Ты можешь всё! Святослав Антонов 21 декабря, 2015 14:00

Неунывающий шал Ерболат Тогузаков: Как после 60 лет начать жизнь с чистого листа

Неунывающий шал Ерболат Тогузаков: Как после 60 лет начать жизнь с чистого листа
Фото: Мухтар Жиренов
Сегодня в рубрике «Вдохновляя на большее» мы расскажем вам о человеке, который всю жизнь любил кино, но сыграл свою первую роль, только выйдя на пенсию. Ерболат Тогузаков прославился после роли в картине «Шал». О том, каков был его путь к этому успеху, как после 60 лет начать жизнь заново и почему случайности вовсе не случайны, читайте в нашем новом материале.

Актер Ерболат Тогузаков
Актер Ерболат Тогузаков

Ерболат Касымович до своего дебюта в кино в 2008 году никогда не задумывался о карьере актера. Он ценил кинематограф, как зритель, в юности хотел быть оператором, но даже представить не мог, как круто повернется его жизнь в 63 года.

Ерболат Тогузаков родился 29 марта 1948 года в Алма-Ате. Недаром актер, которого прославила роль сельского старика, всегда считал себя коренным алматинцем. Отец Ерболата, Касым Тогузаков, был видным литературным деятелем, какое-то время работал секретарем Жамбыла. В литературных кругах страны он получил известность, как поэт и профессиональный переводчик русской классики на казахский язык. Мать актера в молодости работала в хоре Театра оперы и балета имени Абая.

Через несколько месяцев после рождения Ерболата его отец был репрессирован и сослан в Сибирь, как враг народа. Семья последовала за ним в ссылку и шесть лет прожила в далеком таежном поселке Мотыгино. В 54-м Касыма Тогузакова реабилитировали, однако клеймо сына врага народа легло на юного Ерболата надолго. Спустя десять лет именно по этой причине подающего надежды спортсмена не пустят на соревнования в Польше. В те годы Ерболат Касымович занимался борьбой. Его тренировал один из лучших мастеров СССР — Владимир Псарев, подготовивший пять олимпийских чемпионов. Сам актер скромно замечает, что чемпиона из него не вышло, однако он выигрывал республиканские и городские соревнования в юношеском разряде. Самое большое достижение Тогузакова на спортивном поприще — 6-е место на первенстве вооруженных сил СССР. В конце 60-х годов он поступил в Алма-Атинский институт народного хозяйства, где отучился на экономиста. В 1972-м будущий артист впервые переступил порог студии «Казахфильм».


У студии «Казахфильм»
У студии «Казахфильм»

— Мой отец вращался в творческих кругах. Я очень любил кино, запоем смотрел и драмы, и комедии. Тогда я мечтал стать оператором. Папа помог устроиться на студию. Поначалу мне говорили, что полгода я поработаю администратором, а потом смогу поехать учиться во ВГИК. Судьбе было угодно, чтобы все сложилось по-другому. С самого начала мне довелось работать с талантливейшим киргизским режиссером Толомушем Океевым. Он снимал тогда свою картину «Кок-Серек». Работа была очень интересной. Затем представилась возможность отправить меня от киностудии на курсы при Госкино СССР по специальности «директор кинопроизводства». Эта была редкая возможность, со всех республик Союза туда отбирали не больше 24 человек. Я прошел этот курс. Вернувшись в Алма-Ату, продолжил работать администратором.

Тогузаков проходит по коридорам киностудии, показывая нам самые интересные и живописные места «Казахфильма». Для него студия — что дом родной. Он провел здесь последние 45 лет своей жизни. Даже жил до недавних пор в общежитии неподалеку от киностудии.

— После окончания курсов я работал вместе с режиссером Мажитом Бегалиным над фильмом «Уральск в огне». К сожалению, эта картина так и не увидела экран, фильм был про гражданскую войну, и на каком-то этапе его зарубила цензура. Затем были «Мой прекрасный Туркестан», «Меч Махамбета», «Сардар». В качестве заместителя директора картины поработал и на таком масштабном проекте, как «Кочевник». За эти годы познакомился со множеством замечательных режиссеров, актеров и директоров кинопроизводства.


Во внутреннем помещении киностудии
Во внутреннем помещении киностудии

Сейчас Тогузаков говорит, что административная работа не была ему по душе, однако позволила изучить процесс кинопроизводства вдоль и поперек. В качестве администратора он занимался решением материально-технических вопросов, готовил площадку для съемок, находил интересные локации, договаривался об аренде техники и изготовлении декораций, организовывал питание и доставку актеров на площадку, следил за соблюдением съемочного графика. В качестве своеобразного бойца невидимого фронта Тогузакову довелось участвовать в создании многих известных картин, вошедших в золотой фонд казахстанского кино. Каждый раз он честно и ответственно выполнял свои обязанности, не хватая звезд с неба.

