Ты можешь всё! Святослав Антонов 15 июля, 2016 12:00

Ты можешь все! Карикатурист Мурат Дильманов

Ты можешь все! Карикатурист Мурат Дильманов
Фото: Олег Спивак
Мурат Дильманов — популярный художник-карикатурист. В своих ярких иллюстрациях он высмеивает пороки нашего общества и обличает его проблемы. Мы узнали, как Мурат пришел к созданию самого «нравственного» супергероя Уятмена и других популярных образов.

Для Мурата Дильманова рисование — это скорее призвание, нежели профессия. Художник считает, что на политической карикатуре в нашей стране все равно ничего не заработаешь. Творчество является для него способом положительно влиять на общество.

— Выбор профессии для меня был вполне осознанным решением. В школе я не любил уроки ИЗО и рисовал плохо. Ближе к 11-му классу неожиданно появилось желание рисовать. Я довольно поздно пришел к этой мысли, и родители удивились такому выбору. Пришлось наверстывать упущенное и усердно готовиться к поступлению на художественную специальность. В итоге поступил в АГУ на станковую графику. Среди однокурсников были одни девушки, причем большинство из них являлись выпускницами художественных школ. В обучении была задана очень высокая планка, и я много работал, чтобы ей соответствовать. Многие преподаватели тогда говорили о моей профнепригодности. Это стало стимулом для того, чтобы поднимать свой уровень. Я благодарен вузу за академическую базу, которую мне дали в нем. Однако должен признать, что мой творческий стиль сформировался намного позже.


Мурат Дильманов
Мурат Дильманов

Мурат закончил институт в 98 году. В период, когда все стремились к быстрому накоплению капиталов любыми средствами, профессия художника оказалось невостребованной. Спрос на искусство был нулевой, и Мурату пришлось уйти в сферу, далекую от рисования. Он продавал офисную мебель, какое-то время даже подрабатывал грузчиком. У молодого художника совсем не доходили руки до рисования.

— Художник — и в хорошие времена не слишком денежная профессия. Мой отец занимался бизнесом и открыл арт-салон по продаже изделий прикладного искусства. Я помогал ему, выполняя административную работу. Мне пришлось заниматься продюсированием народных мастеров. Этот период жизни серьезно повлиял на мое творчество. Общаясь с мастерами прикладного искусства, я впитал в себя знания о традициях и символизме их творчества. В истории казахского народа оно имеет более глубокие корни, чем классическая живопись.

Грянул кризис 2008 года. Арт-салон закрылся, и Мурату снова пришлось искать для себя работу. Неожиданно ему предложили стать художником-карикатуристом в газете «Новое поколение». Мурат подобного опыта не имел, но решил попробовать себя в новом жанре.

— Я спросил у нанимателей, сколько мне будут платить. Мне ответили, что 150 долларов, и это показалось очень смешным. В арт-салоне я без особого труда зарабатывал куда большие суммы. Однако работа была интересной, и я согласился на предложение. Мои обязанности заключались в создании иллюстраций для развлекательного приложения газеты. Позже выяснилось, что 150 долларов — это только оклад, а основной заработок состоит из гонораров. Так я заработал первую 1 000 долларов на своих иллюстрациях.

Мурат признается, что при переходе из бизнеса в творчество ему пришлось полностью перестраивать свое сознание. Он поменял отношение к жизни, поставив творчество выше заработка.

— Я должен был создавать иллюстрации к различным статьям. Образы рождались путем построения логических цепочек. Я анализировал материал и представлял различные архетипы и символы, думал, как объединить все это вместе и преподнести читателю. Мы почти не писали о политике, основной темой для карикатур были бытовые истории и ситуации.

— Для меня главная ценность карикатуры заключается в том, что мысль не должна «бить в лоб». Словно бутерброд или гамбургер, она состоит из нескольких смысловых слоев. Только мощные мысли, облеченные в правильную форму без лишней шелухи, могут заставить человека задуматься.

В период работы в газете Мурат начал интересоваться политической карикатурой. Он вдохновлялся творчеством советских карикатуристов, иллюстрациями коллектива «Кукрыниксы» и журнала «Крокодил». Художник с увлечением листал New Yorker и другие зарубежные издания, известные своими карикатурами. Благодаря интернету он открыл для себя самобытные образцы этого жанра вроде иранской карикатуры.

— Я заметил, что карикатура активнее развивается в закрытых обществах, где оказывается давление на СМИ. Под давлением юмор становится намного тоньше и мощнее воздействует на людей. Изучая различные образцы карикатуры прошлого и настоящего, я постепенно формировал свой стиль.


