Ты можешь всё! Святослав Антонов 16 сентября, 2015 14:30

Вдохновляя на большее: Автостопом до Африки

Фото: Из личных архивов героя
Казахстанский путешественник Роман Подякер однажды решил выбраться из привычного социума. Поставив перед собой невероятную цель, он почти без денег совершил путешествие длиной в 75 тысяч километров, объехав автостопом множество стран и добравшись из Алматы до озера Виктория. Мы расскажем вам о невероятных приключениях Романа.

Роман Подякер

Роман с юных лет вел активный образ жизни. С подросткового возраста он занимался альпинизмом и скалолазанием, освоил парапланеризм и обучался в художественной школе. Окончив вуз по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», наш герой нашел хорошую работу в качестве системного администратора. Когда жизнь Романа начала налаживаться, карьера пошла вверх, а отношения с девушкой приближались к скорой женитьбе, произошло событие, изменившее его будущее.

— Мы сидели с другом после празднования нового 2010 года. Неожиданно речь зашла о путешествиях. Решили сыграть в игру — покрутить глобус и поехать туда, куда укажет палец. Перст остановился на легендарном озере Виктория. В качестве шутки начали разрабатывать возможный маршрут поездки на африканский континент. У нас не было больших накоплений, поэтому решили преодолеть расстояние автостопом.

Неожиданно для друзей шутка превратилась в серьезную затею. Они решили узнать, насколько близко к своей цели смогут продвинуться, путешествуя на попутном транспорте. Около месяца ушло на подготовку к путешествию. Большую часть этого времени Роман и его товарищ читали тематические форумы и сайты, Википедию автостопа, заметки бывалых путешественников.

Трасса E95

— Мы взяли с собой достаточно много снаряжения. Там были вещи на все случаи жизни: палатки, спальники, много одежды, медикаменты. Захватили даже таблетки для обеззараживания воды. Наши рюкзаки весили по 40 килограммов. Позже я понял, что большая часть из этого была лишней. Сейчас я вышел бы в путь с сумкой весом не больше 5 килограммов. На двоих у нас была 1000 долларов. Это деньги были нужны, чтобы сделать необходимые прививки и получить некоторые визы. Из Алматы мы выехали в Москву на поезде 2 февраля 2010 года. Там нам сделали прививки от желтой лихорадки, гепатита, брюшного тифа и амебиаза. Без справок об этих вакцинах нас просто не пустили бы в тропические страны. С этого момента фактически началось наше путешествие. Путь лежал на юг, в Украину. Мы вышли голосовать на трассу Е95. Я хорошо запомнил первого водителя. Это был парень, любивший легкие наркотики и периодически предлагавший попробовать их. С ним мы проделали большой путь и доехали до пограничного с Украиной города Белгород.

Автостоперы во Львове

Первоначальный маршрут путешественников проходил через Молдову, Румынию и Болгарию до Турции. Однако несмотря на то, что у Романа была шенгенская виза, их не пропустили в Румынию, и путешественникам пришлось возвращаться в Украину. Тогда у них созрел план проехать через Грузию. Но пограничный переход Верхний Ларс оказался закрытым из-за обострения российско-грузинских отношений. Единственным относительно дешевым вариантом попасть в Турцию оставался паром, отходящий из Крыма. В ожидании рейса Роман объехал 48 городов Украины, посетил своих родственников, проживавших там, и собрал родословную семьи до седьмого колена. Пока друзья колесили по Украине, переход в Грузию неожиданно открылся, и они не замедлили воспользоваться своим шансом.

На знаменитом курорте Боржоми

Грузия встретила автостоперов достаточно радушно. Почти никто не отказывался подвезти, многие случайные знакомые угощали и предлагали переночевать у них дома. Роман и его соратник по путешествию решили остаться здесь подольше. В итоге за три месяца они объехали почти все уголки этой живописной страны.