В середине 90-х в казахстанском кинопроизводстве наступил застой. В этот период Тогузакову, как и тысяче других людей, задействованных в процессе кинопроизводства, приходилось нелегко. Он подрабатывал на съемках в качестве декоратора и осветителя, занимался благоустройством территории киностудии. Актер до сих пор с гордостью вспоминает, что именно он создал декорацию с самолетом для картины 1998 года «Омпа» режиссера Сатыбалды Нарымбетова.


На съемках картины «Келін»
На съемках картины «Келін»

После многих лет застоя в 2008 году Тогузаков неожиданно оказался в новом для себя амплуа. Второй режиссер картины Ермека Турсунова «Келін» неожиданно предложил Ерболату Касымовичу, задействованному в съемках в качестве пиротехника, сыграть небольшую роль старика-отца невесты.

— Им нужен был колоритный и фактурный старик для небольшого эпизода, в котором отец невесты жадно торгуется за приданое, продавая свою дочь. Работая в кино, я видел, как играют многие известные и опытные актеры, и просто применил этот свой опыт. В итоге благополучно отсняли фрагмент в несколько дублей.


Кадр из картины «Путь домой»
Кадр из картины «Путь домой»

После первой роли у Тогузакова состоялся дебют в зарубежной картине. На этот раз его пригласил участвовать в съемках известный каскадер Жайдарбек Кунгужинов, каскадерская группа которого участвовала в постановке трюков для фильма Питера Уира «Путь домой». В картине снимались такие звезды, как Колин Фаррелл и Эд Харрис. Кунгужинов предложил Тогузакову небольшую роль старого монгола.

— Для роли мне нужно было обучиться верховой езде. Я с детства боялся лошадей, и Кунгужинов вместе с ребятами из каскадерской группы днями тренировали меня в цирке. Однажды на тренировки приехала директор по кастингу картины Джуди Редлоу. Она заметила меня и почему-то решила, что я больше подхожу для роли тибетского ламы. В итоге, чтобы отсняться в небольшом эпизоде, я поехал в Болгарию. Опыт работы с голливудскими кинематографистами был достаточно интересен. Я отметил для себя очень высокий уровень организации съемочного процесса и большое уважение к актерам. Несмотря на то, что мне в картине отводилась совсем крохотная роль, для меня выделили персональный вагончик. Я снялся в небольшом эпизоде, сыграв ламу, который пропускает американцев через Тибет. Этот момент вошел в итоговый монтаж картины. Фильм был номинирован на «Оскар». С тех пор я в шутку говорю, что уже три раза участвовал в картинах, номинированных на награды американской киноакадемии. Это «Путь домой», «Келін» и, конечно же, «Шал».

Начиная с 2009 года Тогузаков неоднократно играл в небольших эпизодах в различных картинах. Он засветился в роли уйгура Фаты в фильме «Подарок Сталину», сыграл в эпизоде в фильме «Груз 001». В 2010-м режиссер Фархат Шарипов дал ему небольшую роль гастарбайтера Кайрата в своей картине «Сказ о розовом зайце».

— С Фархатом я был знаком раньше. Однажды он просто предложил мне сыграть в его фильме. Роль была неплохая, впервые у моего персонажа на экране был какой-то текст. Кстати, меня до сих пор некоторые именно по этому фильму вспоминают. Не так давно женщина в московском аэропорту остановила и сказала, что ее муж видел меня в кино и хотел бы познакомиться. Я думал, что он «Шал» видел, а оказалось, что знает меня по «Зайцу».

Так же неожиданно, как и в картину Шарипова, Ерболат Касымович попал на кастинг нового фильма Ермека Турсунова «Шал». Его пригласил директор по актерам Махамбет Сарсенбаев. В кастинге участвовало 12 человек, и казалось, что у неопытного актера, до этого момента игравшего лишь эпизодические роли, нет никаких шансов получить главную роль в этой масштабной философской притче. Однако режиссер остановил свой выбор именно на Тогузакове.

— Турсунов пригласил меня к себе и предложил эту роль. Я был просто шокирован. Первое желание было — отказаться. Я так и сказал режиссеру: «Ты хоть понимаешь, что делаешь? Как можно звать на такую сложную роль, которая по сути делает весь фильм, непрофессионального актера?» Однако он упорствовал в своем решении, и я согласился. Турсунов обещал во всем помогать мне, и так оно и было. Режиссер и вся съемочная команда относились ко мне снисходительно, лишний раз не кричали на меня. Они старались как можно более понятно разъяснить мою задачу на площадке.