Конкурсная работа Мурата Дильманова
Конкурсная работа Мурата Дильманова

Мурат отправлял свои работы на казахстанские и международные конкурсы. В некоторых из них ему удавалось занимать призовые места. Одновременно он активно сотрудничал с различными газетами и журналами. Художник рисовал карикатуры на социально-политическую тематику для журнала Vox Populi и газеты «Курсив», делал иллюстрации для «глянца» вроде Men's Health.

— Через четыре года я ушел из газеты в свободное плавание. Создавал иллюстрации по заказу частных лиц и различных изданий. Художники-карикатуристы у нас не очень востребованы, потому что в стране нет политики как таковой. Немногие издания решаются затронуть острые темы. В настоящее время я работаю графическим дизайнером, и карикатура стала моим хобби.

В начале прошлого года Мурат начал активно выкладывать свои работы в соцсети. Первыми популярность приобрели его шаржи на известных политиков и звезд отечественной эстрады.

В преддверии выборов совместно с сетевым сатириком Саматом Джамаевым Мурат создал комикс о казахстанских героях.


Уятмен
Уятмен

В апреле широкую известность в казахстанском интернете приобрел Уятмен — персонаж, рожденный Дильмановым по мотивам накрывания платком скульптуры девушки в Астане.

— Вдохновение обычно приходит, когда голова не занята работой. Помню, я читал новостную ленту, где активно обсуждались две темы. Первая: мужчина накрыл платком скульптуру казахской девушки. Вторая: Асель Баяндарова выложила свое фото в одних трусиках. Я проанализировал оба этих тренда и в голове родился образ Уята. Мне хотелось немного постебаться над шумихой вокруг этой ситуации. Я придумывал новые истории про этого персонажа, и они пользовались большой популярностью у аудитории. Уятмен зажил своей жизнью.

Истории про супергероя с платком сначала облетели сеть, а затем попали во многие СМИ. Он стал популярен в народе. Когда на странице Мурата в Facebook появилась новость о трагической гибели персонажа, некоторые пользователи решили, что умер его прототип.

— В какой-то момент этот персонаж стал мне больше не интересен, и я решил похоронить его. Во многом это был собирательный образ, и создавая его, я не стремился к полной схожести с прототипом — астанчанином Талгатом Шолтаевым. Однако люди почему-то стирают грани между вымышленным персонажем и реальным человеком. Многие подумали, что погиб Талгат. В итоге новость дошла до его родственников, и те в тревоге стали интересоваться, жив ли он. Так Талгат узнал о существовании Уятмена. Конечно, он был раздосадован преждевременными «похоронами». После разговора он вполне адекватно отнесся к карикатурам.


Постер встречи Талгата и Асель
Постер встречи Талгата и Асель

— Чтобы окончательно покончить с этой историей, я организовал встречу между Асель и Талгатом. СМИ ждали от нее чего-то скандального, но прежде всего хотелось показать, что можно наладить диалог даже между людьми с противоположными позициями. Я анонсировал встречу под девизом «Я готов к диалогу». Мне было важно продемонстрировать, что даже в нашем разделенном по многим признакам обществе всегда можно наладить диалог между людьми.


Мухамедиулы Громогласный
Мухамедиулы Громогласный

Следующим популярным героем карикатур Мурата стал министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. После его скандальных высказываний появился образ атлетичного Мухамедиулы, красующегося перед уборщицей своими знаниями творчества Маркеса.

— Пост с карикатурой на Мухамедиулы очень быстро разошелся по соцсетям. За первые сутки он набрал полторы тысячи лайков. Я не поставил на рисунке свою подпись и многие решили, что это был ответ кыргызов нашему министру. Позже по заказу одного сайта я проиллюстрировал тест на знание известных перлов министра.

Еще один популярный образ, созданный Муратом — сын Пиноккио. Карикатура на передачу Первого канала Казахстана о проплаченности митингов не осталась без народного внимания.

— Некоторые иллюстрации я создаю, анализируя событие и строя логические цепочки. Иногда картинка мгновенно рождается у меня в голове. Так было и с сыном Пиноккио. Образ появился сразу же, как я услышал об этой передаче.


Карикатура на Минздрав
Карикатура на Минздрав

— В какой-то момент я понял, что карикатура востребована нашим обществом. Она может оказывать влияние на его развитие. Сейчас я создаю карикатуры как отклик на важные события, которые так или иначе затрагивают нашу жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы люди в Казахстане научились смеяться над собой.


