Ты можешь всё! Святослав Антонов 18 февраля, 2016 12:00

Вдохновляя на большее: Как снять блокбастер с голливудскими звездами

Вдохновляя на большее: Как снять блокбастер с голливудскими звездами
Фото: Тимур Батыршин
Молодой казахстанский режиссер Саламат Мухаммед-Али много лет мечтал снять блокбастер с участием голливудских звезд. После упорных поисков инвестора ему улыбнулась удача, и на экраны вышла картина «Весь мир у наших ног». Вскоре фильм пройдет в прокате в 67 странах мира, а режиссер начнет подготовку к съемкам нового проекта.

Саламат Мухаммед-Али
Саламат Мухаммед-Али

Режиссер Саламат Мухаммед-Али (Саламат Мухамедиев) — уроженец Караганды. Детские годы он провел в Жанаозене. Здесь он впервые познакомился с искусством кино. Получая у родителей деньги на жвачку, школьник тайком бегал в видеосалоны. Особенно в те годы он был впечатлен гонконгским боевиком с участием Брюса Ли «Путь дракона». Возможно, именно тогда в молодом сознании зародилась мечта когда-нибудь снять свой фильм.

С юных лет Саламат занимался творчеством. В школьные годы он играл в рок-группе «Эпоха», сам писал песни и музыку. Группа стала достаточно известной в Мангистауской области.

В 2000 году Саламат работал в должности технического директора на местном телеканале «МиК ТВ». На телевидении он занимался компьютерной графикой и монтажом. Чтобы повысить свой уровень знаний в сфере IT, Саламат поступил в Алматинский политехнический университет. В Мангистау он впервые получил опыт режиссуры, снимая социальные и рекламные ролики, а также документальные фильмы для «МангистауМунайГаз» и «КазМунайГаз».

В это же время, в начале 2000-х, у Саламата рождается концепция его будущего фильма.

— Когда-то давно я посмотрел фильм «Мираж» по книге Джеймса Чейза «Весь мир в кармане». Возникло неосознанное желание когда-нибудь снять нечто подобное, однако при этом почему-то зацепило название оригинального произведения. Вскоре я понял, что мой первый фильм будет называться «Весь мир у наших ног». Через несколько лет начал делать первые наброски сценария. Я неоднократно переписывал его, но название картины прошло через все редакции и осталось неизменным.

В 2001 году Саламат весьма успешно занимался бизнесом, владел сетью компьютерных клубов. Однако творческий порыв не оставлял его. Друзья подбадривали начинающего кинематографиста и советовали переехать в Алматы, чтобы продолжить развиваться в этой сфере. Саламат решился на рискованный шаг, продал свой бизнес и на вырученные средства закупил камеры, осветительные приборы, съемочные рельсы и другое необходимое оборудование. Некоторое время он жил в Москве, осваивая азы киноиндустрии.

В Алматы Саламата поддержал известный звукорежиссер и аранжировщик Калдыбай Еламанов. Наш герой также познакомился с талантливым композитором Кайратом Джанибековым, с которым они стали хорошими друзьями. Кайрат сотрудничал со многими звездами казахстанской эстрады. Композитор свел своего друга с ними, и Саламат начал карьеру клипмейкера. Ему довелось снимать клипы для Макпал Жунусовой, Майры Ильясовой, Динары Кырыкбаевой и других звезд. Молодой режиссер получил хороший опыт в качестве сценариста, монтажера и художника.

В 2009 году клип Саламата завоевал первое место в номинации «Лучший музыкальный клип Казахстана» на казахстанском фестивале музыкальных видеоклипов патриотической тематики, проходившем в Шымкенте.

— Мне постоянно хотелось совершенствоваться. Снимать на лучшие камеры, работать на хорошем оборудовании и делать качественный продукт. Многие знакомые упрекали, что я, вместо того чтобы зарабатывать на съемке клипов, вкладываю в них собственные средства. Так, ко мне могла прийти группа и попросить сделать клип за 2 тысячи долларов. При этом я понимал, что себестоимость более-менее хорошего клипа — 4 тысячи. Я брался за работу и вкладывал в съемки еще 2 тысячи долларов из своих денег. Позже я понял, что это были вложения в мое будущее, — рассказывает Саламат.


