BUSINESS Дмитрий Гордиенко Maxim Шатров 2 апреля, 2013 08:48

Ивент на пробу

Руководитель начинающего ивент-агентства Highlights Agency Олжас Наметов пришел в бизнес из карате и считает, что спорт дал ему твердость духа, которая нужна организатору. Деталями становления своего проекта он поделился в интервью VOX BUSINESS.

О себе

По образованию я инженер. Первый большой опыт организации мероприятий я получил еще в 9–10 классе. Тогда мы в составе шести человек приехали из Балхаша в Алматы и провели здесь социально значимый семинар по актуальным проблемам казахстанской молодежи, таким как наркотики, суицид, секты. Мероприятие прошло успешно, а участие в нем приняли 5 тысяч человек со всего Казахстана. После того тренинга мы хотели создать собственное молодежное движение социальной направленности под названием «АлБа», сокращенно от Алматы и Балхаша. Акимат Балхаша, правда, этому воспротивился и заявил, что мы не должны прыгать выше головы и что нам нужно заниматься исключительно проблемами своего города, а не всей республики. Помню, в тот период я активно занимался карате и увлекался восточной философией, которая внесла большой вклад в мое личностное становление и развитие – любому руководителю и организатору нужны твердый дух и крепкая воля. Меня еще тогда часто приглашали участвовать в общественно значимых мероприятиях, тренингах, дебатах, социальных проектах для молодежи, субботниках. Наверное, организация – это мое призвание, а теперь еще и маленький бизнес.

Об агентстве

Собственно, как агентство мы начали работать совсем недавно – пока у нас на счету всего три мероприятия, которые мы (я и мой партнер) провели под брендом Highlights Agency. Хотя сам я еще со студенческих времен занимаюсь организацией профессиональных корпоративных мероприятий и тематических вечеринок – уже более 2 лет. Преимущественно эти мероприятия проходили в форме закрытых тематических вечеринок в коттеджах (так называемые house-party), но были и семинары, тренинги, Казахстанская интернет-неделя, подростковый бизнес-лагерь. Участие в организации этих ивентов я принимал в качестве помощника основных организаторов, ну а потом решился играть самостоятельно. Мы пока не позиционируем себя как полноценное ивент-агентство: прежде всего нам необходимо отработать механизм организации мероприятий, определить для себя наиболее эффективные и востребованные народом форматы их проведения.

Ивент на пробу

О первом опыте

С самого начала было решено не изобретать велосипед и к каким-то нестандартным форматам не обращаться: в феврале мы организовали аналогичную опробованному мной формату house-party вечеринку – Valentine’s Day Party. Мы сняли трехэтажный коттедж в мкр. «Горный гигант». В нем организовали различные тематические развлечения: там была диско-комната, кальянная, комната с настольными играми. Смысл очень прост: вкладываем в организацию, с посетителей берем плату за вход, общая сумма которой и составляет наш доход от проведения ивента. В целом общая сумма наших вложений составила тогда порядка 200 тысяч тенге: сюда вошли аренда коттеджа, затраты на бензин, обзвон клиентов, услуги диджея, продукты, напитки, различный инвентарь: беджи, ручки, анкеты. Были и затраты на рекламное сопровождение. Поскольку прямая реклама нам просто не по карману, мы используем социальные медиа: открываем паблики на различных платформах, сам я везде имею аккаунты. Но приходится и платить: посты в отдельных группах, где сидит именно наша целевая аудитория, стоят недешево. К примеру, в сообществах с количеством участников от 500 тысяч такие посты стоят 20 тысяч тенге и выше. Приходится раскошеливаться, поскольку мы понимаем значимость таргетинга и необходимость привлечения целевой аудитории. В результате первое мероприятие посетили 70 человек, каждый из которых заплатил по входному прайсу 3 тысячи тенге. Наш доход составил 210 тысяч, а чистая прибыль – всего лишь 10 тысяч тенге. Таким образом, тогда мы практически ничего не заработали, и этому есть вполне логичное объяснение.

