BUSINESS Алишер Еликбаев Maxim Шатров 5 апреля, 2013 09:00

На первый крупный доход мы купили себе мотоцикл. Разбили его...

Этим двум парням чуть за двадцать. А их совместному детищу – интернет-магазину www.mobistore.kz уже три года. О том, как развивался их бизнес и куда он движется, Максат и Альтаир рассказали редакции VOX BUSINESS.

О старте

Максат: Я подрабатывал в обменном пункте у дяди. Познакомился там с людьми, у которых был свой склад и которые поставляли мобильные телефоны в ЦУМ. Договорился, что будем покупать у них мобильные по оптовым ценам по мере поступления заказов. Начали размещать объявления на сайтах по продаже электроники. Пошли первые заказы – и стало понятно, что пора делать сайт. Мы с Альтаиром учились в одном вузе, по образованию мы специалисты по информационным технологиям, я даже диплом по электронным продажам защищал, поэтому первый интернет-магазин мы сделали своими силами, и он обошелся нам в ноль тенге. 
 
О входе на рынок 
Альтаир: В 2010 году конкуренции практически не было. Был еще один сайт, который на сегодняшний день уже закрылся. Маржинальность была отличная: на складе телефон стоит 80 тысяч тенге, в ЦУМе за него просят 160 000 тенге. Мы ставили цену 120 000 тенге и ждали звонков. И они поступали. Мы не покупали какое-то количество телефонов в надежде перепродать, мы брали их на складе только после формирования заказа. Потом встречались возле ЦУМа, брали деньги и передавали телефон, своего офиса у нас не было. Сейчас конкуренции больше, поэтому и наценка меньше. В среднем с одного телефона, а мы занимаемся только премиальными моделями, зарабатываем 50 долларов. 
 
На первый крупный доход мы купили себе мотоцикл. Разбили его...

Максат Сейлбаев

О развитии

Максат: Когда ты передаешь телефон на улице возле ЦУМа и берешь наличкой деньги, доверие к тебе невысокое. Поэтому мы попросили себе уголок в офисе у дяди. Потом сняли небольшую комнату – 8 квадратных метров. Теперь переехали в нормальный офис. Появился еще один сотрудник. Это девушка, кажется, ей с нами интересно. Часть телефонов имеется у нас в наличии и ехать на склад иногда необязательно. Мы предоставляем гарантию, работаем с официальными поставщиками, в течение 14 дней можно вернуть телефон, сами организовываем доставку. На сайте можно расплатиться большинством из известных платежных систем. При помощи партнеров доставляем в другие города Казахстана. То есть работаем сейчас уже по другим стандартам, чем на старте.

О сайте

Максат: Сайт тоже пришлось переделать через некоторое время. Заказали уже у сторонних ребят – обошелся он в 20 000 тенге. Сами за всем следили, мы не любим копаться в коде, но разбираемся в этом. Что-то делали вместе, поэтому вышло так недорого. В первое время вложили около тридцати тысяч тенге в SEO (search engine optimization – поисковая оптимизация). Это принесло свои результаты. Но поисковая оптимизация становится сложнее, потому что надо постоянно этим заниматься да и структура поисковых систем меняется: раньше можно было забить страницу ключевыми словами – и все, ты в топе. Сейчас смотрят на уникальность текста, usability, отзывы и т.д. К примеру, мы не берем описания телефонов из интернета, мы покупаем их. На плагиат проверяем тем, что после внедрения статей замеряем нашу позицию в поиске. Это важно: если текст украден, то поисковик может тебя оштрафовать.

О помощи близких

Максат: Многие думают, что мы такие мальчики-мажоры, все делаем на родительские деньги, но это не так. Мой отец – инженер-строитель, мама – преподаватель химии. У Альтаира отец – журналист, мама – бухгалтер. Кажется в самом начале они дали нам 50 тысяч тенге, на этом их финансовая помощь закончилась.

На первый крупный доход мы купили себе мотоцикл. Разбили его...

Альтаир Расул

О первых тратах

Альтаир: Кажется, с первых заработанных денег мы купили себе телефоны. Те, о которых мечтали. В прошлом году купили на двоих мотоцикл. Покатались. Разбили. Пришлось продать. В Турцию съездили. Много денег ушло на клубы, развлечения. Но сейчас мы перешли на фиксированную зарплату, остальные средства вкладываем в развитие. Иначе непонятно, куда уходят деньги. Родители денег не просят, максимум, можем купить домой продукты или заплатить за телефон. Для них важно, что мы сами себя обеспечиваем, не сидим у них на шее.

О росте продаж

Максат: В первый год мы продавали по два-три телефона в день. Во второй – три-четыре. Сейчас – пять-шесть. Проблема в том, что у нас не было опыта, нам не хватает элементарных знаний, мы даже по образованию не бизнесмены, мы узнали о том, что такое маркетинг, полгода назад. Мы были не в курсе, как вести учет. Все продажи ручкой записывали в тетрадку, она до сих пор у нас хранится. Потом перешли на таблицы Exсel, но и это уже вчерашний день. Надо разбираться еще в HR, у нас работало пару человек, которые уже ушли, потому что не видели с нами будущего. Сейчас мы пытаемся восполнить недостающую информацию. Читаем, учимся. То есть беремся за те области, где нам откровенно не хватает знаний.

На первый крупный доход мы купили себе мотоцикл. Разбили его...

Об ассортименте

Максат: Я вернулся из Арабских Эмиратов, за машинами ездил, но заодно и посмотрел, в каком направлении дальше двигаться. Электроника показывает хороший рост, смартфоны, планшетные компьютеры, «читалки» продаются хорошо. Мы можем ответить на любые вопросы по ним, хорошо разбираемся в моделях и спецификациях. Но, к примеру, продавать ноутбуки, не являясь специалистом в «железе», не хочется. Но ассортимент обязательно увеличивать будем, это просто вопрос дальнейшего развития. А что это будет: сервисное оборудование, оргтехника, компьютеры – покажет время.

О лояльности клиентов

Альтаир: Возвращается примерно 15% покупателей. Это небольшая доля, потому что это люди, которые просто набрали в поисковике «купить телефон в Алматы» и попали к нам на сайт. В следующий раз они могут оказаться на другом сайте.

Максат: Наше упущение, что мы не вели базу клиентов. Надо постоянно напоминать о себе, у людей много информации. И у них должна к нам появиться привязанность. Полгода назад начали изучать и внедрять CRM (Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами). Вот еще одно направление, которое нам надо понять, осмыслить и изучить. Нам не стыдно, что не хватает знаний, нагоним еще…

P.S. В разделе «Мнения» расскажите нам, где вы купили свой последний сотовый телефон?

Поделись
Алишер Еликбаев
Алишер Еликбаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000