда все победит.

О корейцах

Я кореец, мои бабушка и дедушка родились в Корее. И естественно, я симпатизирую всему корейскому. Езжу на корейской машине – у меня Hyundai Equus, пользуюсь корейским телефоном Samsung Galaxy Note. 15 лет назад, когда руководители различных корейских компаний впервые приехали в Казахстан, они с удивлением узнали, что здесь этнические корейцы развивают самые различные направления в бизнесе. Среди них был и мистер Чо, который теперь стоит во главе Samsung. Он даже про меня статью в корейских СМИ написал, прислал мне ее, с тех пор мы дружим.

О японцах

Бизнес не стоит на месте. Вчерашний лидер Nokia уступил рынок Apple и Samsung. Раньше все инновации приходили из Японии. Они сыграли огромную роль в развитии технологий. Но сейчас они сходят с дистанции, Panasonic вышел вроде из минуса, у Sony по-прежнему большие проблемы. Сейчас все чаще об инновациях мы слышим со стороны Южной Кореи, хотя долгое время они просто копировали соседей.

Об ответственности

Надо относиться к каждом своему сотруднику как к личности. Очень сложно работать с людьми, зашоренными и ограниченными в своих действиях и возможностях. Очень важен в бизнесе свежий взгляд. Но бывает так в жизни, что для тебя какие-то вещи понятны и очевидны, а для других это – темный лес. И пока ты будешь объяснять, ты потеряешь темп, а в бизнесе главное – это время принятия решений. Может произойти такое, что ты останешься в хвосте, а твои конкуренты уйдут далеко вперед. Коллективные решения в такой ситуации означают и коллективную безответственность. А для топ-менеджера главное – быстро анализировать ситуацию, принимать решение и брать на себя все риски.

Эдуард Ким: «Наш сервис не уступает сервису в США»

О задатках бизнесмена

Бизнесмен должен быть мечтательным. Если ты не умеешь мечтать, то ты не увидишь, что будет актуально завтра. Если ты благодаря воображению создал в своей голове образ или концепцию бизнеса и если ты в это поверил и поверили твои близкие, то можно смело двигаться к цели. А дальше важно терпение и, самое главное, трудолюбие. Ты должен в два раза больше работать, чем остальные. Я думаю, расклад такой: в успехе бизнесмена 30% таланта и 70% трудолюбия. И конечно, коммерческая жилка необходима. Этому нельзя научиться. Предпринимателем нужно родиться. Их маленький процент. Люди не хотят рисковать. Бизнесменов, которые сами делают свой бизнес, мало – два-три процента. Тут уже неважно, есть у тебя образование или нет.

О друзьях, одноклассниках и партнерах

Любой самолюбивый человек следит за тем, как преуспевают в жизни его одноклассники. Я не исключение. Но как только ты достигаешь каких-то высот, тебя начинают заботить уже другие вещи. Некоторые школьные друзья до сих пор работают со мной.

Я считаю, что лучший друг тот, с кем ты проводишь больше всего времени. Сейчас это Нурлан Смагулов, президент Astana Group. Так получилось, что мы познакомились уже в зрелом возрасте, мы близки по духу, критериям.

Компанию «Технодом» я развиваю вместе с партнером. В бизнесе тянуть лямку одному очень тяжело, это горячий цех, конвейер. Нужно, чтобы была взаимозаменяемость. Сейчас я больше – добрый полицейский, а он – злой, раньше было наоборот. Он очень усидчивый в отличие от меня, меня как человека творческого может «понести». А он останавливает и приземляет. Раньше мне хотелось всем заниматься, а потом благодаря партнеру понял, что нужно фокусироваться.

Об азарте

Корейцы, да и все азиаты, очень азартные, а я даже в покер с друзьями не очень люблю играть. Зато я азартен в бизнесе.

P.S. В разделе «Мнения» нам интересно узнать, какую сеть магазинов электроники и бытовой техники вы считаете лучшей в Казахстане и почему?

Поделись
Алишер Еликбаев
Алишер Еликбаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000