О трудностях и ошибках

Ошибкой было назначить ивент к Дню святого Валентина. Изначально мы думали, что это будет выгодно, поскольку именно в праздничные дни у людей есть соответствующий настрой и они готовы отдыхать. Но мы не учли то обстоятельство, что конкурировать нам придется не столько с другими аналогичными тематическими вечеринками, сколько с классическими заведениями вечернего и ночного формата. Да, действительно, люди скорее пойдут в проверенные и привычные места, в ночные клубы и бары. Отсюда довольно низкая посещаемость нашего ивента. Мы убедились в том, что конкурировать на рынке без имени и собственной аудитории очень сложно. Учитывая большие затраты на вечеринки в стиле house-party, мы решили поискать форматы, требующие меньших денежных вложений.

Так возникла идея провести speed-dating – вечеринку в формате мини-знакомств. Формат сегодня неплохой, потому что новый и еще не приевшийся: мир развлечений вообще требует всегда давать публике что-то новое. Хотя мы не думаем, что этот формат способен стать отдельной нишей, отдельным бизнесом: в конце концов, рано или поздно все, кому это интересно, просто перевстречаются и переженятся. Но мы решили формат опробовать. В принципе, прошло удачно, отзывы положительные, а в следующий раз мы привлечем большее количество людей. Потратили совсем немного: около 10 тысяч тенге, а заработали около 40 тысяч. Столкнулись с интересным маркетинговым кейсом. Изначально мы активных продаж не вели, никому не звонили и прийти не уговаривали, а просто опубликовали информацию о грядущем мероприятии в интернете и стали ждать реакции. Девушки интерес проявили сразу, и с их стороны покупок было много. Тогда мы стали активно продавать speed-dating парням: помогла наработанная мной контактная база с предыдущих мероприятий. Но в итоге многие девушки, в которых мы были уверены, в последний момент подвели. Мы увидели эффективность активных продаж: парням мы продавали, а девушки купили сами, поэтому и ценили они продукт по-другому. На будущее мы это учли.

Ивент на пробу

О сотрудничестве с заведениями

В рамках speed-dating была исключена такая статья расходов, как аренда помещения: с заведением удалось легко договориться. Менеджмент многих заведений понимает стратегическую эффективность популяризации своих проектов за счет мероприятий, подобных нашему: люди ведь приходят на мероприятие, но обращают внимание и на само заведение. И если оно им нравится, то многие вернутся вновь. Однако не исключено, что в дальнейшем у нас могут возникнуть трудности с арендой, ведь не все готовы предоставить нам такую возможность на условиях бартера: они нам место – мы им людей. Многие руководители заведений общепита не воспринимают такой PR как инструмент продвижения, их требования заточены исключительно на сиюминутную коммерческую выгоду. «Я хочу видеть осязаемые деньги, мне не нужен PR» – именно с такой позицией столкнулись наши знакомые. Но искусство ведения переговоров никто не отменял, и я надеюсь, что мы справимся. Заведение заведению рознь – просто будем искать тех, с кем удастся договориться.

О рынке и планах на будущее

Я знаю людей, которые занимаются организацией тематических мероприятий и вечеринок скорее в целях самопиара. У них есть деньги, есть иные источники дохода, и, как правило, они не планируют делать из своих ивентов самостоятельный бизнес. С течением времени у них нарабатывается сеть знакомств, иногда даже появляются инвестиционные партнеры, и они уходят в какую-то другую сферу. Я так делать не планирую,  хочу развивать свою компанию как бренд и в итоге добиться, чтобы Highlights Agency приносило реальную выгоду. В целом такой бизнес, как у нас, требует массовости, и только тогда он способен приносить ощутимую прибыль. Если взглянуть на рынок event-агентств в целом, то мы увидим, что он развивается. Раньше предложение на рынке было небольшим: в основном свадьбы, тои и корпоративы. Теперь же агентства значительно расширили перечень своих услуг, в который вошли профессиональные семинары, музыкальные концерты и фестивали, open-air, тимбилдинги. Происходит определенная специализация: кто-то занимается исключительно тренингами и семинарами, а кто-то – концертами и вечеринками. Но все понимают, что самую большую прибыль приносит именно шоу-бизнес, а значит, мероприятия массовые и желательно с привлечением звезд. Мы тоже планируем попробовать себя в этом формате и летом хотим организовать масштабный open-air приблизительно на 2000 человек. Возможно, привезем и звезду. А еще я мечтаю об организации настоящего карнавала.
 
P.S. В разделе «Мнения» нас интересует ваша точка зрения по вопросу, какая нужна первоначальная сумма для организации успешного бизнеса в Казахстане?
 
Поделись
Дмитрий Гордиенко
Дмитрий Гордиенко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000