— Даже полицейские здесь были на удивление радушны и гостеприимны. Несколько раз по их предложению мы ночевали в участке, в свободных камерах для задержанных. В Грузии мы старались держаться подальше от популярных туристических объектов и больше внимания уделяли небольшим поселкам. Однажды я увидел на карте село, которое называлось Хванчкара. Решил проверить, не связано ли оно как-то со знаменитым вином. Дорог в эту отдаленную деревушку не было, только проселочные тропинки. Добравшись по трассе на максимально близкое расстояние, мы уже решили идти к нему пешком, как нам повстречались служители правопорядка. Узнав о цели нашего пребывания в этом районе они ничего не говоря посадили нас к себе в машину и повезли по тропинке.

Вскоре мы остановились у одного из домов. Выяснилось, что его хозяин является потомком того человека, который впервые начал производить это вино и получил за него Сталинскую премию. Он отвел нас к себе в подвал и откупорил полуторатонную бочку. Разлив в вино по бокалам, он дал нам попробовать этого чудного напитка. Вкус его сложно передать, могу только сказать, что такого вина я больше никогда в жизни не пил. Выяснилось, что этот сорт винограда растет только в этой местности, а неподалеку стоит завод, где производят легендарную Хванчкару.

Путешественники в Грузии

Благодаря сервису couchsurfing.com Роману удавалось находить, где остановиться, на протяжении всего пути. Практически в каждом крупном городе, через который пролегал его маршрут, имелись пользователи этой гостевой сети, готовые без предупреждения на несколько дней принять у себя путешественников. Когда не удавалось списаться с пользователями сайта заранее, он жил  у людей, с которыми знакомился по ходу изучения нового места. Почти всегда находился человек, готовый приютить гостя из далекого Казахстана. В случае, если вечер застигал путешественника вдалеке от цивилизации, он ночевал в палатке, чуть отойдя от трассы.

На дороге в Грузии

С питанием также не было особых проблем. Большую часть рациона путешественников составляла каша. Именно это блюдо было выбрано ими заранее, как наиболее недорогое, удобное при транспортировке ингредиентов и приготовлении в полевых условиях.

— У нас всегда был с собой запас разных круп — гречки, пшена, манки. Каша быстро надоедала, и мы старались сочетать ее с различными видами приправ и специй. Удивительно, но это блюдо можно приготовить, даже когда у вас нет газа или костра. Достаточно замочить крупу водой, оставить на ночь, и она набухнет сама. Конечно, такая холодная каша не очень аппетитна, но в принципе есть можно. Иногда нас кормили люди, у которых мы останавливались, или чем-нибудь угощали новые знакомые. Особое удовольствие мы с другом получали, когда имели возможность купить кефира и печенья. Это лакомство стало для нас настоящим деликатесом.

Роман и его девушка Анастасия

После скитаний по Грузии к Роману неожиданно решила присоединиться его девушка. Он полетел в Москву, чтобы встретить ее, а друг в это время отправился в Красноярск, а затем и вовсе вернулся домой, не сумев продолжить путешествие по личным обстоятельствам. Так Роман, сменив попутчика, продолжил свой путь, вернувшись в Украину.

— Мне захотелось познакомить девушку со своей родней. Тут как раз подходило время, когда отчаливал паром, уходящий в Турцию. Мы приехали в Крым и решили здесь немного подзаработать на билеты и возможные расходы по ходу путешествия.

Во время подработки на стройке в Крыму

— Здесь нам довелось поработать на стройке с бывшими зеками, многие из которых отсидели за убийство. Я познакомился с ними, еще когда приезжал сюда с другом. Мы подошли к одному татуированному амбалу, чтобы попросить у него несколько гривен на телефонный звонок. Он дал нам нам их, а затем рассказал, что работает бригадиром на стройке. Тогда мы поработали там пару дней. Теперь, снова оказавшись в Крыму, я работал на него около двух месяцев. Девушка тоже устроилась на стройку в качестве повара. Так мы накопили неплохую сумму, и бригадир выплатил все по договоренности. После этого случая я понял, что внешность и первое впечатление о человеке зачастую бывают обманчивыми.

На пароме путешественники переправились в Турцию. Они поколесили по этой стране, стараясь оставить в стороне известные курорты и другие популярные среди туристов места, составляя свой маршрут на основе советов от местных жителей.

