Ты можешь всё! Святослав Антонов 10 июня, 2016 12:00

Ты можешь всё! Фотограф Николай Постников

Ты можешь всё! Фотограф Николай Постников
Фото: Из личного архива героя
Николай Постников — известный казахстанский фотограф. Его альбомы с кадрами природы и культурных явлений не оставляют равнодушным, поражают красотой и заставляют по-новому взглянуть на нашу страну. Мы расскажем сегодня о его пути в фотографии.

Николай Постников
Николай Постников

Николай родился в Алма-Ате в 1960 году. Камеру он впервые взял в руки в 13 лет, но тогда это было лишь юношеское увлечение. На окончательный выбор этой профессии повлияла встреча Николая с выдающимся советским фотографом Германом Алексеевичем Линкевичем, который в те годы работал в театре имени Лермонтова.

— На выбор фотографии в качестве моей профессии повлиял великий случай, именуемый также судьбой. Я довольно рано захотел стать самостоятельным. Уже в 15 лет отказался от родительской поддержки и решил сделать себя сам. После долгих, как мне тогда казалось, исканий пошел работать в театр. Был монтировщиком, машинистом и осветителем. Встретил там Германа Алексеевича, который работал штатным фотографом театра. Мне нравилось то, что он делает, и я попросился к нему в подмастерья.

Учился Николай всему самостоятельно, наблюдая за работой опытного мастера. 

— Линкевич говорил, что у него нет времени меня учить, но если будут какие-то вопросы, я могу спрашивать. Так постепенно начал осваивать ремесло. Однажды, просматривая мои работы, учитель спросил у меня: «Что выбираешь: деньги или творчество?». Я был молодым и особо не думал о деньгах. Ответил, что, конечно же, выбираю творчество. Тогда он помог мне устроиться на киностудию «Казахфильм». При отсутствии специальных учебных заведений для фотографов это была лучшая школа мастерства в этой профессии. Поначалу был лаборантом и проявлял чужие снимки. Потом мне доверили самостоятельную работу над фильмом.


Съемки картины «Гибель Отрара», 1989 год. Из архива Николая Постникова
Съемки картины «Гибель Отрара», 1989 год. Из архива Николая Постникова

Профессия Николая называлась «художник-фотограф». Работая на киностудии, он должен был освоить съемку интерьеров, пейзаж, натюрморт, ретро-съемку, портреты, репортаж, спортивную фотографию и еще много чего. 

— Фотограф в кино снимает пробы, делает рекламу фильма, участвует в выборе натуры, фотографирует закулисье съемочного процесса. Делая все это, можно здорово отточить навыки в любом виде съемок. 

— Во время работы на «Казахфильме» я впервые взял в руки профессиональную камеру Pentacon с широкой пленкой формата 6х6. Из такого кадра можно было сделать как вертикальный, так и горизонтальный снимок, не переворачивая камеру. В 1984 году мне вручили новенький Linhof 6х9 — заветную камеру любого фотографа. Делая рекламу для фильмов мне нужно было сдавать по 120 отпечатков в три различные организации. Если мои фотографии печатали в журнале «Советский фильм», то за это платили дополнительный гонорар. Это был единственный журнал, посвященный кино, который печатали в Финляндии. В целом фотограф был самым вольным человеком на съемочной площадке. Мне никто не давал указаний, нужно было только выдать необходимое количество качественных, интересных кадров, отображающих суть фильма. 

Профессия Николая не только позволяла ему получать дополнительный заработок и заниматься творчеством. Однажды она спасла его от отправки в Афганистан. Он служил в военной части в поселке Койташ недалеко от Фрунзе. Там солдаты-срочники проходили горную подготовку перед отправкой в Афган. 

