Ты можешь всё! Эльвира Абдусалямова 3 августа, 2016 10:00

Ты можешь все! Продюсер Ильхам Джалилов

Ты можешь все! Продюсер Ильхам Джалилов
Фото: Ринна Ли
Рубрика «Ты можешь все!» продолжает набирать обороты. Сегодня мы постараемся вдохновить вас историей успеха небезызвестного в казахстанском кинематографе и медиаискусстве человека —Ильхама Джалилова. Как именно он стал генеральным продюсером в одной из ведущих кинокомпаний Казахстана, вы узнаете из этого репортажа.

Ильхам Джалилов в детстве
Ильхам Джалилов в детстве

Ильхам родился в 1977 году в Алматы. Его отец Илахун Джалилов — поэт, писатель и журналист, мама, Гульжамал Мусаева, всю жизнь проработала в театре.

— Именно от родителей мне, наверное, достались творческие гены. Все, что я делал, в той или иной мере где-то около искусства — телевидение, музыка, кино…


Ильхам с родителями
Ильхам с родителями

Будущий продюсер учился в разных алматинских школах, а когда в 1994 году пришло время выбирать профессию, он вычитал в газете, что самой опасной профессией стала работа журналиста.

— До этого момента я даже и не думал, кем буду, хотя папа мой трудился журналистом. Наверное, поэтому к журналистике меня и потянуло, хоть и по глупости. Я видел себя собкором в какой-нибудь далекой стране…

— Я поступил в КазГУ (ныне КазНУ им. аль-Фараби — прим. авт.) на журфак и с 1994-го по 1998 год получал высшее образование. Первую практику я проходил на телеканале «КТК», который позже стал моим первым местом работы. Для меня это был хороший старт, но потом мы быстро ушли в «развлекаловку».


Ильхам с другом и коллегой Рашидом Сулейменовым
Ильхам с другом и коллегой Рашидом Сулейменовым

Ильхам Джалилов посвятил телевидению около 10 лет жизни, сначала работая репортером на «КТК», потом — готовя программу «Общественная приемная» на «Хабаре».

— Помните, раньше был «Шахар»? Там я делал музыкальную программу с Гульвирой Илахуновой (ныне продюсер музыкальных групп — прим. авт.), затем с 1999-го по 2003 год трудился на телеканале «31» в программе «Музыкальный канал». В 2004 году ушел в частную компанию NOX Kazakhstan к Адилю Жамбакиеву (экс-участник группы «АР-клуб», известный продюсер — прим. авт.). Мы выпускали музыкальный журнал «Семь нот», снимали телевизионные программы и хит-парады.

Работая в частной компании, в 2005 году Ильхам Джалилов вместе со своим другом Рашидом Сулейменовым организовал компанию «Адай фильм» и начал снимать клипы.

— С Рашидом мы познакомились на журфаке и с тех пор все делаем вместе. Так что мы с ним и друзья, и коллеги. Где бы мы ни работали, всегда кто-то подтягивает второго в проект. Наш самый первый клип мы сняли для группы «Дауыс International». Наверное, он был настолько ужасен, что когда мы пришли к заказчику с материалом и показали его, тот долго молчал. Спустя две недели он предложил снять клип для «Рахат-Лукум» на песню «Планета любви». Наверное, потому, что мы были самой дешевой на то время студией (улыбается).



— В то время мы начали снимать много клипов для востребованных артистов. Среди них были Нурлан Абдуллин, группы «Гарем», «Текила», «Яшлык», Лидо, Мадина Садвакасова, Парвиз Назаров и многие другие исполнители. Через год мы уже были самой дорогой студией в Казахстане.

VOX: Как вы пришли к тому, что решили стать продюсером?

— Я начинал с должности администратора — человека, который делает все. Тогда нас было всего двое. Рашид был режиссером, а все остальное было на моих плечах. Когда мы начали больше снимать, работать над большими проектами, оказалось, что то, чем я занимаюсь, и есть работа продюсера.