— На курортах люди привыкли зарабатывать на туристах, и здесь вам вряд ли кто поможет. Лучше ездить по неожиданным и малопосещаемым местам. Однажды мы заехали в деревушку, название которой звучало по-турецки, как «Нигде». Мне просто хотелось увидеть, где это  — нигде. Я позвонил оттуда друзьям и испытал настоящий кайф, когда они спросили меня, где я сейчас нахожусь.

Удивительно, но на момент начала путешествия Роман практически не знал английского языка. Однако даже это не помешало ему продолжать движение и находить общий язык с людьми по всему миру.

— На самом деле, я понял одну простую вещь. Чтобы путешествовать автостопом, достаточно знать всего семь слов на языке той страны, в которой ты сейчас находишься. Это слова: «можно», «бесплатно», «прямо», «здесь», «есть», «спать», «спасибо». Такого словарного запаса может быть вполне достаточно, хотя, конечно, лучше расширять его. Главное — если вы хотите путешествовать, вас не должно пугать незнание иностранных языков.

В ходе путешествия по Сирии

После Турции Роман вместе со своей попутчицей отправился в Сирию. Казахстанский консул настоятельно советовал не посещать эту страну, ведь именно тогда там начались антиправительственные выступления, позже вылившиеся в гражданскую войну. Однако смелые путешественники пренебрегли советом и не пожалели об этом. Они побывали во множестве известнейших исторических мест, видели могилу Салах ад-Дина, посещали одну из древнейших мечетей, гуляли по руинам средневековых замков крестоносцев.

Во время демонстраций в Сирии

Казахстанцам довелось принять участие в событиях Арабской весны.

— Мы выходили на улицу во время одного из митингов. Все было не похоже на то, как эти события освещали в СМИ. Люди не были агрессивными, напротив — они пели, танцевали, протест был исключительно мирным. Демонстрация скорее напоминала некий праздник, и мы поучаствовали в нем. Думаю, события достигли точки кипения именно благодаря мировым СМИ и тому, как они показывали эту ситуацию. Журналисты сыграли свою роль в  том, что обстановка вскоре накалилась.

По пути в сирийский город Хомс автостоперы, сами того не зная, приняли ислам.

— Сирийцы, с которыми мы познакомились по пути, провели для нас обряд гадания на Коране. Они попросили зачитать какую-то молитву, а позже объявили, что мы теперь стали мусульманами. Что ж, мы были не против этого и поблагодарили их за проведение обряда. Однако если говорить серьезно, то для меня ближе философия буддизма.

В иорданской пустыне

Одной из примечательных стран на пути Романа стала Иордания. Здесь ребятам большую поддержку оказал казахстанский консул. Он встретился с путешественниками сразу же после того, как узнал об их прибытии. Показав им столицу страны, Амман, консул накормил путешественников блюдами местной кухни, помог решить проблемы с получением виз, а также дал в дорогу 50 долларов. Позже эти деньги серьезно выручили автостоперов.

У развалин Петры

В Иордании Роман посетил знаменитую на весь мир достопримечательность — древний город Петру, многие здания которого были вырезаны в скале. Чтобы сэкономить на посещении достопримечательности, он со своей спутницей попытался притвориться местным жителем.

— Посещение так называемой большой Петры стоит достаточно дорого — 100 долларов. Мы не могли платить такие деньги. Однако для местных цена билета совсем другая, всего 1 доллар. Мы попытались загримироваться, выучить пару слов по-арабски, но, думаю, нас бы быстро вычислили. Однако снова на помощь пришли люди, с которыми мы познакомились всего несколько минут назад. Думаю, они были нелегальными торговцами древностями или что-то в этом роде, потому что эти ребята отлично ориентировались на местности. Они показали нам, как обойти кордон и пройти в Петру бесплатно.

В порту Акаба путешественники оказались на пересечении границ четырех государств — Иордании, Израиля, Египта и Саудовской Аравии. Отсюда на пароме они поплыли в Египет.

Роман и Анастасия у пирамиды Хеопса

В стране пирамид Роман попал в переплет, и это происшествие едва не стоило путешественнику жизни.