— В армии сразу узнали о моем увлечении и отправили в спортроту, где половину службы я оттачивал свои умения и навыки в спортивной фотографии. Вторую половину служил фотографом при Доме офицеров в Алма-Ате. Снимал различные мероприятия и военные учения. Несколько раз приходилось выезжать с командующим Среднеазиатского военного округа Дмитрием Тимофеевичем Язовым (последний министр обороны СССР — прим. авт.). Армию не любил — в любом случае, это неволя, — но во время съемок так увлекался, что вовсе забывал, что нахожусь на службе. Все кадры нужно было сдавать, и я очень жалею, что не смог ничего сохранить из фотографий того периода. 


Съемки картины «Чокан Валиханов», 1983 год. Из архива Николая Постникова
Съемки картины «Чокан Валиханов», 1983 год. Из архива Николая Постникова

Первой полноценной работой над фильмом в качестве художника-фотографа для Николая стали съемки дебютной короткометражки Ардака Амиркулова «Охотник». Съемки проходили на натуре, в тяжелых условиях. Несмотря на это, Николай справился со своей задачей, и ему предложили поработать на большой картине — четырехсерийном телефильме «Чокан Валиханов» режиссера Асанали Ашимова

— Я очень благодарен Асанали Ашимовичу и оператору Игорю Вовнянко за то, что они поверили в меня. Работа была очень интересной. У нас была широкая география съемок. Много работали на натуре, в живописных местах Алма-Атинской области. Три месяца снимали в Ленинграде. В общей сложности работа заняла около двух лет — с начала 83-го по конец 84 года. 


Николай на съемках фильма «Тайны мадам Вонг»
Николай на съемках фильма «Тайны мадам Вонг»

В 1985-м Николай работал фотографом на картине Болотбека Шамшиева «Снайперы». Съемки проходили на специальном полигоне в Белоруссии. Затем, поменявшись фильмами со своим коллегой Павлом Анатольевичем Сиротиным, который хотел поработать на родине, наш герой попал на площадку картины «Тайны мадам Вонг», с участием таких звезд советского кино, как Александр Абдулов, Ирина Мирошниченко и Армен Джигарханян.

— Это был настоящий рок-н-ролл. Мы совершили три круиза по Черному морю. Полтора месяца снимали в городе Судаке в Крыму и месяц — в Батуми. Я многому научился во время этих съемок, общаясь с мастерами своего дела и наблюдая за их работой. Фотограф в своей работе постоянно контактирует с режиссерами, операторами и художниками. Учиться у них — это все равно что пройти курс ВГИКа. В кино я узнал многие секреты работы, к примеру, освоил технику комбинированных съемок. С помощью нее можно было создавать удивительные эффекты на фотографии еще до появления Photoshop. Мне довелось общаться с такими мэтрами, как Александр Митта, — я работал на выборе натуры для его фильма «Живая вакцина». По моим фотографиям также были выбраны места для съемок фильма «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова. Таким образом я внес свой небольшой вклад в советское кино. В конце 80-х ездил в Грузию на съемки картины «Солнце неспящих» Теймураза Баблуани.


Первая съемка группы «А-Студио». Из архива Николая Постникова
Первая съемка группы «А-Студио». Из архива Николая Постникова

Знаменательной точкой периода работы в кино для Николая стали съемки музыкального фильма «Джулия» для группы «Алма-Ата», позже ставшей известной под названием «А-Студио». 

— Во второй половине 80-х работал на филиал фирмы звукозаписи «Мелодия», где записывали альбомы наших исполнителей. Сама студия базировалась на «Казахфильме». Я занимался оформлением обложек виниловых пластинок, снимал портреты артистов. Работа была хорошая, так как нам выделяли качественные дефицитные фотоматериалы — фирменную пленку «Кодак», химические реактивы для проявки слайдов. Там же на студии я познакомился с ребятами из «А-Студио». Обложки первых альбомов группы — моя работа. Они же пригласили меня для работы над своим фильмом «Джулия».