Съемки картины «Шал»
Съемки картины «Шал»

До начала съемок в картине «Шал» Ерболат Тогузаков даже не задумывался о карьере киноактера. Съемки в небольших эпизодах были для него лишь источником дополнительного заработка. Уже в процессе работы над фильмом Тогузаков осознал, что нужно относиться к этому делу серьезнее, и на нем лежит большая ответственность за судьбу картины.

— Для меня эта картина стала настоящим везением, счастливым поворотом колеса фортуны. Есть множество актеров выше меня классом, которые, возможно, сыграли бы лучше, однако повезло мне. Я точно знаю, что на эту роль планировали взять другого актера. Режиссер честно признался мне в этом. Однако тот кандидат не смог участвовать в съемках, и тут я подвернулся. Короче, это было чистое везение и явно не моя заслуга.

Тогузаков был хорошо знаком с содержанием произведения «Старик и море». Однако он сразу отметил отличия сценария фильма от литературного первоисточника и при работе над ролью больше опирался на него и рекомендации режиссера.

— Мне очень повезло с режиссером. Я просто старался слушать все его указания и в точности исполнять их.

— Мой персонаж — это очень сильный духом человек. Он не сдается перед опасностями. Даже находясь на грани смерти, он не унывает. Кроме того, у него велико чувство ответственности за родных и близких. Старик — свободный душой человек. Я не могу полностью соотнести себя с этим персонажем, однако мне искренне хочется быть похожим на него. Я сам стараюсь всегда подходить к делам с большой ответственностью и не опускать руки перед трудностями жизни. Еще у меня со стариком Касымом общее увлечение — мы оба любим футбол. Я смотрю все чемпионаты мира, начиная с 66 года.

Работа на картиной продолжалась два с половиной месяца. После первых недель съемок неопытный актер постепенно адаптировался и уже без труда вживался в свою роль.

— Я, городской до мозга костей человек, почувствовал себя настоящим сельским стариком, всю жизнь прожившим бок о бок с природой. Я стал говорить и думать, как мой персонаж. Наверное, через это проходят все актеры.


Во время съемок картины
Во время съемок картины

В работе над ролью Тогузакова также выручала его любовь к кинематографу. В тех или иных сценах он периодически вспоминал запомнившиеся аналогичные эпизоды из различных картин и черпал в них вдохновение для роли.

— Я сразу вспомнил старый норвежский фильм 50-х годов «Девять жизней». Там тоже людям приходилось выживать в тяжелых природных условиях. В сцене, где мальчик тащил меня по снегу, я вспомнил похожий эпизод в советской картине «Последний дюйм», в котором сын так же тащил своего отца. Такие ассоциации помогали мне понять, что я должен показать на экране.

Иной раз случались и опасные моменты. Самым экстремальным из них стала съемка вместе с волками, которых играли дрессированные полукровки — наполовину волки, наполовину собаки. В самом первом дубле с животным из-за неосторожности волк оцарапал лицо актера. В дальнейшем съемочная бригада относилась к этим сценам внимательнее.

— На площадке были соблюдены все меры безопасности. Во время съемок момента, когда я вырываю овцу из зубов волка, за кадром остались два снайпера, стоящих рядом и готовых в любой момент выстрелить, если животное нападет на меня. Тем не менее, так как я в обычной жизни даже собак опасаюсь, было небольшое чувство страха, но я его пересилил.

Тем, кто смотрел картину «Шал», наверняка запомнился прыжок старика в ледяную реку и дальнейшее спасение из нее вместе с охотником. В этом эпизоде Тогузаков также играл без дублера.

— Река, конечно, была не такая глубокая. Перед этим туда прыгнули каскадеры, чтобы убедиться, что мне эта задача по силам. Однако все равно пришлось нелегко. По сценарию мне нужно было тащить из реки человека. Это была трудная задача, и все эмоции в кадре были подлинными. Во время одного из дублей мы вместе с Ондасыном Бесикбасовым уплыли в сторону от камеры. Течение было такое сильное, что просто не смогли вовремя остановиться.

Несмотря на то, что Тогузаков бросил профессиональный спорт еще в юности, он на протяжении всей жизни продолжал поддерживать хорошую физическую форму, совершая утренние пробежки и занимаясь зарядкой. Это очень помогло ему на съемках фильма «Шал», когда на пожилого актера иной раз ложились значительные физические нагрузки.

— Режиссер четко следил за тем, когда я уставал. Помню, снимали эпизод, где мне нужно было ползти по снегу. Пальцы у меня страшно мерзли, в них словно иглы всаживали. Мы прерывали съемки несколько раз, я отогревался, а затем продолжали снова.



Чем дольше шли съемки, тем больше у актера возникало желание играть лучше с каждым следующим дублем.

— Один раз, когда мы просматривали плейбэк-видео отснятой сцены, я попросил переснять эпизод, чтобы я мог его улучшить. Режиссер тактично заметил, что каждый должен заниматься своим делом. После этого в процесс монтажа я уже не лез.