— Так как наш путь лежал к озеру Виктория, я захотел пройти его вдоль реки Нил — от дельты до истока. Насколько нам было известно, ни один путешественник еще не преодолевал этот маршрут автостопом, по причине продолжающихся многие годы гражданских столкновений в Южном Судане. Мы решили все же попытать счастья. Перед началом этого большого пути я чисто символически окунулся в воды Нила. После этого слег на пять дней с температурой за 40. Антибиотики не помогали и могли сбить жар только до 38 градусов. Мы не знали, чем я заболел. В итоге я оказался на грани истощения. Тогда моя девушка начала действовать решительно и отвезла меня в военный госпиталь. Там отказались лечить иностранца и посоветовали поехать в городскую больницу. Доктор выслушал, как спутница «на пальцах» объясняет симптомы неизвестного заболевания, а потом ушел и вернулся с большой таблеткой. Не знаю, что это было за лекарство, но на следующий день все симптомы заболевания прошли. Вообще хотелось бы посоветовать путешественникам не набирать с собой лекарств из дома. Они все равно не помогают, эффект оказывают только местные, пусть даже и  с таким же названием, как наши.

В Каире Роман пытался заручиться поддержкой нашего консула, однако тот категорически отказывался помогать им проезжать в зону военного конфликта. В итоге путешественникам пришлось воспользоваться хитростью и прибегнуть к помощи «дорожной грамоты».

Дорожная грамота Романа

— Еще в начале пути, когда мы планировали путешествие, решили на всякий случай составить некий документ, который помог бы нам заручиться поддержкой властей различных стран. Фактически это была «филькина грамота», выдуманный нами документ, якобы составленный официально, с обращением к местному населению о всяческом содействии проведению международной экспедиции. Поставив на него несколько печатей в алматинских «ИПшках», мы надеялись, что он поможет нам. Так и случилось. Билет на паром до Судана стоил достаточно серьезных денег, а наши запасы к тому времени истощились. Мы показали в кассе наш «сертификат». Они посовещались, позвонили какому-то начальству, а затем просто пустили нас на паром. Позже эта грамота еще несколько раз помогала нам при пересечении различных границ.

Роман и его спутница спустились вниз по Нилу до столицы Судана. На пароме они знакомились с европейскими путешественниками и местными жителями.

Далее их маршрут пролегал через пустыню Сахара.

— Этот путь был нелегким, но богатым на приключения. Во время стоянки в одной из деревушек местные решили угостить нас арбузом. Мы с радостью согласились, и уже готовы были резать его, но они остановили нас и попросили сфотографировать их с арбузом. Потом мы сами фотографировались с ним. Так эта фотосессия продолжалась очень долго. Позже мы поняли: причина крылась в том, что арбуз был очень большой редкостью в этих пустынных краях. В другом месте нас поразила реакция людей на дождь. Они просто испугались его. Как нам объяснили позже, в этом городке осадков не было уже 18 лет.

Плакат, призывающий ограничить применение оружия в ходе конфликта в Судане

Так, прибираясь через пустыню вдоль Нила, путешественники дошли до города Малакаль, в южной части страны. Они прибыли туда незадолго до объявления референдума о независимости Южного Судана, и в это в время в регионе шли вооруженные столкновения. Фактически Роман и его девушка были там единственными иностранными туристами, и поэтому привлекали к себе большое внимание. Их приютила в своем лагере миссия ООН.