Саламат на съемках фильма «Весь мир у наших ног»
Саламат на съемках фильма «Весь мир у наших ног»

Режиссер не оставлял идею снять полнометражную картину. Саламат говорит, что провел много времени, изучая магию кино. Он прочитал такие труды по сценарному искусству, как «История на миллион долларов» Роберта Макки и «Кино между адом и раем» Александра Митты. Саламат продолжал писать сценарии к фильму «Весь мир у наших ног».

Саламат долго, но бесплодно искал инвестиции для своего проекта. Он общался со многими потенциальными инвесторами, но никто не хотел вкладывать деньги в кино, считая эту затею убыточной. При этом режиссеру хотелось сделать свой дебютный фильм действительно масштабным, пригласив в него известных актеров из-за рубежа.

В 2010 году молодой режиссер узнал, что в Астане будет проходить первый Международный фестиваль экшн-фильмов «ASTANA». Организатором фестиваля выступил Тимур Бекмамбетов. Один из знакомых Саламата сказал, что может познакомить его с Бекмамбетовым.

— Я решил, что для меня это будет шанс реализовать проект. Мне казалось, что если Тимур заинтересуется им, он поможет найти финансирование на съемки. Тогда у меня было довольно тяжелое финансовое положение. Денег едва хватало, чтобы оплатить аренду квартиры, но я тем не менее решил действовать. В Астане меня встретил друг Алик, который подрабатывал таксистом. Он сразу сказал мне, что это безумная идея, но все же согласился помочь. Я один раз встретился с приятелем, который обещал мне знакомство с Бекмамбетовым. Мы назначили еще одну встречу, но он перестал брать трубку. Я пришел в отчаяние. Друг предложил попробовать через интернет найти адрес места, где остановился Бекмамбетов. Скоро мы уже знали название этой гостиницы.


На съемках картины
На съемках картины

В течение трех дней Саламат караулил Бекмамбетова в холле гостиницы. За это время он успел познакомиться с Дольфом Лундгреном, Майком Тайсоном и другими гостями фестиваля. Однако встретиться с Бекмамбетовым у него не получалось. Однажды они оказались в нескольких метрах друг от друга, но Саламат не заметил его. В конце концов встреча все-таки состоялась.

— Мы с другом сидели в холле и общались с известной американской актрисой, которая приехала на фестиваль. Внезапно Алик пнул меня по ноге. Я обернулся и увидел, что в лифте на наш этаж спускается Бекмамбетов. Желание наконец встретиться с ним было столь велико, что я сорвался с места и не успел даже попрощаться со своей собеседницей. Тогда я даже перепрыгнул через какой-то забор. В итоге мы поравнялись с Бекмамбетовым в середине фойе. Я поздоровался и спросил, есть ли у него пять минут, чтобы выслушать меня. Он дал понять, что у меня всего одна минута. Я волновался, но сумел очень быстро и сжато рассказать о себе и своем фильме. Передал ему синопсис фильма и диск со своими работами. Он, улыбнувшись, взял их и вышел из гостиницы. Примерно через пять минут Бекмамбетов зачем-то снова вернулся в холл. В руках у него не было ни сценария, ни диска, ни сумки, куда он мог бы их положить. Мы с Аликом выбежали на улицу. Вскоре нам стало понятно, что для того чтобы дойти до ближайшей стоянки машин, Бекмамбетову потребовалось бы больше пяти минут. Я оглянулся и заметил позади себя урны. В тот момент я был настроен скептически и очень живо представил картину, как мой синопсис и диск медленно опускаются туда. В глазах потемнело, а настроение упало до нуля.

Расстроенный Саламат решил поехать в аэропорт, чтобы улететь домой. На стойке регистрации он узнал, что на ближайший рейс остался только один билет, который стоил достаточно дорого. Приятель предложил ему остаться у себя. В этот момент Саламат принял судьбоносное для себя решение и все-таки сел в самолет.

