Армия Григорий Беденко 12 апреля, 2016 08:00

Первым делом, первым делом... Су-30СМ!

Су-30 СМ Сил воздушной обороны Казахстана
Су-30 СМ Сил воздушной обороны Казахстана
Фото: Григорий Беденко
Год назад, в апреле 2015-го, на авиабазу Сил воздушной обороны Казахстана, расположенную в 12 километрах от Талдыкоргана, из российского Иркутска с авиазавода прибыли 4 новейших многофункциональных истребителя Су-30СМ (см. ссылку на репортаж ниже). Машины абсолютно новые — они должны были поступить в одну из частей воздушно-космических сил РФ, однако сыграла свою роль политическая составляющая: Казахстан как самый активный участник ОДКБ с наиболее протяженной южной границей и обширным воздушным пространством получил современную авиатехнику для усиления своего военного потенциала вне очереди и по ценам, установленным для ВС РФ. За прошедшие 12 месяцев летчики талдыкорганской авиабазы не только полноценно освоили эти великолепные самолеты, но уже и сами обучают молодых офицеров. Наш корреспондент Григорий Беденко провел полный световой день на полетах и подготовил репортаж о том, как проходит служба в самой передовой части казахстанских военно-воздушных сил.

Су-30СМ прибыли в Казахстан!

Сайт Григория Беденко

Су-30СМ (серийный модернизированный) — российский многоцелевой двухместный тяжелый истребитель поколения 4++ — уже год стоит на вооружении казахстанских военно-воздушных сил.

Возглавляет передовую воинскую часть казахстанский летчик-ас, полковник Жанибек Мирашевич Жумашев.

Для обслуживания и полетов на новейших машинах — «масловых», как их на авиационном сленге называют летчики, — выделена группа пилотов и технических специалистов.

Полеты обычно проводятся три раза в неделю, с одиннадцати часов утра и до шести вечера. В план боевой подготовки входят и полеты в темное время суток — они начинаются после обеда и продолжаются до 23 часов. Технический персонал в такие дни прибывает на аэродром задолго до начала основных мероприятий, примерно в 6:00. Это необходимо для того, чтобы подготовить матчасть к работе.

В день моего посещения авиабазы в полетах участвовали три из четырех Су-30СМ (четвертый находился на техобслуживании), звено Су-27БМ и Су-27УБМ2, а также самолеты третьего поколения, стоящие на вооружении СВО — МиГ-27 и МиГ-23.

Су-30 разительно отличаются от остальных самолетов базы, даже чисто визуально: другой дизайн, так называемая ливрея (окраска корпуса и опознавательные знаки на нем) — тоже другая.

Самолет оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что придает ему сверхманевренность.

Перед началом полетов технический специалист протирает остекление кабины спецсредством. Обзору летчиков не должны мешать пятна, вызванные осадками, которые создают блики.

Особого внимания заслуживает так называемое помещение высотного оборудования и снаряжения, где хранятся шлемы, кислородные маски и антиперегрузочные костюмы для летчиков. Здесь даже есть свой мини-музей, где собраны шлемы, в которых военные летали, начиная с 30-х годов прошлого века и до настоящего времени.

Снаряжение распределено по роду задач. Например, эти антиперегрузочные костюмы необходимы для высотных полетов с целью перехвата высоколетящих объектов.

Шлем у каждого летчика свой, лежит на своем месте с биркой, где указана фамилия офицера и его должность.

Для обычных полетов на относительно небольших высотах используется облегченное снаряжение, напоминающее особые комбинезоны. Летчику в них должно быть максимально комфортно, и ничто не должно сковывать его движения. Во время перегрузок, когда вес тела многократно увеличивается, это очень важный момент.

Всем этим разнообразным хозяйством заведует подполковник Евгений Аликин.

Любопытно, что для генералов из руководящего состава Сил воздушной обороны тоже есть индивидуальное снаряжение. В военно-воздушных силах по традиции летают все.

Тем временем в помещении штаба авиабазы начинается предполетное совещание. Командиры подразделений докладывают о готовности летного и технического состава.

Эти модельки истребителей предназначены для наземной отработки групповых полетов. На них командиры наглядно демонстрируют ведомым экипажам предстоящие маневры в воздухе.

Все воздушные коридоры отрабатывает старший штурман авиабазы полковник Александр Петручик.

Он также отвечает за точность соблюдения летчиками предписанных маршрутов.

Старший штурман доводит до личного состава план полетов на сегодняшний день.

Затем все сверяют часы с точностью до (+/-) 1 секунды.

Командир предупреждает личный состав о необходимости соблюдения регламента полетов и техники безопасности. У военных летчиков это особая тема, так как они имеют дело с боеприпасами.