— Нам объяснили, что дальше самостоятельно двигаться нельзя, так как нас либо убьют, либо ограбят. Они согласились доставить нас в другой лагерь миротворцев ООН, где были российские и украинские военные. Мы надеялись, что они помогут нам перелететь через опасную зону. В лагере нас тепло встретили. Украинские летчики объяснили, что были бы рады помочь, но на это нужно время. Коротая свободные минуты, мы решили прогуляться за территорией лагеря. Там, у ворот, и выяснилось, что мы вообще не имели права въезжать туда и не можем на ней находиться. В то же время отпустить нас тоже не могли. ООНовцы честно сказали, что, выйдя за ворота, мы не проживем и часа, и они уже несколько раз находили трупы иностранцев. Тогда один из водителей взялся отвезти нас обратно в первый, менее закрытый лагерь. Видимо он нас неправильно понял, ведь в итоге повез на еще более закрытую базу. При подъезде к воротам мы увидели, что солдаты на вышках расчехляют пулеметы. Они уже были готовы открыть огонь и расстрелять нас. Водитель лихорадочно выбежал из машины и побежал к часовому с поднятыми руками, показывая свои ООНовские документы. После долгих объяснений нас отпустили. В итоге ООНовцам, видимо, надоело возиться с незадачливыми иностранцами, и они все же перевезли нас на своем самолете к границе страны, в столицу только что образовавшегося Южного Судана Джубу.

При пересечении границы с Угандой ребятам вновь пришлось прибегнуть к помощи дорожной грамоты.

— Мы читали где-то на форумах, что путешественников без проблем пускают в Уганду, но не были точно уверены в этом. Пограничник пристал к нам, задавал много вопросов о целях маршрута, количестве наличности, наличии карт и о прочих на первый взгляд незначительных мелочах. Тут мы показали ему дорожную грамоту. Задав еще кучу вопросов, он все же дал нам визу на три месяца. Как мы позже выяснили, даже в отдаленных уголках Африки есть большое количество государств, куда казахстанцы могут въезжать без проблем, получая визу прямо на границе.

Во время посещения школы в Уганде

В Уганде путешественники пробыли достаточно долго. Именно здесь они впервые окунулись в жизнь и культуру настоящей, «черной» Африки. Здесь они посещали различные природные достопримечательности.

Роман и Анастасия на экваторе

В этой стране  Роман и его спутница пересекли линию экватора.

— Мы прошли под аркой, где красовалась надпись «Экватор». Здесь мы решили провести эксперимент с вращением воронки воды. Следуя известному факту, в Северном полушарии она должна была закручиваться против часовой стрелки, в Южном по часовой, а на экваторе — стекать без закручивания. Однако и под аркой, и рядом с ней вода стекала одинаково. Тогда мы проверили данные геолокации и поняли, что настоящая линия экватора находится в сотне метров от нас. Видимо, за эти годы она сместилась, или арку сразу поставили неправильно. На указанной линии воронка отсутствовала полностью, а буквально в десяти метрах южнее закручивалась по часовой стрелке. Так мы на собственном опыте подтвердили популярную аксиому.

Блюдо угандийской кухни

Порой автостоперам приходилось сталкиваться с превратностями местной кухни.

— Через систему каучсерфинга мы вышли на жительниц Уганды и остановились у них дома. Мы попросили их приготовить какое-нибудь местное блюдо, но вскоре пожалели об этом. Они сделали для нас матоку — банановое пюре, которое даже не имело вкуса банана. Если честно, эта каша на вкус и вид вызывала рвотные позывы, но, чтобы не оскорбить хозяев, нам пришлось есть ее с видом удовлетворения.

Путешествую через Уганду, Роман впервые столкнулся с дикой природой Африки.

— Мы решили заночевать в палатках недалеко от линии экватора, однако нам помешали слоны, которые, видимо, почувствовали в нас угрозу для себя. Это не те слоны, что живут в нашем зоопарке. Они были раза в два больше, и казались весьма опасными. Мы спешно ретировались с этого места и поспешили дойти до ближайшего кемпинга. Тут у нас возник выбор — идти по трассе, вокруг которой росли заросли или проходить через савану, таким образом сократив путь. После небольшого спора остановились на втором варианте, по крайней мере казалось, что савана — открытое пространство, и мы сможем хотя бы заметить опасность. Где-то на середине пути из зарослей травы всего в нескольких метрах от нас показалась голова льва. Бежать было поздно, таким образом мы только спровоцировали бы его на атаку. Мы некоторое время смотрели друг на друга, а потом лев лениво зевнул и исчез в кустах. Мы неспешно покинули это место.

Во время путешествия у Романа происходило немало неожиданных встреч. Даже в самых отдаленных уголках Африки он часто знакомился с выходцами из постсовесткого пространства.