— В соседнем кресле, ближе к проходу, сидел человек, целиком погруженный в свои мысли. Мне хотелось кому-то выговориться, и я начал ловить его взгляд, чтобы завести разговор. Когда он все таки повернулся, я задал ему довольно неожиданный даже для меня самого вопрос: «Какого вы года рождения?». Думаю, тут роль сыграла особенность менталитета. Я вырос на западе Казахстана и привык уважительно обращаться к человеку, который хотя бы на год старше меня. Именно поэтому мне тогда было интересно узнать его возраст. Собеседник посмотрел на меня, поднял три пальца и сказал, что дает мне три шанса, чтобы угадать его возраст. Я сделал предположение, потом второе. Оба варианта оказались неверными. У меня тогда было такое подавленное состояние, что мне не хотелось проигрывать даже в этой пустячной загадке. Я сказал, что третий шанс оставлю себе. Думаю, ему понравился такой ответ. Мы разговорились, и я рассказал ему о цели визита в Астану и о своем фильме. В конце мы обменялись визитками. На его визитке было написано имя — Даурен Муса, и что-то про недропользование. Я тогда даже не обратил на это внимания.


Саламат с продюсером картины Дауреном Мусой
Саламат с продюсером картины Дауреном Мусой

Через какое-то время приятель режиссера, зайдя к нему, увидел на столе ту самую визитку. Он спросил у Саламата: «Ты знаком с Дауреном Мусой?» Саламат сказал: «Да, знаком, летели вместе на самолете, пару раз потом еще созванивались». Приятель объяснил, что Даурен очень богатый и влиятельный бизнесмен, глава крупной компании в сфере недропользования KIT Group. Тогда к режиссеру пришла идея обратиться к Даурену. Он позвонил бизнесмену и предложил снова встретиться, чтобы обсудить коммерческое предложение.

— Я пришел на встречу вместе со своим другом, актером Муратом Бисенбиным. Даурен Муса сразу предположил, что я, наверное, пришел воспользоваться своим третьим шансом. Я вначале даже не вспомнил и не понял, о чем он говорит. Начал рассказывать о себе и своем проекте, показал сценарий картины. Через 20 минут меня осенило, и сцена в самолете всплыла перед глазами. Внезапно я очень уверенно сказал: «Да, я пришел использовать свой третий шанс. Хочу, чтобы вы профинансировали мой фильм».

Бизнесмену понравился проект Саламата. Он согласился стать генеральным продюсером картины. Через некоторое время инвестор уже перечислил первые деньги на съемки фильма. Режиссеру еще не раз пришлось доказывать свою веру в успех картины. Саламату особенно запомнилось, как он рассказал о фильме во время ужина в доме своего нового партнера по картине.

— Даурен Муса пригласил меня с супругой на ужин к себе домой. Там присутствовало много гостей. Как позже выяснилось, это были партнеры Даурена по бизнесу. Меня попросили рассказать сюжет картины. Было немного страшновато. Я всмотрелся в лица присутствовавших. Многие из них были довольно угрюмы. Мне показалось, что эти люди вообще не смотрят кино. Как я могу заинтересовать их своим фильмом? Тут я заметил, что каждый гость пришел с женой. Тогда я начал рассказывать историю так, как будто делаю это только для женщин. К концу рассказа многие из них плакали. Именно тогда я понял, что картина действительно может обрести успех и понравиться зрителю.


Режиссер картины с Армандом Ассанте
Режиссер картины с Армандом Ассанте

Продюсер и режиссер достаточно долго обсуждали будущую картину. Во время одного из таких обсуждений Даурен Муса неожиданно предложил Саламату пригласить в фильм голливудских звезд. Всего за день до этого он познакомился с известным американским актером Армандом Ассанте, который случайно проходил мимо его кабинета в гостинице Royal Tulip. Саламат встретился с Армандом. Арманд хотел понять, сможет ли Саламат профессионально снять фильм, и после долгих переговоров с режиссером дал согласие принять участие в его картине. Чуть позже к съемкам казахстанского фильма также были привлечены такие известные актеры, как Питер О’Тул, Майкл Мэдсен, Томми Листер, Кэри-Хироюки Тагава, Боло Йенг, Дон Дракон Уилсон, Оливье Грюнер.