Молодые летчики отрисовывают план поставленных полетных заданий с помощью лекал. Когда придет опыт, они будут все запоминать уже без лишней бумаги.

Финальный аккорд инструктажа: командиры обсуждают нюансы.

Тем временем летчики облачаются в комбинезоны.

Затем идут к своим машинам, которые уже подготовлены к полетам:





Первый вылет — ровно в 11:00.




Су-30 создавался как самолет для командного боя. Его бортовой ПФАР-радар, получивший наименование Н011 «Барс», значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях поколения Су-27 аналогичные системы.

По сути, с помощью этого узла тяжелый истребитель берет на себя функции самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров, группу танков — до 50 км, а морские цели — до 120 км. Самолет может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей.

Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманевренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный ущерб.

Единственное, что отличает семейство Су-30 от самолетов 5-го поколения, таких как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также новейшего российского Т-50, — это отсутствие стеллс-технологий. Впрочем, для Су-30 они и не нужны, он занимает другую тактическую нишу. Дело в том, что с такой мощной АФАР-системой самолет легко обнаруживается потенциальным противником. Стеллс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами — цель для них обычно подсвечивает самолет ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Такие системы, как «Хибины» и «Сорбция–С», могут не только «ослепить» радары вражеских истребителей, но и «вырубить» целые наземные комплексы ПВО.

Тем временем командир по плану полетов поднимает в воздух несколько других бортов.

Это истребители 4-го поколения Су-27, прошедшие модернизацию до уровня Су-27БМ2 и УБМ2.

Самолеты способны поражать наземные цели с помощью различной номенклатуры бортового вооружения, в частности, неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). Для выполнения учебных задач в 50 километрах от аэродрома функционирует полигон «Кызылагаш», расположенный рядом с одноименным печально известным поселком.

На Су-30 отрабатывается пилотаж и поражение наземных целей НУРСами.

Остальные летчики тренируются на истребителях-бомбардировщиках 3-го поколения МиГ-27.

У этих весьма неплохих для своего времени боевых машин еще достаточно обширный ресурс, поэтому их было решено пока не снимать с вооружения.

Летчики говорят, что это весьма неплохая платформа для применения современного высокоточного оружия по наземным целям.

В России МиГ-27 с вооружения уже сняты.

Однако во многих странах мира они еще в строю. К примеру, ВВС Польши, которая уже достаточно давно является членом НАТО, располагают парком самолетов, занимающих с МиГ-27 одну тактическую нишу. Это Су-22.

Один вылет занимает от получаса до сорока минут. Затем самолеты приземляются.

Командир эскадрильи майор Аслан Кулбасов сегодня выполняет обязанности летчика-инструктора на Су-30СМ. Он уже подготовил нескольких молодых лейтенантов к полетам на новых боевых машинах. Аслану 35 лет, родом он из села Саракемер, расположенного под Таразом.

— Я окончил Краснодарский военно-авиационный институт в 2003 году. Затем летал здесь, в Талдыкоргане, на самолетах МиГ-27 и МиГ-23 около 10 лет. Потом поступил в академию. В прошлом году набрали группу летчиков, в которую вошел и я, и направили в Иркутск на переобучение. Получил инструкторский допуск у российских летчиков-испытателей. За полгода выпустил трех молодых лейтенантов. Су-30 — машина сложная, готовиться надо много. Очень сложный, умный комплекс, который способен работать и по земле и по воздуху. Я уважительно отношусь ко всей технике, но на этом самолете полетит не каждый. Есть приоритет — должно быть не менее 500 часов налета. У меня налет был под 900 часов, когда я сел на этот самолет, а товарищи мои подчиненные, у которых был меньший налет, — у них переобучение немного затянулось: навыки не те. Опыт все равно сказывается. Распределение внимания, работа с аппаратурой кабины — здесь все по-другому. Интересно, что молодые достаточно легко обучаются.

Здесь много электроники — все цифровое. В плане управления старики быстрее привыкают, а те, кто моложе, — быстрее запоминают, у них легче получается работать с компьютерной частью машины.

Посадочная скорость Су-30 — около 260 км/ч. На полосе ее гасят специальные тормозные парашюты.

Отработав, садятся и МиГи.

Эти самолеты значительно меньше по своей массе, поэтому и парашют только один.

МиГ-23 используется, в том числе, и как учебная машина для вчерашних курсантов летных училищ.

После сброса парашютов специальная команда подбирает их и упаковывает в мешки.

Посадка одноместного Су-27БМ2.

Летчик был очень сосредоточен и даже не обратил внимания, что его снимают прямо у полосы.

Проход на малой высоте ребята сделали специально на камеру. Получился редкий красивый кадр.

Затем летчики покрутили фигуры.

Красивый взлет Су-30СМ с того же ракурса.