— В Уганде мы решили посетить регион, где обитают легендарные горные гориллы. По пути нас подобрала одна пара. В машине мы уже по привычке общались со своими попутчиками на английском языке, к тому времени овладев им на достаточно неплохом уровне. Горилл мы так и не увидели, так как дорога к ним оказалась перекрытой. На обратном пути женщина, с которой мы общались, уронила что-то и с досады выпалила нецензурное слово на русском. Тогда мы разговорились, и оказалось, что она с мужем приехала сюда из Узбекистана. Они пригласили нас к себе в гости и свозили в очень красивое место на вулканических озерах.

Подъезжая к границе Уганды, Роман оказался близок к цели своего путешествия — озеру Виктория. Однако приближался его 25-й день рождения, и он захотел продлить удовольствие, окунувшись в озеро в эту знаменательную дату. Тогда путешественники решили продолжить свой путь по Африке и отправились в Танзанию.

На берегу озера Виктория

В Танзании автостопер первым делом исполнил свою мечту. Спустя полтора года после того, как в его голове впервые родилась идея посетить озеро Виктория, он достиг его.

— Это было невероятное чувство. Преодолев огромное расстояние, мы все же добрались до озера Виктория. Я с самого начал чувствовал, что мне удастся добраться до цели. Появилось некое чувство свободы. Дальнейший маршрут я мог планировать экспромтом.

В Танзании путешественники провели около двух месяцев. Они ездили по стране, впитывали в себя африканский колорит. Роман побывал в музее первооткрывателя водопада Виктория Давида Ливингстона. Во многом маршруты легендарного путешественника и казахстанского автостопера совпадали.

На танзанийском рынке

В Танзании, в ожидании получения визы в следующее государство, Роман и его девушка нашли себе подработку. Они познакомились с бывшей мисс Перу, владевшей компанией по организации торжеств. Путешественники жили у нее и работали в качестве аниматоров. Африканский тур казахстанцев прервался после того, как они увидели на одном из сайтов для путешественников объявление о продаже очень дешевых билетов в Индию. Вопрос с получением визы в эту страну решился на удивление просто. Индийский консул не раз бывал в Алматы и посодействовал Роману в получении всех необходимых документов. Так для путешественника начался путь домой.

Коллекция купюр разных государств

В каждой стране, где Роман бывал, он брал у местных жителей национальную валюту их страны, обменивая ее на наши деньги. Так к концу пути у автостопера скопилась солидная коллекция иностранных денег.

В коллекции Романа есть и купюра номиналом в 200 миллионов долларов. Это валюта государства Зимбабве, где за короткий срок деньги обесценились более чем в двести раз.

Коллекция монет

Путешественник также собирал интересные монеты, которые попадались ему в пути. Среди них есть и весьма любопытные образцы, вроде средневековых сирийских денег и монет 20-х годов, отчеканенных в  несуществующем ныне государстве Тибет.

Во время путешествия по Индии

— В Индии мы ездили в основном на поездах. Там высокая плотность населения, и машины чаще всего едут только на небольшие расстояния. В этой стране я впервые узнал, что, оказывается, в пробку можно попасть не только на машине, но и на поезде. Однажды мы простояли в такой пробке целый час. Правдивыми оказались и стереотипы об индийских фильмах. В кинотеатрах во время просмотра болливудских картин, когда главные герои танцуют или поют, весь зал встает и танцует вместе с ними.

— Многим нравится Индия, но мне эта страна показалась довольно грязной. Думаю, это связано с ее перенаселенностью.

Путешественники в Катманду

После Индии ребята отправились в уже знакомый Роману Непал. Там они посетили известные буддийские храмы и другие достопримечательности, причем, благодаря советам местных жителей, во многие из них они прошли совершено бесплатно.

— Мы планировали по мосту дружбы пройти из Непала в Тибет. Однако Китай закрыл посещение Тибета без специального разрешения. Это была единственная возможность продолжить маршрут и попасть на территорию Китая. К счастью, нам повстречалась одна женщина, фанатка Непала. Услышав нашу историю, она помогла нам с деньгами для перелета в Китай.

