Ты можешь всё! Святослав Антонов 25 ноября, 2015 14:00

Режиссер Аскар Узабаев: от «Коктейля для звезды» до «партизанского» кино

Режиссер Аскар Узабаев: от «Коктейля для звезды» до «партизанского» кино
Фото: Мухтар Жиренов
Режиссер Аскар Узабаев в настоящее время известен, как автор первого коммерчески успешного проекта в казахстанском кино «Коктейль для звезды» и множества рейтинговых сериалов. Он также развивается на ниве независимого творчества, став одним из зачинателей движения «партизанское кино». Картины, снятые в рамках этого движения, уже завоевывают призы на мировых кинофорумах. Об истории взлета одного из самых успешных молодых казахстанских режиссеров наш сегодняшний репортаж.

У Аскара очень напряженный график. Мы встретились с ним во время небольшого двухчасового перерыва между съемками нового сериала и долгожданной премьерой картины «Жол». Удивительно, но режиссер в такой важный для себя день все-таки смог найти время, чтобы рассказать свою историю, которая, возможно, вдохновит начинающих кинотворцев.

Аскар родился в Алматы, но из-за развода родителей переехал в Тараз. Этот город стал его второй родиной. Именно там, будучи старшеклассником, он окончательно понял, что хочет связать свою жизнь с кино. Аскар играл в школьной команде КВН, писал сценарии и имел опыт координации группы людей для создания небольших зарисовок на сцене.

— В школьные годы мне очень нравилось творчество таких режиссеров, как Ян Кунен и Дэни Бойл. Фильм «Доберман» с участием Венсана Касселя и Моники Беллуччи оказал сильное влияние на меня. Я поражался, как на экране может твориться настоящий «рок-н-ролл». В фильме был сумасшедший монтаж. Я мечтал о том, что когда-нибудь сниму нечто подобное. Первой моей работой стал социальный ролик о наркомании, снятый в 9-м классе для конкурса, объявленного программой «Рейдер». У знакомого была кассетная камера, и он согласился мне помочь за небольшую плату.


В составе команды КВН вместе с Нуртасом Адамбаевым
В составе команды КВН вместе с Нуртасом Адамбаевым

Первой школой юмора для режиссера стал КВН. Аскар играл сначала за Тараз, в одной команде с будущим автором «Келинки Сабины» Нуртасом Адамбаевым. Переехав в Алматы, приятели продолжили вместе играть в КВН в составах команд «Голос Азии» и «Астана.kz».

— Я играл в Высшей лиге, ездил на фестиваль в Сочи. Не могу сказать, что воплотил какие-то яркие образы, но участвовал в написании сценариев для номеров. Главное, что дал мне КВН, — понимание юмора, того, над чем люди смеются, а над чем нет. Позже это очень пригодилось, когда я начал снимать комедии.


На съемках нового сериала
На съемках нового сериала

В Алматы Узабаев пошел учиться в Академию искусств имени Жургенова. Аскар не смог поступить на кинорежиссера — в тот год набирали только казахоязычный курс, и тогда он выбрал специальность «режиссер рекламы и клипов».

— Некоторые считают, что режиссеру не обязательно иметь образование. Они ссылаются на Тарантино, который, до того как начал снимать кино, работал в видеопрокате. Нужно отдавать себе отчет, что не каждый из нас — Тарантино. Образование, безусловно, помогает найти механизмы реализации своего творчества, приобрести навыки написания сценария, монтажа и съемки. При этом нужно обязательно практиковаться на съемочной площадке. У меня был период, когда с утра я учился, днем подрабатывал на съемках рекламных роликов, а вечером шел на репетицию КВНщиков. Работая в качестве видеоинженера, я овладел навыками монтажа.


Съемки сериала «Әке». Режиссер Аскар Узабаев
Съемки сериала «Әке». Режиссер Аскар Узабаев

После окончания вуза режиссер решил попробовать себя в съемке музыкальных клипов.

— Мы с Маратом Своиком предложили бесплатно снять клип для группы «Тарлан», чтобы у нас было что показывать свои будущим заказчикам. На первых этапах мне очень помогла Ляйля Султанкызы, работавшая тогда на Hit TV. Она рекомендовала меня таким артистам, как Алмас Кишкенбаев. Затем сработал эффект снежного кома. Чем больше клипов звезд было в моем портфолио, тем чаще ко мне обращались продюсеры. Я снимал клипы практически для всех казахстанских артистов. Всего у меня их более 500.

Для неопытного режиссера работа клипмейкера стала хорошим способом «набить руку».