VOX: В чем же заключались ваши обязанности? Можете объяснить «на пальцах»?

— Конечно. К нам приходил артист со своей композицией и говорил, что хочет сделать на нее красивый видеоряд. Мы слушали песню, придумывали, каким будет клип, потом приглашали артиста и рассказывали свою идею. В 99% случаев заказчикам идеи нравились. Потом они оставляли предоплату, и мы — точнее, я — организовывали абсолютно все, что нужно для съемки клипа. Так как мы всегда были склонны к тому, чтобы делать больше, чем от нас ожидали, мы порой предлагали заказчикам в каких-то местах переделывать песню. Послушав нас, в итоге все выигрывали, потому что результат был отличным.

В 2009 году Ильхам и его партнеры поняли: чтобы расти, нужно решиться на рискованный шаг.

— Мы снимали клипы и получали за это хорошие деньги. Когда друзья предложили создать кинокомпанию, первый вопрос, который мы поставили — зачем нам это надо? Мы занимались любимым делом, зарабатывали хорошие деньги… Но в какой-то момент пришло осознание, что мы не сможем всю свою жизнь работать, снимая клипы: нам будет больше лет, и будут необходимы большие возможности. Тогда мы и решились на такой ответственный шаг, как создание компании «Көркем фильм».

«Көркем фильм» — компания, которая занимается кино- или телепроизводством. На сегодняшний день компанией создано около 200 видеоклипов и рекламных роликов, более 100 документальных фильмов, художественные полнометражные и короткометражные фильмы, а также многосерийные телесериалы, которые снимаются по заказу ведущих телеканалов страны.


Рабочий процесс
Рабочий процесс

VOX: Через какие трудности вы прошли, создавая «Көркем фильм»?

— Сложность заключалась в том, что нас, учредителей, было несколько человек, и каждый из нас по своей натуре был лидером. Каждый видел проект по-своему: некоторые исключительно как бизнес, на котором можно сделать деньги, другие, как и я, воспринимали это как площадку, где можно творчески себя реализовывать. И самым трудным было совместить и тех, и других. Сейчас, когда с момента основания прошло уже семь лет и большое множество проектов, могу сказать, что мы и творчески реализовываем себя, и на хлеб с маслом зарабатываем.

Все думают, что если ты достал деньги на проект — все, ты уже продюсер. Таких сейчас у нас очень много… Но время расставляет все на свои места, и эти люди, побаловавшись, уходят — либо из этой сферы, либо учиться. Продюсер же — это тот, кто сам придумывает проект, генерирует идеи от и до, представляет себе, как проект будет выглядеть в итоге, и умеет находить таких людей, которые смогут совместными усилиями сделать то, что у него (продюсера) в голове.

VOX: Работа над проектом — это работа большого количества профессионалов разных направлений. Насколько сложно договориться с людьми, каждый из которых имеет свое творческое видение?

— Хороший продюсер должен сделать так, чтобы и его все устраивало, и ему дали то, что нужно, и другой специалист был доволен своей работой. Здесь важно быть обаятельным человеком — и я говорю не про обаяние человеческое, а именно про продюсерское. Мы должны уметь зажигать людей своими идеями. Если вы правильно до человека все донесете, он для вас сделает больше, чем умеет, он выпрыгнет из штанов — собственных, и даже ваших. В конце концов от этого выигрывают все.

В то же время я не могу представить, что парень или девушка двадцати–двадцати трех лет может быть продюсером. Потому что в этой профессии просто необходим жизненный опыт. Быть продюсером — значит совмещать две составляющие: жизненный опыт и умение общаться с людьми.

VOX: Что для вас «Көркем фильм»?

— Мне нравится наша компания в том виде, в каком она существует сейчас, потому что мы уже многого достигли, однако всегда хочется большего. Поэтому для нас это трамплин: я думаю, что мы можем и будем делать еще лучше.