В Китае перемещение автостопом было затруднено. Местные жители просто не говорили по-английски, а на китайском путешественникам было сложно объяснить, куда им нужно проехать.

По пути в Хоргос

Тем не менее, они все же преодолели эту страну. На пути в Хоргос они пережили еще одно приключение.

— До Хоргоса нас согласился подвезти один китаец. Он ехал на машине без номеров, видимо, незаконно перегоняя ее в Казахстан. Старательно обходил все таможенные посты, однако один все же не сумел. Он едва не протаранил шлагбаум, но китайская полиция все же задержала его. Нам пришлось долго объяснять, кто мы такие, чтобы не загреметь в тюрьму вместе с ним.

Несмотря на все превратности судьбы, Роман и его спутница 16 ноября 2011 года все же достигли Хоргоса, и в тот же день добрались до Алматы. Почти за два года они автостопом преодолели путь длиной в 75 тысяч километров.

Все это время Роман записывал всю информацию по маршруту и вел подробную статистику. По его данным, за свое путешествие они проехали на 2500 автомобилей, шесть раз летали на самолете, 24 раза плавали на кораблях, посетили 225 городов, сменили 15 SIM-карт, 24 пары штанов, приобрели 48 друзей и бесчисленное число знакомых.

— В пути я рассказывал всем людям, с которыми знакомился, о нашей стране, показывал фотографии Алматы и других городов. Так о Казахстане узнали жители далеких государств.

— После возвращения на родину у нас было какое-то ощущение нереальности всего произошедшего. Казалось, что все это случилось не с нами. Каждый день я просыпался с мыслью, что нужно куда-то идти. Со временем это чувство переросло в ностальгию по путешествиям, однако нам нужно было возвращаться в общество.

Семья Подякер

Через несколько месяцев Роман женился на своей спутнице. Сейчас у них уже двое детей. Путешественник не смог снова начать работу в офисе в качестве системного администратора. Он вспомнил о своем давнем увлечении скалолазанием, и стал промышленным альпинистом.

Анастасия Подякер

Супруга Романа Анастасия также с теплотой вспоминает об их невероятных приключениях.

— Сначала я не планировала такую авантюру. Думала, что просто поеду с парнем по Грузии. Потом поняла, что тоже хочу пройти этот маршрут. Родителям соврала, что уехала ненадолго, но потом все же пришлось признаться. Поначалу они очень волновались, но позже успокоились и пожелали нам удачи. Думаю, на путешествие меня сподвигло желание увидеть мир в компании любимого человека. В пути мы поддерживали друг друга и помогали в трудные минуты.

За время путешествия Роман собрал множество сувениров из разных стран. Большинство из них ему дарили местные жители.

Коллекция карт Романа

Также на память о путешествии у него осталась солидная подборка карт. В пути карты очень помогали путешественникам. Роман и сейчас периодически просматривает их, чтобы вспомнить яркие моменты своего маршрута. Казахстанским автостоперам удалось побить мировой рекорд, проехавшись вдоль Нила на расстояние более 7 тысяч километров.

— Думаю, желание путешествовать не угасло во мне. Когда-нибудь я вновь сорвусь в путь, чтобы посетить те уголки мира, где нам не довелось побывать. Наверное, это будет Восточная Азия. Кроме того, была задумка сделать свою телевизионную передачу о жизни в незнакомом обществе. Я мог бы рассказать, как можно без денег, документов и знания языка выжить в любой стране мира. Бюджет у подобной передачи был бы небольшой, но, думаю, она пользовалась бы популярностью у зрителей. К сожалению, наши телевизионщики пока не заинтересовались этой идеей.

Подводя итог длинного рассказа, Роман поделился тем, что он извлек из своего большого путешествия:

— За время пути я понял, что такое настоящая жизнь. Погрузившись в рутину, мы не живем, а скорее существуем. Нужно время от времени вырываться из знакомого окружения. Я общался со многими людьми в разных странах мира. С каждым из них я беседовал о смысле нашего существования. В конце я, кажется, понял, что смысл жизни заключается в его поиске. Пока мы не перестаем искать, мы живем.