Работа Мурата Дильманова в трехмерной анимации
Работа Мурата Дильманова в трехмерной анимации

Мурат не ставит себе каких-то сроков в создании новых работ. Иногда он может ничего не рисовать неделю, а в другое время создает целую серию картинок за один день. По признанию автора, самое важное в его работе — сама идея. На создание иллюстрации уходит не так много времени.

— Я работаю на графическом планшете в различных программах. Эскиз зачастую делаю на бумаге. Первое время работал в классическом стиле, что-то вроде трехмерной CG графики. В какой-то момент понял, что трачу на создание иллюстрации много времени, а творческой реализации это не дает. Я обратил внимание на плакаты времен Второй мировой войны. Там все было сделано очень профессионально, но в условиях ограниченности времени рисунок упрощался, и внимание концентрировалось на самом важном. Я стал создавать минималистичные карикатуры. Хоть персонажи и плоские, они не стали менее реалистичными. Любой художник, посмотрев на мои рисунки, скажет, что основные требования формы и анатомии человеческого тела на них соблюдены.

— К некоторым карикатурам я делаю подписи и даже придумываю истории, но в общем считаю, что карикатура должна говорить сама за себя. Так, например, было с образом Аполлона Астанайского. Тут даже подписывать ничего не потребовалось.

В своих работах Мурат всегда старается оставаться в границах дозволенного, не переходя к открытым оскорблениям людей. Он не боится судебных исков от героев своих карикатур.

— Я всегда чувствую тонкую грань, которую переходить нельзя. Высший пилотаж юмора — это когда все понимают смысл шутки, но ее объект ни в чем не может тебя обвинить. В своем юморе я никогда не опускаюсь «ниже пояса». Шутка должна быть достаточно тонкой и нести в себе несколько смыслов. Я не боюсь судебных исков по поводу своих карикатур. В связи с этим вспоминается история об одном французском короле. Люди часто смеялись над ним, изображая его в виде груши из-за характерной формы лица. Тогда он вообще запретил рисовать груши. Тут же появилась картинка, где два дерева переплетаются так, что образуют силуэт этого фрукта. Формально художник закон не нарушил, ведь самой груши на рисунке не было.

Главной целью своего творчества художник видит изменение общества в лучшую сторону. Он стремится развить у своих соотечественников умение критически мыслить.

— Карикатура — это всегда провокация, но в моем случае главной ее целью становится построение более открытого общества. Мне хотелось бы, чтобы люди перестали быть послушным стадом и начали подвергать сомнению решения власть имущих. Нельзя вечно со всем соглашаться. Нужно бороться с коррупцией и другими негативными явлениями. Каждый делает это по-своему. Я — через свои картинки. Кроме того, я обличаю пороки нашего общества. Традиционно у нас это делалось только устно, но сейчас появилась возможность все визуализировать.

— Хотелось бы верить, что некоторые из героев моих карикатур взглянут на них и захотят что-нибудь в себе изменить. Я буду рад, если на них это повлияет и изменит их в лучшую сторону.

Мурат довольно скептически настроен по отношению провокационных карикатур журнала Charlie Hebdo. Он считает, что это юмор низкого качества, созданный ради привлечения внимания к самому изданию.

— Существуют разные уровни юмора, так же, как есть разный уровень общепита. Еда в фастфуде, в кафе среднего уровня и в дорогом ресторане всегда отличается. От карикатур Charlie Hebdo чувствуется душок привокзальной забегаловки. Провокация не должна существовать только ради провокации. Я считаю, что карикатура должна нести обществу пользу, заставлять людей задумываться об окружающей действительности и менять ее в лучшую сторону.

Этим летом активность художника немного снизилась. Сейчас он аккумулирует силы для новых проектов.

— Я хочу создать кукольное шоу в формате ироничных новостей. Буду реализовывать этот проект совместно с одним популярным интернет-изданием. Шоу будет основано на гэгах и взаимодействии главных персонажей. Оно будет выходить в формате пятиминутных роликов. Я отвечаю за его визуальную составляющую. У меня уже есть имена для главных персонажей. Это парень Насвайжан, Диван-батыр и провинциальная девушка Пстегуль. Под них будут создаваться различные сценки, так или иначе отражающие информационные поводы. На самом деле мне интересно создать проект в формате открытой и мобильной платформы. Это будут гибкие образы, для которых можно придумывать различные сценарии. Я с удовольствием буду сотрудничать со всеми авторами, кто захочет принять в этом участие. Конечно, не забуду и о своих карикатурах. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000