До премьеры Тогузаков искренне волновался, и даже немного опасался реакции зрителей на картину и его роль в ней. Однако публика по достоинству оценила работу Ерболата Касымовича. Коллеги по цеху обнимали его и поздравляли с успешной ролью.

— Мне лично была очень важна реакция на фильм моего брата. Когда после премьеры он вышел с сеанса и поднял большой палец вверх, а потом даже прослезился, я понял, что все сделал правильно. Меня очень удивила восторженная реакция широкой публики на мою роль.

Вместе с лентой актер объездил 11 стран, представляя «Шал» на различных международных фестивалях. Зрители даже в Австралии овациями встречали картину и исполнителя главной роли. Тогузаков получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Киношок-2013», а также золотую статуэтку «Алтын Адам» в номинации «Киноактер года».

После выхода на экраны фильма «Шал» начинающий актер в 63 года неожиданно обрел популярность. Его стали узнавать на улицах. Незнакомые люди просили дать автограф или сфотографироваться. Поначалу это немного смущало Тогузакова, но вскоре он понял: это следствие того, что зрители оценили его игру в картине.

— Когда людям искренне нравится то, что ты делаешь, это сразу видно. Благодаря освоению актерской профессии я познакомился с большим количеством людей. Круг моего общения сильно расширился.

Профессия изменила и финансовое положение Тогузакова. Ермек Турсунов, собрав деньги от меценатов и спонсоров, наконец подарил актеру собственное жилье. Он больше не перебивался случайными заработками, а стал регулярно сниматься в кино.


Во время съемок фильма «Инопланетяне ни при чем»
Во время съемок фильма «Инопланетяне ни при чем»

После «Шала» актер играл в основном эпизодические, но яркие роли в таких картинах, как фильм «Joker» Талгата Жаныбекова, «Инопланетяне ни при чем» Фархата Шарипова, «Путь лидера» Рустема Абдрашева, «Жол» Аскара Узабаева и «Тропинка к облакам» Миргалыма Есиркепова, в котором Тогузаков сыграл одну из главных ролей.

— Сейчас я практически не отказываюсь от ролей. В основном это образы фактурных стариков. В то же время стараюсь подбирать картины так, чтобы образы, сыгранные мной, отличались друг от друга.

Актер замечает, что любит работать в тех картинах, где режиссер позволяет ему проявить импровизацию, не зачитывая текст по бумажке.

— У меня есть проблемы с заучиванием большого количества текста, особенно, когда он написан литературным языком. Сталкиваясь с такой ролью, я предлагаю режиссеру, как я сам мог бы пересказать своими словами диалог. Пока что мне везло. Почти в каждой картине я мог быть естественным. Отчасти это были роли, где я играл самого себя.

Кроме работ в большом кино, актер снимается в сериалах, а также участвует в серии рекламных роликов сети магазинов электроники. В данный момент Тогузакову интересен любой новый опыт, даже в рекламе он находит для себя увлекательные моменты.

Ерболат Касымович продолжил сниматься и у Ермека Турсунова. Он сыграл эпизодическую роль в его картине «Кемпір», и даже воплотил женский образ в фильме «Жат». Тогузакова заметили за рубежом и начали приглашать в российские и украинские проекты. Одна из последних его работ — роль шамана в сериале «Черная река». Возможно, в ближайшем будущем он исполнит аналогичную роль уже в украинском сериале.

— Я до сих пор не считаю себя актером. Для этого нужно специальное образование и годы работы. Для меня это скорее профессиональное хобби.

У актера большие планы. Он хочет использовать все отпущенное ему высшими силами время, посвятив его кинематографу. Тогузаков задумывается над написанием собственного сценария. Как актер, он хотел был воплотить на экране еще несколько ролей, похожих на ту, что ему довелось исполнить в картине «Шал».

— Мне очень нравится советско-японский фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Очень хотел бы сыграть такую личность, живущую в полной гармонии с природой. Думаю, в этом образе есть и какие-то черты моего характера. Я кайфую от своей новой профессии и хочу заниматься ей дальше. 

Ерболат Тогузаков искренне верит в то, что в 60 лет жизнь только начинается. Он считает, что для людей его возраста главное — все время двигаться вперед, стремиться осваивать что-то новое, не опуская руки.

— Каждый раз, вставая по утрам, я говорю Богу спасибо за то, что у меня еще есть здоровье и силы, чтобы продолжать двигаться вперед. Недавно по телевизору видел, как 90-летний старик начал заниматься спортом. 60, 70, и даже 80 лет — это не предел для того, чтобы заняться чем-то новым. Я, к примеру, недавно начал осваивать компьютер. Главное, как мне кажется, — не становиться обузой для родных, а все время двигаться вперед. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000