— Для многих режиссеров самое сложное — это начать снимать. Вначале всегда испытываешь творческие муки. Я и сейчас не всегда остаюсь доволен своей работой. В те годы было трудно снять даже незатейливый сюжет. К примеру, поначалу ты даже не понимаешь, как снимать сцены, когда люди проходят по улице. Таким вещам не учат в Академии. Все постигается на личном опыте.



Работая клипмейкером, Аскар неожиданно для многих решил попробовать себя в роли музыкального продюсера. Его проектом стал никому тогда неизвестный паренек Ерболат Кудайбергенов. Аскар увидел его выступление на презентации и сразу понял, что из этого певца можно сделать звезду. Ерболат сам писал свои песни, но режиссер помог ему выбрать для них беспроигрышную патриотичную тематику и снял два ярких клипа — «Мен қазақпын» и «Біздің жігіттер», оказавших большое влияние на казахстанскую эстраду тех лет.

— Делая клипы для Ерболата, я по-настоящему кайфовал, так как не был ограничен требованиями продюсеров. Часто они просили меня снять для своих артистов безмозглый и бессмысленный видеоряд. Здесь же я решил подойти креативно, сделав ставку на агрессивную подачу и патриотическое содержание. Клипы попали в ротацию всех каналов и имели очень большой успех у публики. Я горжусь тем, что нам удалось достичь успеха, не записав ни одной песни о любви, которые тогда были основным трендом нашей эстрады. После «Мен қазақпын» и «Біздің жігіттер» все вдруг вспомнили свои корни и начали делать клипы о любви к казахскому народу.

Снимая клипы, Аскар продолжал идти к своей главной цели — созданию кино. Он даже снял небольшую короткометражку, но эта ранняя работа режиссера была уничтожена по нелепой случайности. В какой-то момент он понял, что независимое кино можно создавать только имея свою студию. Аскар приобрел две монтажки. Так в 2007 году началась история киностудии 567 Creative Laboratory.

— Когда снимаешь на чужой студии, ты всегда зависим от кого-то. Часто это очень сильно мешает работе. На заработанные от различных проектов деньги я закупал все необходимое для своей студии. Сейчас 567 Creative Laboratory может осуществлять полный съемочный цикл, от написания сценария до постпродакшн картины.

Аскар стремился снять «большое кино». В студенческие годы он написал сценарий и пришел с ним в «Казахфильм». На студии пыл молодого режиссера не оценили.

— Мне сказали, что они не доверят снимать фильм человеку, ничего до этого не снимавшему. Получилась парадоксальная ситуация и замкнутый круг. Я не мог снять свою дебютную картину, потому что в портфолио у меня не было ни одного фильма.


На съемках фильма «Коктейль для звезды»
На съемках фильма «Коктейль для звезды»

Режиссер испытал горькое разочарование. Именно поэтому он сразу ухватился за свой шанс, когда продюсер Баян Есентаева предложила Узабаеву сесть в режиссерское кресло своей первой картины «Коктейль для звезды».

— Я работал для Баян над клипом певицы Айгуль Иманбаевой. Она попросила меня снять так, чтобы зрители, смотря его, умилялись и плакали. Результат растрогал даже Баян, и тогда она сказала: «А слабо сделать кино?» Я ответил, что нет, и приступил к работе. Конечно, я представлял свою первую картину не такой. В процессе съемок много сомневался и переживал. Сценарий мы написали практически за две недели. Фабула была проста — история Золушки на казахский манер.

«Коктейль для звезды» имел огромный успех у зрителей. Прибыль превысила относительно небольшой бюджет почти втрое, и картина стала первым коммерчески успешным проектом в казахстанском кино.

— Самое главное для меня — что фильм понравился народу. В принципе, он и был сделан для того, чтобы понравиться. Мы дали зрителю кино, которое он хотел. Для меня работа над «Коктейлем» стала большим опытом. Впервые я столкнулся со столь масштабным проектом и отошел от привычного мышления в формате клипа. Я долго монтировал этот фильм. Первая версия монтажа показалась мне полным бредом, и я засел за работу, собирая картину буквально по кусочкам. Результат оказался удачным.


Кадр из фильма «Жол»
Кадр из фильма «Жол»

После своего дебюта Узабаев решил сделать более авторскую картину — по выражению режиссера, «кино с яйцами». Этим фильмом стала история уличного бойца, мечтающего о карьере боксера, под лаконичным названием «Жол». Съемки картины начались в 2011 году на студии «Казахфильм». Над проектом вместе с Узабаевым работал продюсер Фархат Шарипов. Позже он покинул проект, а Аскар значительно переделал фильм.

