BUSINESS Дария Гылымжанкызы Maxim Шатров 15 марта, 2013 10:10

Билет по клику

Недавно у казахстанцев появилась возможность покупать билеты в кино, театр, цирк и на другие мероприятия через интернет. Рынок пока не очень большой, но Ticketon.kz намерен продавать каждый четвертый билет в кино.

Покупать билеты онлайн в развитых странах можно уже много лет. Одним из основных игроков на этом рынке является американская компания Ticket Master. Однако в Казахстане долгое время эта ниша оставалась свободной, несмотря на набирающий обороты спрос. В 2010 году компания Bileterra делала попытки в этом направлении, но фактически к реальной продаже приступила совсем недавно, и список кинотеатров ограничивается пока четырьмя залами в трех городах. Реальное же воплощение эта идея, по большому счету, получила только в прошлом году с запуском проекта Ticketon.kz, начавшего продавать билеты в кино, а теперь в театры, цирк и на концерты.

Идея Ticketon.kz принадлежит Алексею Ли и Дмитрию Ботанову. Схема довольно проста: клиент покупает билеты на сайте, оплачивает карточкой или через терминалы и получает их в виде SMS на мобильный телефон, после чего обменивает на обычные билеты в кассе. Есть вариант и бескассового входа (у Bileterra, кстати, бескассовый метод).

На 1 января 2013 года с «Тикетоном» работают 11 кинотеатров в трех городах Казахстана, один театр и несколько крупных концертных залов. По итогам января сервис вышел на уровень 6,5 тыс. билетов в месяц и оборот в 8,5 млн тенге.
 
Первичная команда формировалась на базе веб-студии «Глатис». У партнеров были неудачные попытки запуска схожего проекта. «Но в 2012 году мы изменили подход, объединили усилия, и у нас получилось», – поделился Алексей Ли. Серьезную поддержку, по его словам, оказали все партнеры, поверив в этот проект. Сильно помог стартап-акселератор Business Labs (проект Руслана Егембаева и Константина Горожанкина), в рамках которого менторы из Казахстана, России и зарубежья делились опытом и давали ценные практические советы. «Именно мотивация и консультационная помощь дали возможность проекту пойти вперед и не упасть лицом в грязь перед потенциальными клиентами», – подчеркивает Алексей Ли.
 
По первоначальному бизнес-плану для реализации проекта требовалось от $250–350 тыс., и при этом поиск инвестора осуществлялся на миноритарную долю. «Как оказалось, в Казахстане подавляющее большинство инвесторов не соглашаются на долю менее 51% и пока не понимают, что в ИТ-стартапах, забирая большую долю у команды, можно убить мотивацию. До тех пор пока у нас не было основных инвестиций в требуемом размере, мы смогли найти и задействовать около $75 тыс.», – отметил Алексей Ли.
Основного инвестора искали разными способами – и выступлениями на профильных конференциях, и через знакомых, не забывая при этом развивать бизнес. «Многие находили нас сами, проявляли интерес после публикаций в СМИ, – рассказывает Ли. – Было проведено 18 встреч с самыми различными инвестгруппами. В итоге инвестиции пришли с неожиданной стороны – от человека, с которым пересекался всего пару раз по бизнесу около трех лет назад. Ему кто-то скинул ссылку на мой пост в блоге о Ticketon.kz, он вспомнил меня и заинтересовал инвесторов, выступив инициатором сделки».
Билет по клику

Алексей Ли – сооснователь проекта Ticketon.kz.

Сумма инвестиций составила около $300 тыс. на первый период с возможностью привлекать дополнительные средства при необходимости. Также изрядно помог проекту smart money – дополнительные ценности со стороны инвестора, которые помогают вывести проект на новый уровень и дают определенную базу для того, чтобы встать на ноги. «Due diligance длился около трех месяцев параллельно с переговорным процессом и согласованием нюансов сделки. Первый транш получили в ноябре 2012 года, не дожидаясь финализации сделки. Последующие транши выделяются в соответствии с совместно утвержденным бизнес-планом», – рассказал Алексей Ли.