Фильм «Джулия» 1991 год. Из архива Николая Постникова
Фильм «Джулия» 1991 год. Из архива Николая Постникова

— Было много командировок, так как картина снималась в Алма-Ате, Лондоне, Одессе и Москве. Под конец нам всем даже немного поднадоела песня «Джулия». Помню, как во время одного из перелетов из Алма-Аты в Одессу на зафрахтованном Як-40 в стране случился путч, как раз, когда мы были в воздухе. Чуть позже возвращались со съемок в Лондоне, и страна, откуда мы перед этим улетали — СССР, —уже перестала существовать.


Гламур 80-х. Из архива Николая Постникова
Гламур 80-х. Из архива Николая Постникова

Крушение советского строя тяжело отразилось на жизни людей многих профессий, включая фотографов. Однако Николай, благодаря набору универсальных навыков, которые он получил в период работы в кино, быстро приспособился к рыночным отношениям. 

— Мне достаточно было сходить в несколько рекламных агентств и провести пару съемок моделей, чтобы найти заказы. Благодаря своим знаниям я почти сразу стал востребованным. Это произошло не потому, что другие ничего не умели. Просто большинство фотографов были репортерами и не знали, как работать в студии или снимать рекламу. 


Первый боди-арт в Казахстане. Из архива Николая Постникова
Первый боди-арт в Казахстане. Из архива Николая Постникова

Николай активно сотрудничал с первыми в нашей стране глянцевыми журналами, такими как «Огонек», «Рандеву», Paris Match, Zip, Cosmopolitan, «Сезон», «Дорогой», «Лиза». Он снимал для крупнейших в Казахстане рекламных агентств. 

— Навыки, приобретенные в ходе работы над фильмами и общения с операторами, очень пригодились в рекламе и моде. Однажды нужно было сделать рекламу парфюмерии для фирмы Dzintars. Задача состояла в том, чтобы сделать слайд с флакончиком духов на фоне ночного восточного города с горящим в бойницах светом, чтобы на небе был полумесяц и звезды. Пришлось применить комбинированную съемку, в одном слайде сделать восьмикратную экспозицию с отдельными элементами картинки. Материалы были очень дорогими, поэтому снимать нужно было с первого дубля. Такие требования очень дисциплинируют в работе и заставляют думать над каждым кадром. 


Зона, 1989 год. Из архива Николая Постникова
Зона, 1989 год. Из архива Николая Постникова

— Мне достаточно быстро надоел гламур. Как-то увидел фильм, в котором известный фэшн-фотограф 70-х годов Хельмут Ньютон говорит одной из своих моделей: «Тебе не кажется, что мы с тобой работаем на мусорный бачок?» Эта фраза врезалась в мой ум и заставила задуматься о собственной работе. Я понял, что результат моих съемок так же в конечном счете уходит в помойку. Тогда решил посвятить основное время любимой теме — природе и этнографии. Конечно, я продолжаю снимать рекламу, ведь мне нужны деньги для реализации своих проектов.


Из альбома Николая Постникова «Внутренним взором»
Из альбома Николая Постникова «Внутренним взором»

Первое погружение в тему этнографии произошло у Николая в период сотрудничества с журналом «Дидар». Это издание было аффилировано с пресс-службой президента и выполняло заказы по рекламе страны. Николай предложил делать для журнала эксклюзивные материалы вместо покупки стоковых фото природы Казахстана. Он взял для себя высокий ориентир — журнал National Geographic, номера которого с 80-х годов он читал в библиотеках. В течении пяти дней фотограф жил с чабанами на плато Ассы. Материал так понравился редакции, что следующие несколько лет Николая отправляли в экспедиции по живописным местам Казахстана. 


Обложка альбома «Внутренним взором»
Обложка альбома «Внутренним взором»

В 2004 году у фотографа накопилось достаточно материала для целого альбома. К Николаю обращались чиновники с предложением издать альбом. Однако после требования добавить нефтяные вышки и другие «наши достижения» они получали отказ.

