Ты можешь всё! Святослав Антонов 12 августа, 2015 08:00

Олег Переверзев — самый виртуозный пианист Казахстана

Казахстанский музыкант-виртуоз
Казахстанский музыкант-виртуоз
Фото: Из архива Олега Переверзева
Своим мастерством и виртуозностью Олег покорил зрителей шоу талантов в Украине и миллион пользователей YouTube. Стремясь популяризировать классику, он играл на рояле и сидя к нему спиной, и на высоте 50 метров над землей. Пианисту-виртуозу пришлось пройти через неудачи и разочарования на пути к признанию своего творчества.

Олег Переверзев
Олег Переверзев

Музыкальные задатки проявились у Олега достаточно рано. С шести лет он стал подходить к стоявшему у них дома роялю «Красный Октябрь», наигрывая какие-то мелодии на клавишах. Со временем баловство стало более осмысленным, и мальчик уже давал небольшие домашние концерты. Родители, заметив склонности юного дарования, решили отправить его обучаться музыке.

— В подростковом возрасте я увлекался футболом, а еще хотел стать военным. Есть такая японская книга «После трех лет уже поздно». Нужно как можно раньше понять, что у тебя получается лучше всего, и развиваться в этом направлении. В 11 лет отец поставил передо мной условие: «Или ты станешь военным, или музыкантом». Я выбрал музыку и не ошибся в этом. Родители хотели, чтобы я поступил в музыкальное училище, но туда не подходил по возрасту. Мама переговорила с каким-то начальством и меня все-таки приняли. В 17 лет я приехал из Тараза в Алматы и начал обучение в консерватории. После окончания вуза какое-то время жил в Китае, работая в музыкальной школе, но потом вернулся и поступил в аспирантуру.


Музыкант-виртуоз Олег Переверзев
Музыкант-виртуоз Олег Переверзев

Мы встретились с Олегом в известном алматинском кафе «Белый кит». Это одно из немногих заведений города, где стоит работающий, а не декоративный музыкальный инструмент. Творческая карьера пианиста связана с этим местом. Обучаясь в консерватории, он подрабатывал здесь в качестве музыканта. Чтобы не наскучить завсегдатаям кофейни, ему пришлось постоянно импровизировать, подбирая различные классические и популярные мелодии и аранжируя их на свой лад. Так Олег делал первые наработки для композиций, которые в будущем войдут в его альбом.

— Будучи классическим музыкантом, достаточно непросто найти работу. В год консерватория выпускает десятки пианистов, но у нас на них нет такого спроса. Многие мои сокурсники ушли в банковскую или другие сферы, но я никогда даже и не думал бросать музыку. Это моя жизнь.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

Олег получил стипендию посольства Германии и стажировался в Высшей школе музыки и театра в Ганновере. Вместе с другом и одногруппником Айдосом Алькеном они создали первый в Казахстане профессиональный фортепианный дуэт «Виват». В составе дуэта музыкант стал лауреатом 2-го международного конкурса камерных ансамблей имени С. Танеева (Москва, 2005), участвовал в пятом международном конкурсе имени Листа (Веймар, 2006). После успешных выступлений за рубежом друзья решили получить официальный статус, став академическим коллективом.

— Мы долго обивали пороги министерства, доказывая необходимость создания такого дуэта при нашей филармонии. Нам удалось продемонстрировать за рубежом высокий уровень казахстанской классической музыки. Однако после двух лет безуспешных переговоров коллектив фактически распался. Сейчас мы только изредка играем вместе с Айдосом.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

Потерпев неудачу в развитии академической музыкальной карьеры и оказавшись в свободном плавании, пианист начал поиски нового направления для развития. Он увлекся джазом, слушая творчество такого культового джазового пианиста, как Оскар Питерсон. В это же время Олег знакомится с Арманом и Багланом — участниками недавно образованной группы Chick Flick, играющей каверы на известные композиции с элементами электронной музыки, а также работающей в таких стилях, как synthpop, acid jazz, bossa nova и lounge. Олег становится постояным участником группы, внося свой вклад в их экспериментальное творчество.