— В то время мне предложили снимать продолжение «Коктейля для звезды», но я отказался, предложив вместо себя Жасулана Пошанова. Мне хотелось поработать над чем-то более серьезным. Поначалу кажется, что картина — классическая спортивная драма. Начало у фильма — как у хорошего коммерческого кино, но в момент, когда зрителю кажется, что он знает, чем все кончится, картина неожиданно меняется, превращаясь в авторское кино, жесткую историю о сломанной мечте.



В ходе работы над «Жол» у съемочной команды периодически возникали трудности. Съемки прерывались, и чтобы продолжить работу, режиссеру пришлось вложить 8 миллионов тенге из своих личных средств, под гарантию их возвращения после проката фильма. В итоге, когда картина уже была готова к премьере, в студии заявили, что у них нет средств на рекламу и продвижение фильма. «Жол» лег на полку на долгих два года. Фильм увидел свет только 19 ноября 2015 года, спустя четыре года после начала съемок.

— О премьере фильма я сам узнал совсем недавно. В студии неожиданно решили пустить ее в прокат, но громкой рекламы все равно не было. Кроме того, в ходе работы над картиной по требованию студии мне пришлось сменить концовку на более оптимистичную. Думаю, найдутся зрители, которые оценят «Жол». В него я вложил всю свою душу. Этот фильм дал мне колоссальный режиссерский и жизненный опыт.


Работа над картиной «Осторожно, корова!»
Работа над картиной «Осторожно, корова!»

Потерпев неудачу с премьерой «Жол», режиссер не стал унывать, а продолжил работать на ниве коммерческих проектов. Возобновив работу с Баян Есентаевой, он снял картину «Осторожно, корова!», также завоевавшую признание широкого зрителя. Еще большим успехом пользовался сериал «Любовь тракториста», снятый практически сразу же после фильма.

— Мне нравится сотрудничать с Баян. Он веселая, работа с ней идет без напрягов. Как продюсер, она ценит мнение режиссера и относится к нему с пониманием.


Аскар Узабаев в период съемок «Любви тракториста»
Аскар Узабаев в период съемок «Любви тракториста»

— Над идеей «Любви тракториста» мы с Баян начали думать, еще когда завершали съемки первой картины. Нам хотелось сделать по-настоящему народный и смешной сериал. У меня было понимание того, что нравится широкому кругу зрителей. Сериал вышел на не самом популярном телеканале — «Ел Арна», и благодаря ему рейтинг канала значительно поднялся. Работа шла спешно. Сценарий двух последних серий дописывался буквально на площадке.

Сериалы стали для Узабаева хорошей практикой и способом поработать во многих жанрах, реализовав свои идеи. Вторым многосерийным проектом режиссера стал ситком о студенческой жизни «Вузеры». Аскар работал вместе с продюсером Акылбеком Досжановым. Он стремился создать рейтинговый проект, ориентируясь на успешные зарубежные сериалы. Сериал имел такую популярность, что продлился до 5 сезонов.

— Для меня работа над сериалами стала хорошим челленджем — вызовом самому себе. Смогу ли я снять еще более рейтинговый проект, чем предыдущий? Побить успех прошлого сериала? В первом сезоне «Вузеров» есть много от меня, как от автора. Положительным примером для меня был сериал «Клиника», который является, наверное, лучшим образцом сериального юмора. Сейчас я отснял уже около девяти сериалов для различных телеканалов. 

Внешне карьера Узабаева развивалась весьма успешно. Однако режиссер чувствовал душевные терзания от невозможности реализовывать авторские проекты и снимать независимое кино.

— Год назад наступил момент, когда мне просто не хотелось ничего снимать. Уже порядком надоели комедии. Я испытал серьезную депрессию. Тогда я решил взять себя в руки и занялся здоровьем. Стал ездить на велосипеде, перешел на здоровую пищу. В итоге сбросил 26 килограммов. Пройдя через это, я понял, что не нужно насиловать себя и загонять в угол. Надо продолжать жить и почаще отдыхать.



В это же время в жизни Узабаева появилось движение «партизанское кино». Оно родилось из манифеста, под которым подписались Адильхан Ержанов, Аскар Узабаев, Жасулан Пошанов и несколько других кинематографистов. Основными принципами «нового казахстанского кино» они провозгласили отсутствие бюджета, реализм и поднятие в картинах социальных тем, новый подход к съемкам и киноязыку.