— Однажды во время съемок для Каспийского банка председатель правления Вячеслав Ким заинтересовался моими работами. Он торопился на встречу, но начав просмотр моих снимков в компьютере, задержался надолго. В конце предложил мне издать альбом. Я сразу напрягся и спросил, каким он его видит. Тот ответил: «Делайте, как считаете нужным». Так свет увидел альбом «Внутренним взором: Казахстан глазами фотографа и поэта».


Альбом «Внутренним взором»
Альбом «Внутренним взором»

Альбом был издан в необычном формате. Фотографии Николая сопровождались стихами поэта и режиссера-документалиста Бахыта Каирбекова. По словам фотографа, этот формат родился случайно:

— Я участвовал в экспедиции Бахыта во время съемок документального сериала «Казахстан — девятая часть мира». В один из дней я показал ему в ноутбуке, что снимал в дороге. Утром он принес мне листы со стихами. Ничего подобного я раньше не видел. Впервые на моей памяти стихи были написаны под впечатлением от фотографий. В таком стиле мы и сделали наш первый альбом. 


Из альбома «Краски великой степи»
Из альбома «Краски великой степи»

Спустя время проектами Николая заинтересовался другой бизнесмен — нефтяник Борис Чердабаев. Он предложил сделать серию альбомов «Краски Великой Степи», посвященную каждой из 14 областей Казахстана. Для совместной работы над столь масштабным проектом Николай пригласил своего друга — фотографа Олега Белялова. Как и в первом альбоме, их снимки сопровождались стихами Бахыта Каирбекова.


Из альбома «Краски великой степи»
Из альбома «Краски великой степи»

— Мы снимали пейзажи, животных, природу и культуру различных регионов. В альбоме мы стремились отразить уникальность каждой из областей нашей страны. Работали одновременно над двумя альбомами. Специально выбирали удаленные друг от друга области, чтобы в разные сезоны путешествовать по ним. В 2012-м закончили работу над первыми альбомами, посвященными Атырауской и Жамбылской областям. Еще через год сняли Алматинскую и Карагандинскую области. Сейчас в свет вышло 4 альбома. Еще четыре области — Южно-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую и Кызылординскую — мы отсняли, но альбомы еще не были изданы.

В ходе работы над альбомами фотографы не действовали по заранее заготовленному плану, выбирая интересные объекты для съемок уже на месте.

— Мы приезжали в экспедиции и знакомились с людьми. Узнавали у них об интересных местах, достопримечательностях, редких ремеслах местных жителей. Сразу отказались от сотрудничества с акиматами и чиновниками, чтобы они не могли нам ничего навязать. Конечно, в некоторых местах я уже бывал и знал, что хотел бы там снять. Часть кадров вообще родилась случайно. Мы могли встретить что-то интересное по пути и остановиться, чтобы запечатлеть этот объект или событие. 

Даже в отдаленных и глухих регионах фотографов встречали достаточно гостеприимно. Николай знакомился со своими героями и узнавал их поближе, прежде чем сделать снимок.

— Люди у нас очень гостеприимные. По закону Яса (каз. Ұлы Жасақ) хозяин должен встретить путника и разделить с ним хлеб. У нас до сих пор чтут эти обычаи. Языкового барьера мы нигде не встречали, так как практически везде кто-нибудь говорил по-русски. При этом чтобы раскрыть человека, очень важно проявить вежливость и поблагодарить его на родном языке. Когда ты снимаешь людей, нужно с пониманием относиться к их культуре и традициям. 


Из альбома «Краски великой степи»
Из альбома «Краски великой степи»

Ради некоторых кадров Николай Постников и Олег Белялов преодолевали большие расстояния по сложным дорогам. 