— Chick Flick — это все-таки больше поп-музыка. Я всю жизнь играл классику, и пришлось перестраиваться. В конечном счете я осознал, что любой опыт полезен. К примеру, с группой я впервые записывался на студии. Кроме того, в современном мире происходит смешение жанров. Сейчас даже хип-хоп смешивают с классикой, что уж тут говорить. Симфонические оркестры играют саундтреки из известных фильмов. Музыка не стоит на месте, она постоянно трансформируется и меняется. Мы много экспериментировали с различным звучанием. К примеру, был наш клип на песню «Белая река» группы «А-студио». Там звук всех инструментов мы имитировали голосом, исполнив трек акапельно. Для этой песни на студии были записаны 104 музыкальные дорожки. Клип имел большой успех.



Работая в группе, Олег решил создать свой канал на YouTube. Как раз на то время пришелся пик популярности видеоблогов. Музыкант заметил, что ролики с классической музыкой не пользуются большой популярностью. Он решил попробовать создать интересный широкому зрителю продукт, добавив в свои видео необычные фишки. В первых записях ему помогали члены Chick Flick. Пианисту пришла идея сыграть «Полет шмеля» Римского-Корсакова одновременно на двух инструментах, при этом не отрываясь от рояля, попивая кофе и выкуривая сигарету. Ролик быстро набрал популярность превратившись в вирусный. К настоящему времени число его просмотров достигло 1 миллиона 800 тысяч.



После первого ролика Олегом заинтересовались продюсеры российского шоу «Минута славы» и украинского «Україна має талант». Для участия в передачах нужно было записать еще одно видео, и музыканту пришла идея сыграть сложное произведение — «Венгерскую рапсодию номер 2» Ференца Листа, сидя спиной к пианино.

— Такая необычная игра на инструменте была в мультфильме «Том и Джерри». Мне этот трюк показался довольно забавным. Однако он оказался сложен в исполнении. Пришлось тренироваться около двух недель. После репетиции болели мышцы, так как приходилось играть на крайних клавишах, а со спины до них было тяжело дотянуться. В итоге записали видео одним дублем. Ролик также имел определенный успех. Думаю, эти видео сыграли определенную роль в популяризации классики. Сейчас можно заинтересовать публику, только удивив ее.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

Олег поехал на «Минуту славы» и показал там свой номер с игрой на пианино задом наперед. Жюри раскритиковало его и зарубило пианиста на первом этапе.

— Когда в августе мне предложили участвовать, то сказали, что съемки будут не раньше октября. Однако позвонили уже через пару дней и сказали, чтобы завтра приезжал на съемку. Из-за этого номер вышел сыроватым. Конечно, немного расстроила неудача: думал, что пройду чуть дальше. В это время меня приободрила большая поддержка друзей и казахстанских зрителей.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

Через несколько месяцев после участия в российском шоу пианиста пригласили в Украину. Олег подготовил новый номер, собрав вместе весь свой предыдущий опыт. Музыкант признается, что перед выступлением он заметно волновался, твердо решив не записывать роликов и не выступать в телепередачах в случае провала. Однако виртуозный пианист удивил зрителей и жюри и прошел в полуфинал шоу.



— В полуфинале все стало намного серьезнее. На подготовку у меня было всего несколько дней, так что я репетировал с утра и до вечера. Украинские продюсеры помогли сделать отличный номер с красивой стенографией. Я поделился своими наработками, а они отшлифовали их. Специально для номера был создан синтезатор в виде органа, проработаны световые эффекты. Мои трюки превратили в технически сложное шоу. На съемках произошел один забавный случай: сцена, на которой я выступал, могла опускаться вниз, и я, не зная об этом, упал в яму под ней.