Су-30 — очень красивая машина и смотрится эффектно с любых ракурсов.

Момент сброса парашютов. Этот момент очень сложно снять — тонкая ткань и стропы улетают в сторону мгновенно!

На взлете Су-30 эффектно нагрел воздух.

Старший лейтенант Артур Хасанов родом из Уральска, ему 27 лет. Совсем недавно Артур совершил свой первый самостоятельный вылет на Су-30СМ.

— В 2006 году я по квоте поступил в Краснодарский высший военно-авиационный институт. В 2012 году его окончил. До этого еще в школе занимался планерным спортом, получил там 3-й разряд. Со школьной скамьи хотел стать военным летчиком. В Талдыкорган попал по распределению. Когда прибыл сюда, летал на МиГ-23, МиГ-27, участвовал в полетах на Балхаше на учебно-тренировочных L-39 и сейчас прохожу практическое переучивание на самолет Су-30СМ. 31 марта вылетел самостоятельно. Самолет просто отличный! Многое может. В отличие от тех типов, на которых я раньше летал, он на голову выше, чувствуется, что это действительно машина четвертого поколения с двумя плюсами: и аэродинамика, и навигация — самые наилучшие. У нас есть программа переучивания на самолет Су-30. Идет процесс теоретического обучения, потом контрольный полет, где инструктор проверяет полученные навыки. А самостоятельный полет — без инструктора — выполняю сам.

Еще одна интересная особенность Су-30СМ: он способен составлять радиолокационные карты местности.

Приветствие перед вылетом.

Казахстанский летчик-ас подполковник Нурлан Оразов в кабине Су-27УБМ2. Сегодня он занимает должность заместителя командира авиабазы по воспитательной работе.

Прибытие самолета на стоянку после выполнения полетного задания.

Летчики покидают кабину, затем начинается обслуживание машины — проверка технического состояния, дозаправка и т. п. Процесс продолжается где-то около получаса.

Самое сложное — зарядка установок дня стрельбы НУРСами и размещение под консолями крыла авиационных боеприпасов.

Парный взлет Су-27 БМ2 и УБМ2.

Ребята показали красивый пилотаж.

После приземления молодой летчик общается с опытным на предмет устранения ошибок.

Тем временем летчики в очередной раз занимают свои места в кабине подготовленного к вылету Су-30.

Полеты продолжаются до 18:00, с перерывом на обед, который, как известно, по расписанию даже в случае начала реальных боевых действий.

На скамейке у летной столовой образовался импровизированный натюрморт.

Во время полетов один из бортов ненадолго увозят на техобслуживание.

Флаг Сил воздушной обороны РК над контрольно-диспетчерским пунктом (КДП).

Сам КДП расположен в спецпомещении, из которого открывается полный обзор на аэродром, даже на его гражданский сектор.

Су-30СМ активно применялись в Сирии Военно-космическими силами России. Вообще, опыт этой военной кампании показывает, что авиация на сегодняшний день является грозной силой в любом театре военных действий, даже таком запутанном и специфическом, как сирийская гражданская война. И массированное применение авиационных средств может за довольно короткий период кардинально изменить ход течения таких вооруженных конфликтов.

На сегодняшний день истребители семейства Су-30, кроме Казахстана и России, стоят на вооружении 8 стран мира. Это Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и Уганда. Самая большая группировка Су-30 в конфигурации Су-30МКИ (экспортный вариант) находится в Индии — около 225 машин.

Тем временем в КДП идет активная работа.

Подразделение военных диспетчеров руководит всеми полетами боевой авиации базы.

И находится в постоянном контакте с гражданскими структурами «Казаэронавигации».

Начальник группы руководства полетами подполковник Максим Мязин.

На Су-30 установлено множество современных узлов, таких как оптический радар обнаружения целей, а также встроенный в шлем летчиков интерфейс системы наведения вооружения. Он позволяет управлять боевыми системами самолета буквально поворотом головы.

Любопытные детали: в 2005 году Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015-м в Великобритании в рамках международных учений «Индрахануш» («Радуга») были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Британии со счетом 12:0. (Википедия).

Аэродромная кошка с интересом наблюдает за полетами.

На стоянке между вылетами. Сверхманевренность Су-30СМ придает, в том числе, переднее горизонтальное оперение, которое резко отличает внешний вид самолета от его более ранних аналогов.

Маленькая традиция. Замечал подобное в разных частях ВВС. Очевидно, такой знак показывает полную готовность самолета и экипажа к работе.

Интервью с командиром авиабазы полковником Жанибеком Жумашевым:

VOX: Жанибек Мирашевич, как идет освоение самолета?

