Ты можешь всё! Эльвира Абдусалямова 31 октября, 2016 12:00

Ты можешь все! Гульназ Балпеисова, режиссер театра им Е. Вахтангова

Ты можешь все! Гульназ Балпеисова, режиссер театра им Е. Вахтангова
Фото: Эльвира Абдусалямова
История Гульназ Балпеисовой — чистое доказательство того, что упорство и желание могут сдвинуть горы. Это не может не вдохновлять. Дорога в режиссерское кресло театра им. Е. Вахтангова и получение статуса ученицы мастерской самого Римаса Туминаса заняли несколько лет скитаний, и эту дорогу не назовешь гладкой. Мы встретились с Гульназ в Москве и узнали из первых уст, как она стала режиссером легендарного драматического театра.

Существует поверье, что если ребенок будет рожден во время полета в самолете, он станет гражданином мира. Это однажды вычитала в газете мама нашей героини Айгуль Раимкулова. Воодушевленная прочитанным, женщина, беременная будущим режиссером, направилась в Санкт-Петербург. Как ни старалась вызвать роды, ни при перелетах, ни в Санкт-Петербурге, ни в зоопарке Москвы, где она нарочно пугала себя, родить ей не удалось. И хоть цифры твердили, что сроки подошли, на свет маленькая Гульназ появилась в тот день, когда ноги ее матери ступили на землю родной страны.

— Гражданином мира я так и не стала, но вследствие этих скитаний во мне всю жизнь сидит такой внутренний дух, — начала Гульназ Балпеисова.


Гульназ Балпеисова
Гульназ Балпеисова

Гульназ родилась и жила до первого класса в ауле Шынгырлау (Западно-Казахстанская область). Позже семья переехала в Актобе. Отец героини, Тлек Балпеисов, ушел из жизни, когда девочке было всего пять лет. Он был чемпионом по самбо и дзюдо. Гульназ помнит, что два года провела вместе с папой на татами. Она занималась греко-римской борьбой, но потом из страха испортить девичью фигуру ее забрали из этого спорта.

— Мама у меня судья. У нее достаточно длинная биография: она меняла больше пяти профессий. Сначала трудилась педагогом по русскому языку и литературе, потом была воспитателем в детском саду, потом журналистом, диктором, работала юристом, нотариусом, адвокатом и в итоге стала судьей.

Гульназ говорит, что долго смеялась, когда узнала, что мама сменила так много профессий, потому что сама оказалась тем самым яблочком, которое падает недалеко от яблони.

— Я всегда хотела быть художником — училась в художественной школе во дворце школьников в Актобе. Мечтала учиться в Лондоне или в Санкт-Петербурге — в итоге приехала в Петербург и поступила в «муху» (СПбГХПА им. А. Л. Штиглица — прим. авт.). У меня дурной характер был… и есть, наверное, сейчас. Мы делали по двести зарисовок в неделю: костюмов, деревьев, бабушек, дедушек, метро, голубей — всего подряд. Так как я в первый раз уехала куда-то далеко, для меня каждый эскиз казался чем-то важным.

— Пришел педагог, отобрал четыре листа, сказал: «Это почти гениально», — и порвал остальные 196 у меня на глазах. Тогда ничего моего уничтожать было нельзя, если я сама это не сожгу (улыбается). Я посмотрела на это, закрыла дверь и больше не возвращалась. Получается, что отучилась всего два месяца. Знаете, мне всегда по-хорошему везло с преподавателями: они всегда очень резко со мной поступали.


Театр им. Е. Вахтангова
Театр им. Е. Вахтангова

— Я позвонила маме и сказала, что ушла из академии, на что она велела мне не звонить ей, пока не стану студенткой. Меня терзали страдания и боязнь, но это закалило мой характер. Началась волна скитаний. Благодаря хорошей школе английского языка в Казахстане, я смогла устроиться менеджером по туризму, а ближе к лету, когда мне было 19, поступила в ГИТИС.


Спектакль «В Париже»
Спектакль «В Париже»

Решение поступать было спонтанным, хотя во время учебы на художника Гульназ посещали мысли, что она идет не по тому пути.

— Я думала: «Я буду одевать этих артистов и пускать их на сцену. Они будут там счастливые кланяться. И у них опять все будет хорошо, а я снова буду плакать и буду опять несчастной. Плохо!» (смеется). Отчасти я была уже готова, потому что всегда много читала и интересовалась этим. Но нужно понимать, что абитуриент абитуриенту рознь… Это лотерейный билет, так или иначе. Ты можешь приехать из глубинки, быть очень наивным, но прочитать так, что на душу ляжет. И мастер видит своего человека. Здесь важно совпасть, потому что искусство — это все-таки дело субъективное, а не объективное. Как много прекрасных артистов, которые в свое время поступали по пять, по шесть раз...