VOX: Практически каждый день вы проводите на съемочных площадках. Скажите, привлекает ли вас работа режиссера или актера?

— В 16–17 лет я хотел быть актером, но, слава богу, эта блажь и дурь быстро прошла. Сейчас, когда создается проект, в котором есть режиссер, продюсер, художник, актер — надеюсь, что актеры сейчас на меня не обидятся — это не самая важная профессия на площадке. Порой актера даже можно поменять — ничего не изменится. Не потому, что роль однотипная или плоская. Просто все остальное настолько отточено, что такая деталь, как замена актера, ничего не испортит. Конечно, если это не Аль Пачино или Морган Фриман (улыбается).

А о режиссуре я задумывался. К сожалению, в нашей стране нет такого количества режиссеров, как в Америке или России, чтобы можно было выбирать лучшего. У нас очень мало режиссеров, и иногда я не знаю, от кого смогу добиться именно того результата, на который нацелился. В конце концов начинаю думать о том, чтобы самому сесть в режиссерское кресло. Пока я только немного пробовал себя в такой роли и могу сказать, что у меня это даже получалось. Возможно, когда-нибудь я к этому приду.

VOX: Все проекты, которые выпустил «Көркем фильм», вам нравятся?

— Мы никогда не делали проходных материалов. Это одно из достоинств нашей компании, о котором я всегда говорю и даже кричу на каждом углу. Все те проекты, над которыми мы работали, на этапах их создания нас полностью устраивали — на 90% точно. Конечно, потом проходит время, мы развиваемся и понимаем, что где-то что-то можно было сделать и лучше, но главное — что на тот момент нам все нравилось. И нравилось зрителю.

VOX: Над каким проектом сейчас работает «Көркем фильм»?

— Сейчас мы снимаем телесериал по заказу канала «Казахстан» — «Айман и Шолпан». Он состоит из 100 серий. Думаю, что это самый продолжительный сериал в истории казахского сериального телевидения. В эфир планируем выдать уже в сентябре.

VOX: Помню, вы устраивали кастинг, когда искали девушек-близнецов на роли главных героинь этого сериала. В итоге ваш выбор пал на актрису театра имени Ауэзова Салтанат Бакаеву, которая сыграет обе роли одновременно. В чем причина такого выбора?

— Да, изначально мы хотели, чтобы это были две близняшки. У нас была дилемма: либо две красивые девчонки, но не играющие, либо профессиональные актрисы, пусть даже не очень яркие и неподходящие по возрасту. Но ни тех, ни других мы не нашли. В итоге мы взяли одну — красивую и талантливую, — которая играет две роли. Это Салтанат Бакаева, известная певица, которая после нашего проекта, думаю, сможет называться и известной актрисой.

Это роли двух абсолютно разных по характеру близняшек, и, конечно, это сложно для любого, даже профессионального актера, но я думаю, что она, покопавшись где-то в своей подкорке, нашла в себе силы играть и так, и так. Я вижу, что у нее это хорошо получается, и такой опыт хорош и для Салтанат, и для нас. И хотя многие говорят, что близнецы — это избитая тема, могу сказать с уверенностью: в казахстанском кинематографе такого еще не было, поэтому попробовать можно.

VOX: Чего не хватает отечественному кинематографу?

— Раньше, когда на форумах и встречах задавали такой вопрос, все ждали, что сейчас я начну ругать наш кинематограф за нехватку нормальных специалистов. Сейчас я пробую смотреть на это по-другому: нужно работать с тем, что имеем. А проблема в другом — у нас мало людей, которые бы совмещали в себе желание делать хороший продукт и умение. Есть люди, которые знают, как, они учились в лучших школах США, но в их работах так мало души… А есть те, кто рвется в бой, но не имеет за плечами должных знаний… Надо просто сделать так, чтобы эти две категории нашли общий язык — смогли договориться. И тогда…


Кадр из фильма «Азартные игры»
Кадр из фильма «Азартные игры»

VOX: У вас наверняка есть любимый фильм…

— Одного такого нет, есть тысячи фильмов, в которых можно найти крупицу того, ради чего создавался кинематограф: рассказывать нам — о нас.