— C момента прибытия Су-30СМ к нам на авиабазу серьезную поддержку нашим летчикам оказывали российские коллеги. Была сформирована казахстанская группа из наиболее подготовленной части личного состава. Ранее эти летчики эксплуатировали МиГ-27 и Су-27. Летали совместно с россиянами. Это позволило в кратчайшие сроки — уже через месяц — принять участие в параде в честь 70-летия Великой Победы в Астане. Затем приступили к отработке сложного пилотажа и применения самолета по наземным целям. После окончания договорных обязательств в конце 2015 года россияне уехали, а мы стали летать самостоятельно, затем приступили к тренировкам молодых лейтенантов. Тренируем их на групповую слетанность, на сложный пилотаж, а также обучаем полетам по боевому применению по различным целям — наземным и воздушным.

VOX: Разница чувствуется?

— У этих самолетов, безусловно, есть преимущество. К примеру, по сравнению с Су-27, радиолокационная станция на порядок мощнее. Она способна подсвечивать цели на значительно больших дистанциях. Совсем другие возможности использования прицельного комплекса по наземным объектам. Если Су-27 используется по наземным целям только при визуальном контакте с целью, то Су-30 может по ним работать без визуального контакта — в ночных условиях, в сложных метеоусловиях, в режиме навигационного бомбометания. Таких возможностей у Су-27 нет. Мы уже применяли новую технику в подобных условиях, и наш летный состав показал неплохие результаты — в установленное время и с большой точностью на полигоне поражались цели. Использовались неуправляемые авиабомбы, причем с различных высот. Главным достижением стало бомбометание с 5 тысяч метров. Там были отличные результаты по точности и времени попадания. Стреляли также из пушечного вооружения и неуправляемого ракетного вооружения.

VOX: Известно, что Су-30 обладает сверхманевренностью. Вы уже пробовали что-то из такого пилотажа?

— Были показаны все возможности этого самолета при первоначальном обучении летным составом Российской Федерации, а на данный момент наши летчики эксплуатируют его в тех рамках, которые обозначены в руководстве по летной эксплуатации — в тех маневренных характеристиках и тех маневрах, которые там описаны.

VOX: Сколько людей уже подготовлено?

— Из числа инструкторов у нас на данный момент имеются 4 специалиста. Это наши же летчики, которые в прошлом году приступили к самостоятельным полетам на Су-30. Их подготовка прошла менее чем за год. Из них двое могут работать и по воздушным, и по наземным целям. И мы на данный момент подготовили четырех молодых летчиков — лейтенантов-выпускников. Из них один выполняет самостоятельные полеты по боевому применению по наземным целям с хорошим качеством.

VOX: Планируется ли расширение авиапарка Су-30?

— Да, планируется в ближайшее время — в 2016-м году — закупка нескольких самолетов, в 2017 году — до 4–6 самолетов, в зависимости от возможностей нашего государства. Но в целом мы планируем в ближайшие 3 года до 12 самолетов иметь здесь, уже у нас на авиабазе.

VOX: Какова дальнейшая судьба самолетов 3-го поколения?

— У МиГ-27 еще есть возможности для эксплуатации. Будем на них летать до окончания гарантийных сроков по времени их эксплуатации. Будем их максимально использовать. А Су-27 будем эксплуатировать до 2020-х годов. У них есть ресурс. И также руководством рассматриваются варианты капитального ремонта тех самолетов, у которых будут выходить сроки. Су-27 свою актуальность на данный момент не потерял. Возможности для воздушного боя остаются такими же относительно самолетов других стран. И, несмотря на то, что имеются самолеты нового поколения, такие как Су-30, Су-34, Су-35, на данный момент Су-27 остается актуальным по эксплуатации, по своим возможностям — в том числе, маневренным возможностям — и по своему потенциалу. В дальнейшем их судьба будет зависеть от того, возьмутся ли за продолжение жизни этих машин заводы-изготовители и авиаремонтные предприятия. Насколько я знаю, на данный момент они во многих странах эксплуатируются, и еще их хватит на десяток лет, как минимум, при своевременном проведении ремонтных работ.

VOX: Каковы дальнейшие планы по подготовке летного состава? 

— Мы постепенно поэтапно переходим на подготовку летного состава на новой технике. У нас также имеются молодые летчики на Су-27, которые на данный момент проходят практическую подготовку. Есть летный состав, который теоретически переучивается. Мы не убираем в сторону Су-27, также продолжаем подготовку молодого летного состава на Су-27. На Су-30, по мере поставки самолетов, мы будем наращивать и количество летного состава. Соответственно будем переводить с одного типа на другой — более современный.

Полеты в части по плану завершаются ровно в 18:00.

Впереди сложный и долгий путь…

И еще немного атмосферного видео:












Редакция Vox Populi благодарит командование Сил воздушной обороны РК за предоставленную возможность для съемки этого репортажа. Отдельное спасибо полковнику Е. М. Джумагалиеву.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000