7 августа 2011 года начались съемки картины. Они продлятся шесть месяцев. В течение этого времени группа успеет отснять сцены на 76 различных локациях по всему Казахстану.


Съемочная группа картины
Съемочная группа картины

Для Саламата съемки подобного масштаба были в новинку, однако он во всем опирался на свою команду, состоящую из профессионалов, с которыми ему доводилось работать раньше. Несмотря на плотный график и участие в картине около 200 человек, создателям фильма удавалось укладываться в первоначально определенные сроки.


Съемки с Карлыгаш Мухамеджановой
Съемки с Карлыгаш Мухамеджановой

Вопреки тому, что в фильме участвовало много иностранных актеров, главные роли все же были отданы казахстанцам. На роли в картине проводился большой кастинг. Роль главной героини — девушки Алии — исполнила молодая актриса Карлыгаш Мухамеджанова. По отзыву многих критиков, она хорошо справилась со своей задачей. Саламат рассказал, что на утверждении этой актрисы настоял Арманд Ассанте, до этого уже встречавшийся с ней на съемочной площадке другого фильма.


Съемка экшн-сцены
Съемка экшн-сцены

Снятый на стыке драмы и боевика, «Весь мир у наших ног» изобилует экшн-сценами. Режиссер принял решение снимать многие из них вживую, без подключения компьютерной графики. В этом ему помогли две лучшие каскадерские команды нашей страны — «Лидер» Александра Терехова и «NOMAD» Жайдарбека Кунгужинова.

— Одной из самых сложных сцен в нашем фильме был трюк с переворотом внедорожника на асфальте. В тот день, когда мы должны были его снимать, на площадку не приехала скорая. Александр сказал, что его ребята не будут исполнять трюк. Тогда я по-настоящему зауважал его, потому что понял, что он несет ответственность за жизнь своих каскадеров. На следующий день скорая приехала, и мы сняли этот трюк с первого дубля.

Дополнительные сложности возникли во время съемок голливудских актеров. У каждого из них был строгий график, под который пришлось подстраиваться кинематографистам. Дипломатический талант режиссера не раз помогал разрешить возникающие сложности.

— В одной из сцен Кэри Такагава (известен зрителю по фильмам «Смертельная битва», «Перл-Харбор» и «Мемуары Гейши» — прим. автора) должен был висеть вниз головой, привязанный на стуле, над бочкой с водой. Обычно такие сцены в голливудских картинах за актеров исполняют дублеры. Однако по понятным причинам мы не могли в Казахстане найти дублера Кэри. Я объяснил ему ситуацию, и через несколько часов разговора он все же согласился исполнить трюк самостоятельно.


Питер О’Тул на съемочной площадке
Питер О’Тул на съемочной площадке

Одну из эпизодических ролей в фильме согласился сыграть легендарный британский актер Питер О’Тул. Питер приехал в Алматы на три дня, однако ему пришлось задержаться в Казахстане на неделю.

— У нас в те дни стояла жаркая погода. Съемки проходили в Алматинской области. Видимо, Питера продуло под кондиционером. Актеру тогда уже исполнилось 79 лет. На второй день съемок он почувствовал себя нехорошо. Мы сразу приняли решение отвезти его в больницу. Ему становилось хуже, мы очень боялись за его жизнь и поэтому госпитализировали его в ближайшую к съемочной площадке Капчагайскую больницу. К нашему великому облегчению, актеру вскоре стало лучше. В 2012 году он заявил, что прекращает сниматься в кино. Таким образом наш фильм стал последним в его карьере.

— В период съемок, общаясь с голливудскими актерами, и особенно с Армандом Ассанте, я постепенно перенимал их опыт. Арманд, работая у нас на площадке не только в качестве актера, но и как консультант, много рассказал мне об особенностях восприятия фильмов западными зрителями. Я занял позицию ученика и внимательно слушал его. Так постепенно мое мировоззрение и отношение к этой картине начало меняться.