Олег вошел в десятку финалистов шоу, выступив на гала-концерте. Несмотря на то что канал СТБ, на котором выходила передача «Україна має талант», не транслировался в Казахстане, соотечественники следили за успехами пианиста и болели за него. Поступало пианисту и приглашение на конкурс Britain's Got Talent, однако из-за одного проекта он был вынужден отказаться от участия.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

После участия в шоу талантов пианист засветился на телевидении еще раз, в качестве одного из лиц рекламной кампании Beeline. Во время съемок этого ролика Олегу пришлось сыграть «Полет шмеля», будучи подвешенным на высоту более 40 метров.

— Я согласился участвовать в этом проекте по той же причине, что и в телешоу. Для меня это прежде всего интересный опыт и популяризация музыки. Первоначальная задумка этой рекламы мне понравилась — я должен бы проехать на рельсах и сыграть на двух десятках инструментов, расставленных по обе стороны от меня.


Фото из архива Олега Переверзева
Фото из архива Олега Переверзева

— Когда решили переснять ролик, мне задали только один вопрос — боюсь ли я высоты. Я ничего не знал о задумке режиссеров, пока не приехал в Киев, где проходили съемки. Меня вместе с фортепиано поднимали на стреле огромного крана на уровень самых высоких зданий города. Поначалу страха не было, но когда кран поднял инструмент на десять метров и он начал раскачиваться, я испугался. Тогда кран остановили, чтобы я смог привыкнуть к высоте, — вспоминает Олег.


Альбом казахских песен и народных мелодий в аранжировке Олега Переверзева
Альбом казахских песен и народных мелодий в аранжировке Олега Переверзева

Закончив съемки, Олег задумался о серьезном творческом проекте. Он решил записать альбом казахских песен и народных мелодий, сыгранных в своей аранжировке. Композиции, обычно исполняемые на домбре или кобызе, по задумке автора должны были обрести новую жизнь в качестве фортепианной музыки. В альбоме «Дударай» смешались такие стили, как казахская этнографическая музыка, неоклассика и даже джаз. Чтобы добиться высокого качества звучания, Олег играл на одном из лучших роялей в мире — Steinway, который удалось найти в студии солиста киевской филармонии Германа Сафонова.


За инструментом
За инструментом

— Я вырос в Таразе, часто бывал в аулах у друзей и слышал там казахские мелодии. Народная музыка всегда была у меня в душе. Сначала я хотел сыграть все композиции только на фортепиано, но затем решил добавить в альбом звуки жетыгена, шан-кобыза, домбры, кобыза, сыбызгы и других инструментов. Таким образом его звучание значительно обогатилось. Иногда возникали сложности. Я долго думал, как переложить «Елігай» на фортепиано. В итоге получилась динамичная мелодия в стиле произведений Чайковского.


Фортепиано
Фортепиано

— В записи «Дударай» поучаствовал Батырхан Шукенов. Я предложил ему сыграть партию саксофона для песни «Қосни Қорлан», и через несколько недель он прислал мне готовый трек. Последние пять композиций сочинил я сам. В ходе работы мне очень помогли коллеги по Chick Flick. Мы выпустили альбом совсем небольшим тиражом — 300 штук, и раздавали их бесплатно. Он доступен для покупки на  iTunes, но есть и в свободном доступе на YouTube и некоторых других сервисах.


Олег Переверзев
Олег Переверзев

В планах у Олега запись еще одного альбома, куда войдут только его авторские композиции, такие как «Казахская рапсодия». Кроме того, работая с Chick Flick, он экспериментирует с электронной музыкой.


Олег Переверзев, казахстанский виртуоз
Олег Переверзев, казахстанский виртуоз

— Мне кажется, главное в жизни — найти дело, с которым ты справляешься лучше всего. Творчество — это путь в темноте; ты никогда не знаешь, что хорошо, а что плохо, пока не создашь что-либо. Я не смотрю далеко в будущее, а ставлю перед собой локальные цели и иду к их реализации. Конечно, хочется добиться признания, но главная цель всех моих начинаний — подарить людям частичку тепла и доброты в наше сложное время. Хочу, чтобы моя музыка нашла отклик в сердцах слушателей.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000