BUSINESS Шокан Алхабаев Дамир Отеген 12 апреля, 2013 09:00

Азиатский выход

Сложно ли казахстанской компании выйти на зарубежный рынок? Генеральный директор компании PayLink Александр Васильев рассказал нам о том, как казахстанская компания вышла на рынки Юго-Восточной Азии.

Выход на рынки Юго-Восточной Азии казахстанская компания PayLink, занимающая 35% рынка платежных терминалов в Казахстане (Qiwi – 50%, Cyber-плат – 15%), начала в 2010 году. Рассматривались такие страны, как Сингапур, Таиланд, Индонезия, Вьетнам и Малайзия.

«В Сингапуре больше развиты безналичные платежи, а в Таиланде сильно развиты POS-терминалы и продажи карточек», – рассказывает Александр Васильев, генеральный директор ТОО PayLink. Поэтому решили остановиться на двух странах – Малайзии и Вьетнаме.
 
В Малайзии, по его словам, очень быстро удалось найти партнеров, что сыграло ключевую роль на старте освоения Юго-Восточной Азии. «Бизнес очень быстро стал набирать обороты. Здесь стали подключаться поставщики, мы покупали серверы, ставили киоски, в отличие от других стран, где все сводилось к бесконечным переговорам», – рассказывает генеральный директор PayLink.
 
Чтобы запустить бизнес на этом рынке, необходимо было малайзийское ТОО. У малайзийцев свои заморочки по открытию ТОО, но в целом такая же система, как и в Казахстане. Для облегчения всех регистрационных процессов наняли специальную малайзийскую фирму. «Все трудности, которые возникали у нас, решали эти малайзийские конторы, оказывающие юридические услуги. Посредством интернета и по имеющимся рекомендациям вышли на юридическую фирму. Оценивали ее по наличию клиентов и отзывам о конторе», – отмечает Васильев.
В итоге эта фирма решала все процедурные моменты.
 
А привлечением партнеров PayLink занимался самостоятельно. Их искали в основном в сфере информационных технологий. Лично знакомились и проводили презентации. На первом этапе основные вопросы были связаны с налаживанием бизнес-процессов, технической части, открытием call-центра и выстраиванием сети. Отдельным вызовом было внедрение культуры пользования терминалами. «Чтобы объяснить людям, как работают терминалы, мы нанимали девушек-промоутеров, которые показывали, как пользоваться терминалами. То же самое мы делали и в Казахстане в 2006 году», – рассказывает генеральный директор PayLink.
 
В настоящее время компания владеет 150 терминалами моментальной оплаты в Куала-Лумпуре, где можно оплатить услуги мобильных операторов, некоторые виды жилищно-коммунальных услуг, а также приобрести онлайн-игры.
 
Азиатский выход

Александр Васильев - генеральный директор компании "Paylink"

В целом Александр Васильев указывает на схожесть менталитетов и отчасти этим объясняет успех в Малайзии. В то же время обращает внимание на «трудности перевода». «Если в Казахстане вопросы можно решить разными путями, то там с тобой не будут так разговаривать. Малайзийцы вопросы в своей стране решают быстро, а мы – нет. Нюанс один – мы в чужой стране. Бизнес быстро не поставишь», – продолжает Васильев.

150 терминалов – это не так уж и много для многомиллионного Куала-Лумпура, не говоря уже обо всей Малайзии. Однако столько же было и у российского платежного оператора Qiwi, который стал работать на этом рынке несколько раньше. «Мы пришли чуть позже. У Qiwi к тому времени был офис и несколько киосков. Однако сейчас мы занимаем примерно одинаковые позиции на рынке и сталкиваемся с одинаковыми трудностями. К примеру, получить контракт от сотовых операторов напрямую, без «прокладок», – говорит Александр Васильев.

По сути, казахстанская и российская компании сами создали и разделили между собой рынок платежных терминалов в Малайзии. Между тем совсем недавно Qiwi распродал свои сети терминалов в 20 странах, в том числе и в Малайзии, сохранив только 8 рынков, включая Казахстан. Хотя в Qiwi отмечают, что компания продолжает работать на этих рынках, но уже по франчайзинговой модели.

PayLink тоже уже успел отказаться от одного из рынков. На фоне успешного развития в Малайзии компания решила освоить и Вьетнам, но, отработав там около года, закрыла свое вьетнамское подразделение. «С Вьетнамом получилось так, что мы долго его исследовали, долго ходили на переговоры, долго общались с людьми. Завезли туда несколько киосков, посмотрели, как работают. Но не пошло по причине того, что абоненты не хотели платить комиссию, а процент от оператора был очень низкий. Да и рынок платежей очень насыщен POS-терминалами и картами оплаты без комиссии», – рассказывает о вьетнамской истории Александр Васильев.

PayLink же пока собирается и далее развивать малайзийское направление – до конца лета этого года планируется завезти в Куала-Лумпур еще 300 терминалов. Развитие бизнеса в Малайзии займет еще несколько лет. «Рынок Юго-Восточной Азии – это, безусловно, перспективное направление. Но нужно время, чтобы к этому сервису привыкли. По моим прогнозам, понадобится еще 3–5 лет, чтобы рынок начал динамично развиваться», – считает Васильев.

P.S. В разделе «Мнения» нам хотелось бы узнать, как вы предпочитаете платить за мобильную связь?

Поделись
Шокан Алхабаев
Шокан Алхабаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000