Съемки картины завершились в январе 2012 года. Первоначально ни Саламат, ни продюсер фильма Даурен Муса не рассматривали «Весь мир у наших ног» в качестве коммерческого проекта. Они не видели проката своей картины дальше Казахстана. Однако по ходу работы было принято решение выходить с фильмом на мировой кинорынок. Чтобы договориться с дистрибьюторами, нужно значительное время. Так начался долгий постпродакшн-период картины. Монтаж, переозвучивание и переговоры с дистрибьюторами заняли у создателей фильма несколько лет.


Саламат с Томми Листером
Саламат с Томми Листером

Большим достижением для кинематографистов стало прохождение американского контроля качества. Для этого было необходимо, чтобы картина соответствовала высоким требованиям к звуку, монтажу, цветокоррекции, качеству изображения.


На премьере картины
На премьере картины

В марте 2015 года наконец состоялась премьера фильма «Весь мир у наших ног» в Казахстане. Зрители и критики достаточно тепло восприняли картину, и хотя доходы от проката не покрыли бюджет, который составил 7 миллионов долларов, фильм завоевал высокие рейтинги по опросу зрителей на сайте kino.kz.



Прохождение контроля качества значительно облегчило режиссеру и продюсеру переговоры с дистрибьюторами. Вскоре был подписан контракт с американской компанией на гарантированную сумму $10 000 000 и продажу в 67 стран мира, в том числе в США и Китай.

— 67 — это только минимальное число стран. Возможно, прокат состоится в 120 странах и в некоторых городах США. Думаю, американские дистрибьюторы, заключив с нами контракт, оценили оригинальность самой картины. В ней есть элементы американского блокбастера, однако это не совсем Голливуд, не совсем азиатское или европейское кино. Фильм не вписывается в эти рамки, и, возможно, за это его так высоко оценили.

Еще в постпродакшн-период своей первой картины Саламат написал сценарий второго фильма — приключенческой экшн-драмы «Рабы».

— Это история молодой и талантливой казахстанской певицы, которая мечтает завоевать мировое признание. После череды криминальных ситуаций она попадает в США к безумному богачу, который мечтает сделать ее частью своей империи интеллектуальных рабов. Чтобы не стать очередной «рабыней», она объявляет ему войну.

Новым кинопроектом казахстанского режиссера заинтересовался американский кинопродюсер, обладатель кинопремии «Оскар», основатель трилогии «Крестный отец», картины «Изгои» и «Апокалипсис сегодня» Грей Фредериксон.

— Когда я работал в Москве над озвучиванием своей картины, познакомился там с партнером Фредериксона, американским продюсером Питером Жмутским. Уже вернувшись в Казахстан, я позвонил ему и спросил, рассматривает ли его компания сценарии. Он сказал, что им это интересно. Я отправил сценарий «Рабов». Как оказалось, Питер перевел его на английский и показал Грею Фредериксону. После мы связались с ним по скайпу. Голливудскому продюсеру понравился мой сценарий. Я также выслал ему свой первый фильм. В разговоре Грей спросил, кто мой любимый режиссер. Я ответил, что Джеймс Кэмерон. Тогда он неожиданно спросил, чем я лучше Кэмерона? Поначалу я даже растерялся, но вскоре понял, что это проверка, и рассказал ему все свои формулы успеха. Фредериксон остался доволен. Он сказал, что согласен продюсировать мой фильм.

Сейчас Саламат находится на стадии поиска первоначальных инвестиций в свою новую картину. Он хотел бы, чтобы в ее финансировании приняли участие казахстанцы. Однако поиск инвесторов не ограничивается нашей страной. Режиссер ведет переговоры с представителями индустрии в Китае и Индии. Он хотел бы, чтобы его второй фильм стал по-настоящему международным проектом.

— Часть фильма, возможно, будет снята на казахском языке. Кроме того, главная героиня по сюжету играет на домбре.

Саламат в будущем планирует продолжать делать фильмы при участии кинематографистов из разных стран. Он уверен, что, как и в случае с первой картиной, его вера в успех принесет свои плоды.

— Если вы искренне верите и любите свое дело, вы непременно добьетесь успеха. Дело в том, что энергетика вашей уверенности передается и другим людям. Нельзя падать духом перед неудачами. Имея веру, однажды вы все-таки достигнете своей цели. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000