Поскольку бизнес низкомаржинальный, потребуется минимум около двух-трех лет, чтобы инвесторы смогли вернуть вложенные деньги. Но, по словам разработчиков, инвесторы не гонятся за коротким рублем, а нацелены на построение успешной компании в долгосрочной перспективе.

Если говорить об операционной окупаемости, то, по словам Алексея Ли, ее можно добиться уже в следующем месяце, начав сильно экономить. Однако после привлечения инвестиций лучше быть сосредоточенным на активном развитии, дальнейшем поиске инноваций. Команда должна чувствовать себя комфортно в финансовом плане. Поэтому на операционную самоокупаемость сервис начнет выходить к осени 2013 года.

В ближайшем будущем разработчики планируют запустить систему на казахском и английском языках, продолжится работа над удобством сервиса, запланирован выход на регионы Казахстана и в страны Центральной Азии. Что касается Астаны и Алматы – в ближайшее время будут подключены новые театры, увеличено количество партнеров-кинотеатров, а также более широко охвачены концерты и иные мероприятия.

Как и любое другое дело, проект сталкивается с небольшими проблемами, главная из которых – качество интернет-соединения. «Около 3–4% соединений обрываются, из-за этого операторам приходится оперативно вручную завершать процесс покупки, – рассказывает Алексей Ли. – На безопасности покупки это абсолютно не сказывается благодаря уже отшлифованным алгоритмам. Но когда часть потенциальных клиентов видит надпись: «Не удалось установить связь с кинотеатром», это уже сказывается на отношении населения к проекту».

Билет по клику

Система онлайн-покупки билетов Ticketon.kz.

По словам создателей проекта, менталитет наших людей таков, что сейчас еще не все готовы покупать билеты онлайн. Но всему свое время. «Сейчас, когда люди, покупающие билеты традиционным способом, видят клиентов, купивших заранее хорошие билеты через Ticketon.kz, они проявляют интерес и задают вопросы, и со временем они тоже оценят преимущества такого способа покупки. Через пять лет казахстанцы уже настолько привыкнут к этому сервису, что он станет необходимым», – подчеркивает Алексей Ли. При этом разработчики полагают, что к тому времени каждый четвертый билет будет покупаться через такую систему.

Долю рынка, на которую претендует Алексей Ли с командой, посчитать не трудно. На конец 2011-го в кинотеатрах страны было более 36 тысяч посадочных мест, а общее количество просмотров в кинозалах составило в том же году 11 млн.

Интересно, что «Тикетону» удалось предложить сервис через крупную киносеть Star Cinema. При этом пока не видно полного использования имеющегося у тикетоновцев потенциала – таргетированной рекламы. Если посмотреть, то практически все кинозалы, где продает билеты Ticketon.kz, базируются в торгово-развлекательных комплексах. И в «Тикетоне» точно знают мобильный номер клиента и точное время, когда он посетит этот ТРЦ. Это, безусловно, открывает возможности по дополнительному заработку с каждого клиента на рекламе. Видимо, сервис реализует это направление с ростом числа транзакций, поскольку и основной прирост числа кинозалов в стране происходит главным образом за счет мультиплексов в новых торговых центрах.

Надо отметить, что казахстанские сервисы находятся только в начале своего пути, в связи с чем у них есть технические усложнения – необходимость брать бумажный билет у Ticketon.kz или оформлять карту у Bileterra. Тем временем во всем мире оплата билетов посредством мобильного телефона испытывает огромный подъем – появляются совершенно разные концептуальные подходы и технические решения. Однако Ticket Master пока все равно остается лидером, поскольку обладает хоть и негибкой, но очень устойчивой системой, которая «не падает», когда билеты через нее покупают одновременно более 10 тысяч человек.

P.S. В разделе мнения нам было бы интересно узнать, сколько вы готовы переплачивать за онлайн-сервис по покупке билета?

Поделись
Дария Гылымжанкызы
Дария Гылымжанкызы
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000