— Мы часто собирались вместе. От многих режиссеров можно было услышать жалобы вроде «не дают снимать хорошее кино», «нет денег для воплощения наших проектов». Тогда я сказал, что хватит ждать у моря погоды, и если у нас нет денег, то можно снять кино практически бесплатно. Лучше делать что-то, чем просто ныть, что у тебя нет возможности для творчества. Первым фильмом в рамках движения стал «Шлагбаум». Фильм снял Жасулан Пошанов по сценарию Адильхана Ержанова, а я решил поддержать проект, как продюсер, чтобы доказать всем, что наш манифест о «партизанском кино» — это не просто болтовня. Нужна была первая ласточка этого движения.


С наградой на Московском международном кинофестивале
С наградой на Московском международном кинофестивале

Аскар помог обеспечить техническую и материальную поддержку картины. Он собрал съемочную группу из числа сотрудников своей студии, которые согласились работать без гонорара. Чтобы обеспечить команду транспортом, оборудованием и едой на площадке, ему понадобился небольшой бюджет в размере 15 тысяч долларов. Эти деньги на съемку картины выделила знакомая Узабаева — Гаухар Айтжанова, став сопродюсером проекта.

— Я сделал лучшее, что может сделать продюсер, — обеспечил техническую составляющую съемок, но не вмешивался в творческий процесс. В итоге картина вышла весьма неплохой, особенно если учитывать, что это был наш дебют в независимом кино. На фестивале «Евразия» картина получила приз международного жюри ФИПРЕССИ. А на «Созвездии Шакена», проходившем в рамках этого же фестиваля, актер Еркебулан Дайыров взял приз за лучшую мужскую роль. Также мы представили фильм на Московском кинофестивале (ММКФ). Международное жюри высоко оценило картину, а Никита Михалков на ее показе досидел до конца. Пресса много писала о нас. На ММКФ мы получили «Серебряного Георгия», снова за лучшую актерскую роль Дайырова.

Фильм «Шлагбаум» предельно реалистично поднимает тему социального расслоения и нарастания конфликта между богатыми и бедными. Главные герои — боксер, подрабатывающий парковщиком, и студент — сын состоятельного бизнесмена. Несмотря на то, что картина освещает серьезные проблемы общества, она все же вышла на большие экраны. Фильм прошел в кинотеатрах без лишней рекламы и помпы, однако смог собрать в прокате сумму, примерно равную своему бюджету.

— Сегодняшний зритель оказался не готов к такому кино, поэтому в кинотеатры пришло не так много людей. Сейчас мне хотелось бы снять собственную картину в жанре авторского кино. У меня есть неплохой сценарий Адильхана Ержанова. В нем рассказывается, что деньги стали главной мотивацией нашей жизни. Мне эта история нравится тем, что в конце все вроде бы счастливы, но от такой концовки на глаза наворачиваются слезы. Действие фильма происходит на протяжении четырех лет, и мы планируем начать снимать его осенью следующего года. Возможно, картина увидит свет в 2017 году. Есть еще один проект по сценарию Ержанова — о школьниках. Думаю, его тоже будем снимать.


Съемки фильма «Әке» в ГКБ № 7
Съемки фильма «Әке» в ГКБ № 7

Несмотря на тягу к независимому кино, режиссер пока не оставляет свои коммерческие проекты. В данный момент он работает над драматическим сериалом «Әке» для телеканала «Казахстан». Кроме того, совместно с Антоном Федоровым и Андреем Жирковым Аскар создал продакшн-студию по разработке телевизионных проектов.

— Мы хотим делать передачи, непохожие на то, что представлено сейчас у нас на телевидении. Это будут более смелые и оригинальные проекты.

Зимой этого года приступлю к съемке новой комедии. У нее сейчас даже нет рабочего названия. Картина будет сделана в стилистике французского кино.

— Когда-нибудь я все же хочу отказаться от коммерческих проектов и сериалов и полностью посвятить себя авторскому кино. Возможно, буду делать один–два фильма в год силами своей студии.

Напоследок Аскар дал совет молодым начинающим режиссерам. Он посоветовал не ждать, пока у них появятся бюджеты или спонсоры, а брать в руки камеру и снимать.

— Как я и говорил, сложнее всего для молодого режиссера — начать снимать. В наше время для этого не нужно больших средств. Не ждите бюджетов. Не теряйте время. Снимайте, как можете. Монтируйте и выкладывайте свои работы на суд зрителя. Если даже с первого раза у вас не получится шедевра, это будет полезный опыт, который поможет вам двигаться дальше. В принципе, этот совет можно отнести к любой сфере деятельности. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000