И вот среди таких крупиц я считаю самым важным не знаменитую сцену из «Соляриса» Тарковского или сцену с часами из «Метрополиса» Ланга

Каждый новый год я смотрю «Азартные игры», где в финальном монологе герой Бена Аффлека, бредущий по пустынным улицам, говорит самые важные для любого человека слова. Он говорит о том, что есть только одно место, где нас ждут с радостью, что бы с нами ни происходило, кем бы мы ни стали — родительский дом, в котором нас ждет мама и ее яблочный пирог.

VOX: Ильхам, вы задумывались о том, кем бы вы были, если бы не выбрали профессию, связанную с кинематографом или медиаискусством?

— В детстве я был очень хорошим футболистом: пять лет играл в команде «Спартак» в парке Горького. На первенстве города я как-то был даже лучше бомбардиром. И, возможно, меня ждало бы большое будущее в футболе, если бы не папа, который после нескольких травм на поле сказал мне, что я, отличник, могу загубить себя и свою учебу. Так что Роналду может сказать моему отцу спасибо за то, что у него только один конкурент на футбольном поле, а не два (смеется)…

VOX: Но иногда вы все же выкраиваете время для игры?

— Свободное время я все чаще предпочитаю проводить с моей дочкой — бегаем по парку, но там другие скорости, и я изрядно подрастерял форму (улыбается). Однако год назад SATAIFILM устраивал спарринг-матчи, громил всех подряд; помню, как они обыграли Arai Production со счетом 8:2. И потом долгое время вызывали на игру и нас. А мы отказывались — как-то все некогда было. Но в какой-то момент мы дали согласие. Они сняли поле, организовали фуршет, подготовили все к тому, чтобы нас разгромить, но… В общем, все закончилось тем, что за 15 минут до конца они все-таки сравняли счет: 2:2. Больше они нас играть не приглашали (смеется).


Ильхам Джалилов с супругой Яной
Ильхам Джалилов с супругой Яной

VOX: Ильхам, как вы познакомились с вашей супругой, Яной Бобрыкой?

— В 2004 году мы снимали клип для узбекской группы «Халиф». Нам были нужны красивые девушки для ролей. Когда мы нашли подходящих девушек, одной из них оказалась моя будущая супруга Яна. Она пришла сниматься в клипе, и у нас завязались отношения. Уже 12 лет мы с ней вместе. Воспитываем дочь Милану, которой скоро исполнится три года.

Я не знаю, какие профессии будут через 20 лет, когда наступит время моей дочери выбирать род деятельности, поэтому скажу, что главное — чтобы она стала хорошим человеком. Мне без разницы, что она выберет. Важно, чтобы ей самой это нравилось.

Нет такой необходимости, чтобы она шла по моим стопам, но отмечу, что работа журналиста или продюсера — это всегда полезно для человека, поскольку эти профессии помогают быть более легким на подъем, всегда держать себя в тонусе, и дают умение общаться с людьми.

VOX: Поделитесь своей мечтой с нами?

— Мечта — это что-то далекое. То, к чему ты постоянно идешь. Признаюсь, недавно в моей голове что-то поменялось. Я понял, что не совсем правильно иметь мечту. Когда человек мечтает, он забывает о сегодняшнем дне. Люди всегда готовятся жить, бесконечно копят опыт или деньги ради какого-то момента, который может и не наступить. А я перестал так жить. И единственное, о чем я мечтаю — это проснуться завтра и знать, что солнце за окном, близкие люди — рядом, и чтобы наступающий день был хорошим.

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000