— В фотографии многое может зависеть от везения. Иногда можно просидеть неделю на одном месте и не дождаться идеальных условий для съемки. Помню, как для одного из альбомов нам нужно было снять Бегазы. Это древние каменные сооружения в Центральном Казахстане. Мы находились от них в 700 километрах, а на небе было пасмурно. Решили ехать, хотя погода не предвещала ничего хорошего. Дорога была не из простых, и на место мы прибыли к закату. Там нашли хорошие точки и ракурсы, и уже собирались искать место для ночлега, чтобы с утра преступить к съемкам. Вдруг небеса разверзлись, и солнечный луч осветил сооружение. Это продолжалось всего одну минуту, я носился, как раненая рысь, но мы все же успели сделать пару кадров с различных точек. Затем солнце упало за горизонт, и комплекс погрузился в темноту. У нас получились отличные кадры Бегазы на фоне свинцового грозового неба. 

— Очень важно доверие между фотографом и заказчиком съемки. Когда никто не демонстрирует тебе свой вкус — может быть, даже и хороший, — работа получается лучше. Так было и в случае с альбомами «Краски Великой Степи». Проект был приостановлен из-за недостатка финансирования, но я очень надеюсь, что к нему вернутся, и будут изданы еще не напечатанные альбомы, а мы доснимем оставшиеся области. 


Forte Music Fest 2016. Из архива Николая Постникова
Forte Music Fest 2016. Из архива Николая Постникова

Помимо альбомов о культуре и природе Казахстана, Николай работает и над другими проектами. Одни из последних — альбом, снятый к 45-летию Казахского государственного цирка, съемка фестиваля Forte Music Fest.


Съемка клипа Батырхана Шукенова «Сагым дуние». Из архива Николая Постникова
Съемка клипа Батырхана Шукенова «Сагым дуние». Из архива Николая Постникова

В планах издание альбома и выставка уникальных кадров, отражающих создание группы «А-Студио» и творчество Батырхана Шукенова


Казахский цирк, 2015 год. Из архива Николая Постникова
Казахский цирк, 2015 год. Из архива Николая Постникова

— Хорошая фотография — это не просто какая-то красивая картинка. Такой снимок может сделать любой человек при наличии времени и доли везения. Важно, чтобы кадр нес в себе какую-то информацию. Причем идея снимка не должна «кричать» о себе, но знающий человек всегда поймет ее. Так было в альбоме о Казахском цирке. Когда я снимал его, цирковой сезон уже был завершен. Тогда сама фактура подсказала мне, в каком направлении двигаться. Я взял идею «в масках и без масок», снимая цирковых артистов в их костюмах на арене и параллельно делая их портреты в обычной бытовой одежде. Чтобы подчеркнуть контраст между двумя этими мирами, вторые фото я делал черно-белыми. 

Часть своих работ Николай выкладывает в соцсети. При этом он достаточно прохладно относится к одобрительными комментариям и лайкам. 

— Я размещаю фотографии в интернете для своих друзей. Многие из них разбросаны по миру. Мне, конечно, приятно, когда хвалят мою работу, но я не очень понимаю, когда лаконично пишут «прикольно», «завораживающе» или «шедевр». Возможно, я просто представитель другого поколения и не очень понимаю этот язык.

Сейчас Николай работает над новым проектом, который скоро должен увидеть свет. Кроме того, он хочет издать фотоальбом, посвященный казахской лошади и состоящий из снимков, которые накопились у фотографа за много лет экспедиций по различным регионам страны. 

— Главный объект моих снимков — человек. Я люблю этнографию, но чтобы заниматься любимым делом, часто приходится браться за различные съемки. Для занятия фотографией важно только желание. Один молодой человек как-то удивленно спросил у меня, почему я снимаю свадьбы. Я сказал ему: «А если тебе предложит снять казахскую свадьбу National Geographic, неужели ты откажешься?» «Конечно, нет», — ответил он. Тогда я сказал: «Что мешает тебе делать это, как для National Geographic? Нужно лишь желание и большая любовь к своему делу».

С работами Николая можно ознакомиться на его сайте

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000