Репетиция спектакля «Фрекен Жюли», актер Павел Попов
Репетиция спектакля «Фрекен Жюли», актер Павел Попов

— Меня никуда не хотели брать. Все как один спрашивали: «Ну кого же ты будешь играть в русском театре? Каким образом ты будешь развиваться?» Рискнул только Леонид Ефимович Хейфец. Я поступила в ГИТИС к нему за три дня. У нас есть такое понятие — найти своего мастера, и это произошло. Мне повезло, но это оказалось не моим… Отучившись два курса, я захотела перейти на режиссуру. Тогда пришло осознание, что это конец, потому что профессии абсолютно разные: они обе потрясающие, но очень разные. Понимала, что я не хозяин холста. Я кусочек холста в ожидании цвета. И пока художник не решит, я не знаю, кем я буду являться. И когда окончательно пришло осознание, что я все-таки хочу быть человеком, который создает холст, тогда я пошла на первый и финальный разговор с Леонидом Ефимовичем. Он спросил меня, чем же я хочу заниматься — актерским мастерством или режиссурой, и я ответила: «Актерским мастерством в том числе». Он благословил меня и отправил поступать, сказав, что я должна начинать сначала. 

Гульназ была уверена, что убежит от предубеждений, с которыми столкнулась при поступлении, но на другой стороне ее ждал новый стереотип: женщин-режиссеров не существует. Девушка не думала поступать во все вузы «большой пятерки» — она целенаправленно шла в мастерскую Олега Кудряшова, все в тот же ГИТИС. Пройдя все этапы и потратив на это полтора месяца, Гульназ услышала от Олега Львовича в последний день, что перебежчиков он не берет.

— Обида сидела очень долго. Прошло полтора месяца, и я понимала, что прохожу… Практически в тот же день я убежала обратно в Питер и поступила на театрального критика в СПбГАТИ. Да, я побывала во всех золотых местах (смеется). Мне никогда не хотелось быть театральным критиком, но, с другой стороны, я познавала театр с разных сторон. Там я страдала, писала и раздражалась, когда у меня действительно получалось писать.


Репетиция спектакля «В Париже»
Репетиция спектакля «В Париже»

— Режиссер — это человек-оркестр. Он должен знать, уметь показать, уметь сделать. Это целое мировоззрение и огромное количество информации. Мне кажется, я до конца своих дней буду считать, что слишком мало знаю. Когда я в свои 27 лет общаюсь с 18-летними вуди алленами, впадаю в комплекс в хорошем смысле. Они стимулируют постигать новое. Как много неизученного материала, а ведь я только иду по проторенной дорожке классиков...

В середине года до Гульназ дошла информация, что Римас Туминас набирает курс в Театральном институте им. Б. Щукина. Еще на первом курсе, увидев спектакль Туминаса «Дядя Ваня», она влюбилась в него как в режиссера.


Спектакль «В Париже», актеры театра: Эльдар Трамов, Павел Попов, Полина Чернышева и Владимир Шульев
Спектакль «В Париже», актеры театра: Эльдар Трамов, Павел Попов, Полина Чернышева и Владимир Шульев

— Помню, что прорыдала возле компьютера часа два, а потом решила, что если не поступлю к нему, то умру! (улыбается). Итак, я отучилась год на критика и снова убежала к Римасу Владимировичу в Москву. Мне было уже 22 года, но для режиссерского факультета это совсем небольшой возраст. В основном сюда принимают с 30 лет, когда у человека уже за плечами есть образование и жизненный опыт.

Это был уже четвертый вуз. Меня прямо спросили: «Колобок, колобок, а ты от нас не убежишь?» «Я не знаю…» — ответила я (улыбается).

— Учеба была очень тяжелой. Римас Владимирович не мягко стелет, и тебе не мягко спать (улыбается). Твое дело — выдержать, проглотить и вернуться обратно. Помню, как на самостоятельных показах на втором курсе нас всех, учеников мастерской, он закрыл. Спектакли, которые мы готовили полгода, и которые были рассчитаны почти на час, он смотрел пять минут и останавливал показ. Просто не давал права на ошибку. Это было очень жестоко. Тогда я снова думала уйти, а моя подруга, актриса Полина Кузьминская, сказала: «Гульназ, ты понимаешь, если ты сейчас уйдешь, скажут, что ты просто не выдержала, что ты слабая. Скажут, что слабая девочка обиделась!» А я была, к слову, единственной девушкой в мастерской.


Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Чернышева и Максим Севриновский
Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Чернышева и Максим Севриновский

— И меня разносили до трех часов ночи, как мышонка. Все это происходило в присутствии актеров и зрителей. В какой-то момент я поняла, что не хочу учиться у этого человека и сказала ему, что ухожу, но тогда разговаривать будем по-честному. И раздулась демагогия на три часа.

На следующий день меня буквально за руку притащили в университет. Показывали другой спектакль. Римас Владимирович вошел в зал и начал искать меня. Он подошел, протянул руку, и начался такой диалог:

« Здравствуйте!» — «Здравствуйте…» — «Не умерли?» — «Не дождетесь…» — «Ой, мне это нравится…»

И с тех пор меня систематически убивают (смеется).


Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Кузьминская и Павел Попов
Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Кузьминская и Павел Попов

Ассистентом режиссера Гульназ стала еще в конце первого курса.

— Я была человеком, который просто жаждал режиссуры: три года моих скитаний прошли, и у меня отовсюду валил пар — настолько мне хотелось во все это окунуться. Я была фанатом, который умирал. Когда все сдавали три этюда, у меня было восемь… И вот однажды мастер позвал меня на репетицию его нового спектакля. Сказал, что ему интересно, как я на это посмотрю.


Спектакль «В Париже», актриса театра Полина Кузьминская
Спектакль «В Париже», актриса театра Полина Кузьминская

— Первый день был ужасным. Я пришла, посмотрела, деловая такая колбаса.

«Ну что, давайте поговорим», — начал Римас Владимирович. — «А вы как хотите, чтобы прям правду говорила?» — и я начала озвучивать свое мнение и предложения, где что можно изменить. — «До свидания!» — подумав, после некоторой паузы сказал мне мой мастер.


Спектакль «В Париже», актриса театра Полина Чернышева
Спектакль «В Париже», актриса театра Полина Чернышева

— И тогда я подумала, что точно всё. Неделю ходила, плакала, думала, какая плохая. Понятно было, что с мастером так нельзя! А через неделю раздается звонок:

«Вы где?» — «Как где?» — в недоумении я. — «Почему не на репетиции? Вы должны быть на репетиции!»

Я в ту же секунду помчалась на репетицию…

«Так почему вас не было?» — «Вы же сказали „До свидания“…» — «Ну да. Вы же собирались домой…»

Это все было в моей голове! Просто «До свидания!», а не «До свидания навсегда…»! Потом мы вместе работали над «Евгением Онегиным». Это был мой первый спектакль.

Гульназ отрицает понятие возврата, потому что считает, что никуда и не уезжала…

— Я обязательно приеду домой. У меня казахстанское гражданство. Мне всегда было обидно, когда друзья, которые достаточно умны и образованны, отучившись за границей, не думали возвращаться назад. Там мама. Там, где мама, там Родина. Там твой главный зритель — родственники. Ведь всё это делается в первую очередь для них.


Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Кузьминская и Павел Попов
Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Кузьминская и Павел Попов

— Я не хочу быть режиссером одного театра, потому что если так — то только создавать свой театр. Скорее хочу быть приглашенным режиссером. А в будущем, конечно, создать свой театр. Апогей, высшая точка, которой хотелось бы достигнуть в этом — остаться в истории.


Спектакль «В Париже», актеры театра Екатерина Нестерова и Владимир Логвинов
Спектакль «В Париже», актеры театра Екатерина Нестерова и Владимир Логвинов

Гульназ поделилась одной полезной мыслью, которую подарили ей еще во время обучения:

— Люди всегда совершают одну и ту же ошибку. Есть ты и есть цель. Любое достижение цели требует ошибок. Если цель краткосрочная, ты утопаешь в ошибках. Если ты ставишь цель далеко, конечно, возникают серьезные ошибки, но ты все время занимаешься своей целью. И каждая твоя ошибка является шагом к цели. Когда ты это осознаешь, ты выделяешь ошибке столько, сколько нужно. Час-два поплакал и продолжаешь идти. Я ставлю цель высоко, чтобы не терять ее…


Спектакль «В Париже»
Спектакль «В Париже»

Мы побывали на прогоне спектакля «В Париже» по рассказам И. Бунина. Это был дипломный спектакль Гульназ Балпеисовой. В последние дни октября на сцене театра им. Е. Вахтангова пройдет премьера нового спектакля нашей героини — «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга.

— Это скандальная пьеса, которая в свое время была запрещена. История о любовном треугольнике и социальном неравенстве. На самом деле охарактеризовать спектакль можно как «битву интеллектуалов».

Первая студия театра — актеры, принимающие участие в спектаклях Гульназ Балпеисовой.


Спектакль «В Париже»
Спектакль «В Париже»

Мы не могли не спросить у Гульназ о ее реакции на комментарии читателей в СМИ, когда о ней написали «Девушка из казахского аула покорила Москву»…

— Я возненавидела этот лозунг. Самое интересное, что я дала большое интервью только одному СМИ, а его разорвали на множество частей. Я считаю, что читатели абсолютно правы, я с ними солидарна: никакого покорения не было, нужно выбирать слова…


Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Чернышева и Максим Севриновский
Спектакль «В Париже», актеры театра Полина Чернышева и Максим Севриновский

И все-таки после долгих скитаний наша героиня не думает останавливаться. Она любит и интересуется кино, но театр для нее — это любовь навсегда.


Спектакль «В Париже», актер театра Владимир Шульев
Спектакль «В Париже», актер театра Владимир Шульев

— Я хотела бы пожелать читателям верить и не опускать руки. Обязательно помнить своих родителей и не забывать про ту мысль, которой я с вами поделилась…


Vox Populi выражает благодарность за материал Гульназ Балпеисовой и театру им. Е. Вахтангова! 

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000